Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

XVIII век. Развитие методики естествознания




В Древней Руси не было предметов, касающихся природы. Всё обучение строилось на чтении церковных книг, письме, пению в церкви.

Только при Петре I образование стало носить более профессиональный подход и первая школа, которая включала в себя преподавание элементов географии, открылась в Москве, в 1701 году.
Это была «школа математических и навигационных наук». Такая же школа была открыта в Санкт-Петербурге, в 1715 году. География уже преподается как обособленный предмет.
В 1761 г. М. В. Ломоносов вместе с детьми крестьян отправляется на поиски руд, драгоценных камней и металлов. Он полагал, что детское стремление к познавательной деятельности окажет помощь в исследовании минеральных богатств Российского края. Михаил Васильевич составил анкету, в которой содержалось 30 вопросов о городах, провинциях и губерниях государства. Эта анкета может числиться первой программой краеведческого изучения территорий.

* Стремление объяснить значимость знакомства учеников с природой, их окружающей, совершалась известным общественным деятелем начала XVIII века Н. И. Новиковым. В статье «О воспитании и наставлении детей» он рекомендовал водить детей и показывать им как «обрабатываются многоразличные богатства земли, как приготавливаются они к употреблению для пользы людей, чтобы дети могли знать главнейшие орудия, употребляемые в труде и почитать надлежащим образом людей, занимающихся трудом».
* Мысли учёных пeрeдoвoгo фронта своего времени нашли выражение в «I Устав для народных училищ Российской империи», написанным под наставлением Ф. И. Янковича. Он учредил 2 типа училищ: главные народные училища (в губернских городах) и малые народные училища (в уездных городах). Указом Екатерины II были введены дисциплины естествознания и географии. В уставе сообщалось о неoбхoдимoсти «Собирать естественные вещи изо всех трех царств природы, потребных к изъяснению и очевидному познанию естествознания, истории, особливо же всех домашних естественных тоя губернии произведений в коей главное народное училище находится».
Зарождение методики преподавания естествознания связанo с именем Василия Федоровича Зуева (1754–1794). Сын солдата Семёновского полка, он смог получить хорошее академическое образование, защитил диссертацию. В. Ф. Зуев 6 лет провёл в Сибири, посвятив время изучению природы, экспедицией руководил П.С. Паллас. Вернувшись домой, он занялся преподаванием в учительскoй семинарии. Ему было вверено составить первый российский учебник пo естественнoй истoрии. В XVIII в. существовали зарубежные учебники, описывающие природу, но начинали своё учение они со строения человеческого тела и организмoв живoтных. Не включали они в себя и методические указания для педагогов. Поэтому В.Ф. Зуев впервые в России составил учебник ещё и с методическими пунктами, сделав отбор по содержанию и последовательности преподавания курса естествознания.
В 1786 году был опубликован без указания фамилии учебник в двух книгах: «Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи». Учебник состоял из 2-х частей. В первой части изучались «ископаемое царство» (минералы и горные породы) и «прозябаемое царство» («прозябение» – растение); во второй – «животное царство» (сюда же включалось описание человеческого тела).
Таким образом, В. Ф. Зуевым была впервые определена последовательность изучения природы, лежащая в основе современного дидактического правила: «от неживого – к живому».
Отбор содержания учебного материала осуществлялся с учетом практической направленности обучения. В учебнике приводится описание 148 растений и 157 позвоночных животных, имеющих значение для человека. Аналогично К. Линнею, учёный уместил человека среди животного царства, что было с его стороны довольно смелым поступком.
Описание животных собрано по цельному плану: внешний вид и образ жизни животного, указание приносимой пользы и его хозяйственного использования. Впервые В. Ф. Зуев высказал требования по охране промысловых животных. В описании домашних животных указываются советы по уходу за ними. Живо, образно и ярко написан учебник.
Во введении учителям предлагается строить урок в форме беседы с использованием предметной наглядности, а при невозможности показа натурального объекта показывать картину. В. Ф. Зуев издал атлас «Фигуры по естественной истории» как приложение ко второй части книги. Рисунки животных размером со страницу учебника во время урока раздавались учащимся.
К первой части учебника картин не было, так как автор считал, что изучение минералов и растений должно проходить с применением натуральной наглядности. В предисловии к учебнику автор дал методические указания учителям: «…каждое… народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений, которые, следовательно, наипервее и должны быть собраны, а, познавая соседственные, узнает, как у себя и чужие заводить и свои размножать, удобрить и распространять должно».
Для знакомства с местной природой предлагалось проводить экскурсии.
На фоне общепризнанного словесного преподавания эти мысли В. Ф. Зуева были передовыми и важными для осуществления связи обучения с практическими вопросами жизни.
Таким образом, уже в первом учебнике естествознания содержалось требование познавать природу «от близкого к далекому».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.