Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дипломная работа 1 страница. Связь социальной тревожности и увлеченности компьютерными играми




Список литературы

Заключение

Выводы

Связь социальной тревожности и увлеченности компьютерными играми

Игры, в особенности онлайновые ролевые, часто ассоциируются с высоким уровнем увлечения («аддикции» в терминологии некоторых авторов), которая влечет за собой негативные последствия, в том числе нарушение социальной жизни. Мы уже рассматривали связь социальной тревожности и онлайн-игр. Хотя в теории такая связь предполагалась, на практике она отсутствовала. Сейчас мы рассмотрим предположение, что большая степень увлеченности играми и больший «игровой стаж» связаны с более высоким уровнем социальной тревожности, как следствием продолжительного влияния игр. Для этого посчитаем корреляцию шкал и субшкал опросника LSAS с суммарным баллом по опроснику «Увлеченность компьютерными играми», с оценкой количества проводимого за играми времени, а также с игровым стажем и этапом увлеченности играми. Результаты подсчетов приведены в таблице 20.

Как видно из таблицы, суммарный балл и проводимое за игрой время положительно коррелируют с общим страхом и страхом социального взаимодействия. С другой стороны, отсутствуют корреляции с игровым стажем и этапом увлеченности играми. Это опровергает предположение о том, что игры вызывают социальную тревожность, поскольку в противном слуаче было бы заметно влияние стажа игры.

 

Таблица 20

Связь результатов опросника «УКИ» с социальной тревожностью

  Общий страх Страх социального взаимодействия Страх действий на публике Общее избегание Избегание социального взаимодействия Избегание действий на публике Общая социальная тревожность
Суммарный балл 0,32 0,30 0,29 0,11 0,13 0,08 0,23
Время за игрой 0,21 0,24 0,15 0,11 0,17 0,03 0,17
Игровой стаж -0,00 0,03 -0,03 -0,04 0,01 -0,08 -0,02
Этап увлеченности 0,02 -0,00 0,04 -0,01 -0,01 -0,01 0,01

 

Таким образом, увлеченность играми является не причиной а следствием высокой социальной тревожности. Учитывая тот факт, что опросник включает в себя не только онлайн, но и однопользовательские игры, а связь социальной тревожности и MMORPG не подтвердилась, мы приходим к выводу, что более высокий страх взаимодействия коррелирует именно с однопользовательской игрой. Это объясняется большей привлекательностью игр для тревожной личности.

1. Социальные сети и некоторые другие формы общения онлайн действительно связаны с более низкими уровнями социальной тревожности. В то же время уровень социальной тревожности не связан с игрой в онлайн-игры и использованием интернета как такового. Уровень социальной тревожности у респондентов из всех трех выборок не различается, поскольку социальные сети пользуются одинаковой популярностью среди всех групп пользователей. Однако, респонденты из выборки «IT-специалистов» чаще прибегают к избеганию социального взаимодействия в силу личностных особенностей.

2. Высокие уровни социальной тревожности связаны с большей степенью одиночества. Различия между выборками «онлайн-игроков» и «социальных сетевиков» по уровню одиночества отсутствуют, в то время как «IT-специалисты» демонстрируют более высокий уровень одиночества, что связано с уже упомянутыми личностными особенностями.

3. Высокие уровни социальной тревожности связаны с менее конструктивными копинг-стратегиями. Респонденты с высокой социальной тревожностью реже предпринимают усилия по поиску решения и чаще направляют их на изменение своего эмоционального состояния.

4. Более высокая социальная тревожность связана с более высоким уровнем увлечения однопользовательскими компьютерными играми и большим количеством времени, проводимого за компьютером, но не связана с игровым «стажем» и игрой в онлайн-игры. Таким образом, социальная тревожность не является побочным эффектом от игр, а связь объясняется большей привлекательностью однопользовательских игр как вида развлечений для игроков с высокой социальной тревожностью.

Современные информационные технологии все прочнее и прочнее входят в нашу жизнь. Интернет, ставший, без сомнения, одним из величайших достижений науки и техники в XX веке, продолжает расти быстрыми темпами. Все больше людей используют интернет для учебы и работы, общения и развлечений. Однако, в силу своей новизны, стремительности, с которой он приобрел популярность, и высокой изменчивости, Интернет остается достаточно мало изучен с психологической точки зрения, а исследования по этой тематике появляются медленнее, чем новые тенденции в самом Интернете. Например, социальные сети, имеющие на сегодняшний день колоссальную популярность, начали ее набирать лишь 6-7 лет назад, а в Россию пришли в 2006 году.

Вместе с тем, существуют и неоднократно высказывались в научных работах серьезные опасения по поводу возможного негативного влияния сети интернет, компьютерных и видеоигр на пользователей. Некоторые исследователи даже стали рассматривать крайние проявления увлеченности работой в интернете и компьютерными играми как еще одну форму аддиктивного поведения. Часто в список негативных последствий использования интернета попадают изменения в социальной жизни: переход от общения с «реальными» людьми к общению с «интернет-друзьями», одиночество, стеснительность и более высокий уровень страха общения, социальная изоляция. При этом важно отметить, что многие исследователи не делают различия между разными интернет-сервисами, используя некий совокупный показатель «увлеченности» или «злоупотребления», что, на наш взгляд, не является правомерным. Это рождает предположение, что использование определенных возможностей интернета может быть причиной возникновения такого расстройства, как социофобия.

Социофобия характеризуется сильным страхом возникающим в связи с ситуациями общения и социального взаимодействия, выполнения определенных действий на публике, например страха выступлений перед аудиторией. Это одно из самых распространенных расстройств, встречающееся примерно у 13-15% населения. Главным показателем, который определяет наличие социофобии, является социальная тревожность.

В нашей работе мы попытались оценить, насколько высокие степени социальной тревожности (т. е. социофобии) присущи различным группам пользователей сети интернет, и как социальная тревожность связана с другими часто приводимыми в ее контексте показателям, такими как одиночество и неконструктивные копинг-стратегии. Мы также рассмотрели вопрос о влиянии увлеченности самым «опасным», по мнению некоторых исследователей видом сетевой активности - онлайновыми компьютерными играми - на возникновение социальной тревожности.

Проведенное исследование дало ответы на все поставленные в ходе его разработки вопросы. Один их главных вопросов, которые мы ставили перед собой — действительно ли использование интернета связано с большей социальной тревожностью? На основании полученных данных мы можем дать следующий ответ. Интернет «в целом» не связан с социальной тревожностью и большей, чем в среднем по популяции, распространенностью социофобией. В то же время его использование, как мы и предполагали, может значительно различаться по качественным и количественным показателям, что позволяет выделить некоторые группы пользователей. Отдельные виды сетевого общения, такие как общение по «аське», звонки через интернет и общение посредством социальных сетей, связаны с более низкой боязнью и избеганием общения и социальной тревожностью. В то же время например пользователи, предпочитающие бесцельно «блуждать» по сайтам, или совершать в интернете покупки проявляют более высокую степень социальной тревожности. Однако большинство сервисов, в том числе новостные, информационные и развлекательные сайты, работа и учеба в интернете, а также онлайн-игры не связаны с изменением социальной тревожности ни в большую, ни в меньшую сторону.

Здесь нужно сделать оговорку: хотя использование интернета в профессиональной деятельности не связано с какими либо особенностями, среди таких людей все же можно выделить одну особенную группу: это IT-специалисты, работа которых связана с самими сетями и компьютерными технологиями. Респонденты этой группы отличались повышенным избеганием ситуаций социального общения, в то же время не отличаясь от других пользователей по остальным показателям социальной тревожности, страха и избегания. Это говорит о сниженном стремления к общению, т. е. об интроверсии представителей группы IT-специалистов.

Говоря о причинах связи социальной тревожности с различными вариантами использования интернета, мы можем рассматривать два направления такой связи. Первое направление исходит из предположения, что использование интернета является причиной изменения социальной тревожности и формирования социофобии. Однако, например, с точки зрения когнитивного подхода к социальной тревожности, виртуальное общение не содержит многих провоцирующих страх факторов, поэтому не способно снизить социальную тревожность, а это противоречит нашим наблюдениям. Второе направление предполагает, что различия в уровнях социальной тревожности обуславливают разницу в предпочтениях. С этой точки зрения пользователи социальных сетей просто менее скованны в общении, более коммуникабельны, имеют больше друзей и знакомств. Наиболее конструктивным решением видится сочетание этих двух подходов. Конечно, выбор вида деятельности в интернете зависит в первую очередь от самого пользователя, но возможности по виртуальному общению, которые предоставляет интернет, настолько широки, что частое их использование может приводить к переносу общения в сеть. Это, конечно, добавляет пользователю психологического комфорта, однако скорее негативно сказывается на его социальной жизни вне сети.

