В начале XX в. Министерство народного просвещения было вынуждено ввести изучение естествознание до 7 класса средней школы. В 1901 г. в гимназиях действовала программа, составленная профессором лесного института, знаменитым натуралистом Д. Н. Кайгородовым. Задачу школы он видел в том, чтобы «быть не чужим, а своим природе» По научным взглядам Д. Н. Кайгородов был креационистом и антидарвинистом. Он указывал, что «изучение Божьих творений вообще составляет для человека как необходимость, так и одну из лучших обязанностей, потому что, изучая и познавая эти творения, он получает возможность извлекать для себя из них и наибольшую пользу и в то же время научается познавать всю бесконечную премудрость сотворившего их». Ученый отрицал необходимость формирования у младших школьников научной системы знаний о природе. Признавая «биологический метод», Кайгородов отдавал предпочтение «принципу общежития», как наиболее способствующему раскрытию божественной мудрости творца. В основу его программы было заложено изучение природы «по общежитиям» (лес, луг, поле, степь, сад, пруд, река, болото и др.) тех или других растений и животных, с их разнообразными взаимодействиями друг на друга, в связи с неорганической природой (почва, берег, дно) и в связи с временами года. Его труды послужили развитием экскурсионного дела и методики проведения фенологических наблюдений.
Методику проведения уроков в начальной школе в это время разрабатывал известный методист Леонид Сафонович Севрук(1867–1918). Ученый мыслил ведущими методами обучения беседу и рассказ, тесно связанные с наглядными методами обучения, под которыми понимал и проведение опытов самими учащимися. В то время это было единственное методическое руководство по курсу естествознания, в котором сохранялось правило «от неживого к живому». Разработкой содержания образования в начале XX в. занимался известный методист-естественник Иван Иванович Полянский(1872–1930). Он считал, что материалом для первоначального курса природоведения должно быть то, что окружает ребенка, те «предметы и явления, которые встречают дети в данной местности: окружающие школу деревья, разводимые человеком растения, домашние животные, наблюдаемые поблизости пласты земли и камни, соседний ручеек и т. п.» и «..лишь постепенно, по мере умственного развития ребенка можно переступить пределы того, что его окружает и переносить воображение к дальним странам». В его книге «Методика начального естествознания», увидевшей свет в 1917 году, большое внимание уделялось развитию познавательных процессов младших школьников на уроках естествознания. Важным условием развития логического мышления детей ученый считал накопление фактического материала в первых двух классах школы. Этому должны способствовать предметные уроки с натуральными природными объектами. И. И. Полянский предлагал организовывать их в форме эвристического процесса. Большое внимание И. И. Полянский уделял разработке различных форм организации учебного процесса. Основной формой он считал уроки, которые подразделял на несколько типов: уроки изучения нового материала, предметные и обобщающие. Домашние задания должны быть дополнением к урокам. Важной формой наряду с уроком он считал экскурсию.
В период с 1901 по 1917 г. особенно ярко проявилась деятельность известного методиста Валериана Викторовича Половцова(1862–1918). Ему принадлежит заслуга внедрения в русскую школу биологического направления. Суть его хорошо раскрыта в следующих словах: «Мы должны изучать живых существ в связи с их образом жизни, отношение их к окружающей среде, воздействие на них как внешних физических факторов, так и сожительствующих в той же среде организмов.» В. В. Половцов выделил два положения, характеризующих «биологический метод»: «формы должны быть изучаемы в связи с отправлениями, образ жизни должен изучаться в связи со средой обитания». По существу, эти требования были началом экологического образования школьников. Впервые в истории Петербургского университета В. В. Половцов начал читать для студентов лекции по курсу методики естествознания. Они были изданы в 1907 г. под названием «Основы общей методики естествознания». Эта книга служила руководством к работе для большинства русских педагогов-естественников. В ней автор предлагал при изучении естествознания раскрывать природные связи и отношения, доступные для наблюдения учащихся данного возраста. Интересен опыт создания учебных пособий для младших школьников известным методистом В. П. Вахтеровым. Его книги для чтения «Мир в рассказах для детей» предназначались для самостоятельного изучения и требовали проведения наблюдений в природе и постановки простейших опытов. В. П. Вахтеров придерживался взглядов К. Д. Ушинского и А. Я. Герда и боролся против формализма в образовании. Много внимания методист уделял развитию познавательной активности детей при обучении естествознанию. В его основном труде «Предметный метод обучения» (1907) содержатся требования к использованию наглядных пособий, проведению предметных уроков и экскурсий. Большое значение для развития методики имел выход в 1916 году книги «Практические занятия по естествознанию в начальной школе» К. П. Ягодовского. Она содержала теоретическую и практическую часть и служила методическим руководством для учителей начальной школы.
Заключение:
Сложными были процессы становления, формирования и развития методики преподавания естествознания. Имея 300-летнюю историю развития до советского периода, курс начального естествознания 2 раза исключали из школ, сроком на 15 лет.
Однако, демонстрационный метод обучения уже не мог покинуть сферы дидактики. При изучении природы родного края отмечалась высокая степень восприятия и осмысления информации, т.к. было расширенный перцептивный процесс:включение зрительной, слуховой, кинестетической систем. Опыт знакомства детей с окружающим миром обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и в динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий, их порождающих.
Эффективность методики преподавания естествознания достигается при активном участии в демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
Важным этапом в начальном курсе естествознания становится экскурсия. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углублённым его изучением или для закрепления изученного, оставляя персеверирующий образ в памяти ребёнка. Экскурсия, как один из разновидностей методов демонстрации, обеспечивает изучение предметов. Процессов, технологий существующих в реальной действительности(завод, фабрика), изучение растительного или животного мира(лес. Поле, зоопарк, ферма, аквариум..)
Столь близкое взаимодействие детей с природой обеспечивает объёмное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала.
Список литературы:
1. Е. В. Григорьева. «Методика преподавания естествознания». Учебное пособие для вузов. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».
2. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.: «Просвещение», 1990 - 192 с
3. Верзилин М.В., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.- М.: «Просвещение», 1983 – 384 с.
4. Работы В.П.Вахтерова и Л.С. Севрука
5. Рубинштейн М.М. Основы общей методики. -М.: Мир, 1927. -176 с.
6. Скаткин М.Н. Методика преподавания естествознания в начальных классах. -М.: Учпедгиз, 1959. 214 с.
7. Федорова В.Н. Развитие методики естествознания в дореволюционной России. -М.: Учпедгиз, 1957. 434 с.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление