Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История этических учений




Тема 1. Предмет и задачи этики. Профессиональная этика.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Этика» относится к вариативной части образовательной программы (ОП) бакалавриата.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (ЗЕТ), т.е. 72 академических часа учебной занятий и самостоятельной учебной работы студента.

Курс «Этика» логически и содержательно связан с проблематикой ряда социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин, является продолжением изучения дисциплины «Философия».

Приступая к процессу изучения дисциплины, студент должен владеть базовыми знаниями в области философской проблематики, истории философии, теории культуры; быть знакомым с интерпретацией культуры как мира особых нормативных порядков.

Этика как философская наука, специфика ее объекта и задач. Происхождение и содержание термина «этика». Соотношение понятий «этика», «мораль» и «нравственность», их этимологическая близость и смысловые нюансы. Мораль как специфическое социальное явление. Социальная природа морали. Императивность, нормативность и оценочный характер морали. Социальные функции морали: Регулятивная функция. Мораль в системе механизмов социальной регуляции. Мораль и право. Особенности моральной регуляции. Познавательная функция. Специфика морального способа познания и освоения мира. Воспитательная функция. Оценочно-императивная функция. Мировоззренческая функция.. Социальные коллизии ХХ века и нравственный кризис индустриально-развитого рыночного общества. Общая характеристика его признаков. Социальные факторы, актуализирующие нравственные проблемы в современном российском обществе: процесс «переоценки ценностей» и смена нравственных приоритетов; тотальный плюрализм всех сфер общественной жизни; нравственный релятивизм. Нравственный прогресс: определение, сущность и проявления в ходе цивилизационного развития. Профессиональная этика. Место профессиональных кодексов в системе морали. Виды профессиональной этики. Этика бизнеса и деловых отношений. Смертность человечества как проблема современного философского мировоззрения. Проблема смертной казни. Эвтаназия.

Социально-исторические предпосылки зарождения философско-этического мировоззрения в Древней Греции. Гесиод -первый моралист в истории европейской культуры. Противопоставление сущего и должного в его утилитаристской моральной проповеди. Осмысление принципов меры и самоограничения в высказываниях семи мудрецов. Проблема нравственного переустройства общества в учении пифагорейцев. Мудрость как критерий нравственности и элементы диалектики в этических представлениях Гераклита. Обобщение этических взглядов в этике Аристотеля. Установка на прикладное, практическое значение морали, социальная ориентированность этической рефлексии (взаимосвязь этики и политики) Этика Средневековья. Этические учения, сформировавшиеся в лоне ортодоксальной христианской религии: объективно-божественное обоснование морали в учении Августина Блаженного. Основные положения его этики: Бог – источник добра и блага; зло – отклонение воли человека от Бога в пользу собственного бытия; любовь – универсальная движущая сила; добродетель – определенный порядок в любви. Попытки примирения веры и разума, морали и религии в этике Фомы Аквинского как результат рационализации миропонимания. Интерпретация этики Аристотеля на основе морального идеала христианства. Представления о высшем благе и блаженстве. Этическая рефлексия Нового времени. Отделение морали от теологии, саморефлексия и скептицизм моральной личности в этическом эмпиризме М. Монтеня. Отражение поисков универсального метода познания в рационалистической этике Р. Декарта». Нравственный дуализм в учении Р. Декарта. Развитие рационалистического метода в этике Б. Спинозы. Отрицание свободы воли и выбора индивида в пантеистическом мировоззрении философа. Теория морали Канта как «этика долга». Этические теории второй половины ХIХ-ХХ веков Э тика пессимизма. Истоки и обоснование пессимизма как мировоззрения. Пессимистическая концепция морали А. Шопенгауэра. Имморализм философской концепции Ф. Ницше. Этика утилитаризма. Развитие гедонистических и эвдемонистических традиций в этике утилитаризма. Утилитаризм как «социальный гедонизм». Этика неопозитивизма. Попытки применения лингвистического анализа к моральным явлениям. Эмотивистская теория морали как одно из течений субъективно-идеалистического учения неопозитивизма (А. Айер, Б. Рассел, Р. Карнап и др.) Отрицание объективных оснований и нормативного характера морали. Эмотивность и релятивизм этических категорий. Моральные суждения как средства убеждения и эмоции субъекта, не подлежащие обоснованию или опровержению. Отождествление нравственности с политикой. Гуманистическая этика. Интерпретация идей классического психоанализа в неофрейдистской этической теории Э. Фромма. Два типа нравственной ориентации. Выбор между биофилией и некрофилией как основная альтернатива этики. Плодотворное и неплодотворное поведение: признаки и характеристики. Учение о совести: авторитарная и гуманистическая совесть. Нравственные ценности в структуре морального сознания: особенности и проблемы типологии. А. Швейцер и его философия «благоговения перед жизнью» как основа этического обновления человечества, формирования универсальной космической этики. Нравственное совершенствование индивида как средство возрождения культуры. Этический иррационализм Н.А. Бердяева и этика «всеединства Вл. Соловьева. Этика экзистенциализма. Отражение противоречий и эволюции нравственных представлений в этической концепции Н.А. Бердяева. От противопоставления «трансцендентальной» и «исторической» морали – к этическому абсолютизму. Влияние учения И. Канта (о человеке как самоцели и его свободе) и идей Ф. Ницше (о сверхчеловеке) на формирование индивидуалистического подхода к проблеме личности у Бердяева. Осмысление понятий «бытие» и «свобода» в традициях экзистенциализма. Последующее отрицание абсолютного значения морали и обоснование морального индивидуализма и релятивизма. Этика «всеединства». Онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты принципа всеединства в учении Вл. Соловьева. Идейные и теоретические источники. Отношение к эмпирическим и рационалистическим теориям нравственности. Религиозно-мистическое обоснование морали. Осмысление природы добра, «высшего блага» в контексте принципа «положительного всеединства». Проблема цели и смысла человеческого бытия как главный вопрос этики. Идея богочеловека и богочеловечества. Учение Вл.Соловьева о трехосновности морали (стыд, жалость, благоговение) и основных нравственных принципах (аскетизм, альтруизм, богопочитание). Субъективная и объективная (общественная) этика. Абсолютизация роли нравственного фактора в общественной жизни. Интерпретация принципа всеединства в теориях С.Н. Булгакова, Е.Н. Трубецкого, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, П.А. Флоренского




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.