Кроме этого, были изучены факторы, связываемые с высокой социальной тревожностью и социофобией, такие как одиночество и неконструктивные копинг-стратегии. Одиночество действительно достаточно сильно связано с высокой социальной тревожностью и социофобией, являясь в первую очередь ее следствием. Однако, важно помнить, что страх общения — не единственный фактор одиночества. Группа IT-специалистов показала более высокий уровень одиночества, не связанный с социальной тревожностью, однако связанный с избеганием социального взаимодействия. То есть, в данном случае, человек ощущает себя более одиноким, но это одиночество является «осознанным», связанным с меньшим стремлением общаться.

Связь социальной тревожности и копинг-стратегий также была изучена. Как и ожидалось, испытуемые с высокой социальной тревожностью в стрессовых ситуациях реже ориентируются на решение проблемы и чаще на изменение своего эмоционального состояния, по вполне очевидным причинам реже используется и отвлечение через общение. Учитывая, что изменение эмоционального состояния как стратегия является конструктивным только в том случае, если оно предшествует решению проблемы, мы можем заключить, что индивиды с социофобией менее эффективно справляются со стрессовыми ситуациями.

Наконец, чтобы разрешить вопрос о связи игр и социофобии, были дополнительно изучены связи между различными характеристиками игроков (такими, как степень увлеченности играми, количество времени, проводимого за игрой, и игровой «стаж») и уровнем социальной тревожности. В результате мы можем заключить, что, хотя игры и не являются причиной развития социофобии, индивиды с более высокой социальной тревожностью чаще и более увлеченно играют в однопользовательские компьютерные игры, однако не проявляют предпочтений в онлайн играх.

Подводя итог, мы можем сказать, что, с точки зрения проблемы социофобии, сеть Интернет не имеет однозначно негативного влияния. Хотя мы можем выделить группы пользователей, более склонные или менее склонные к проявлению социальной тревожности, использование интернета в данном случае выступает не столько причиной, сколько следствием следствием, инструментом удовлетворения психологических потребностей пользователей.

 

1) Глудин Г.С.Исследование личностных особенностей юношей и девушек, увлеченных различными жанрами компьютерных игр. Магистерская диссертация. Факультет психологии. УрГУ. 2010 г.

2) Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. — (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 томах / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского)

3) Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. – Спб.: Речь, 2004, с. 444-445.

4) Психологическое исследование мотивации пользователей интернета Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. (МГУ им. М.В.Ломоносова) 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС. - С. 245-246.

5) Социальная сеть «Вконтакте»: о сайте [Электронный ресурс]. URL: http://vkontakte.ru/help.php?page=about. (дата обращения: 20.06.2011).

6) Социальная сеть «Одноклассники»: о сайте [Электронный ресурс]. URL: http://corp.mail.ru/communications/odnoklassniki. (дата обращения: 20.06.2011).

7) Социальная сеть «Фейсбук»: 41.6% of the US Population Has a Facebook Account - Social Media Today [Электронный ресурс]. URL: http://socialmediatoday.com/index.php?q=roywells1/158020/416-us-population-has-facebook-account. (дата обращения: 20.06.2011).

8) Социальная сеть «Фейсбук»: Facebook Marketing Statistics, Demographics, Reports, and News – CheckFacebook [Электронный ресурс]. URL: http://www.checkfacebook.com/. (дата обращения: 20.06.2011).

9) Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. В.В.Краснова, А.Б. Холмогорова Электронный журнал «Психологическая наука и образование» № 1. 2011г. URL: www.psyedu.ru

10) American Psychiatric Association (1994) «Diagnistic and statistical manual of mental disorders (4th ed.) Washington, DC

11) American Psychiatric Association (2000) «Diagnistic and statistical manual of mental disorders (4th ed. revision) Washington, DC

12) Antony MM, Barlow DH. «Emotion theory as a framework for explaining panic attacks and panic disorder.» In RM Rapee (Ed.), Current controversies in the anxiety disorders. New York. Guilford Press. 1996.

13) Antony M. M., Orsillo S. M., Roemer L. Practitioner's guide to empirically based measures of anxiety. Association for Advancement of Behavior Therapy

14) Beyond Self-Selection in Video Game Play: An Experimental Examination of the Consequences of Massively Multiplayer Online Role-Playing Game Play. Joshua M. Smyth. CyberPsychology & Behavior. October 2007, 10(5): 717-721.

15) Brenner V. Psychology of computer use. XLVII. Parameters of Internet use, abuse, and addiction: the first 90 days of the Internet Usage Survey. Psychological Reports 1997; 80:879–82.

16) Caplan SE. A social skill account of problematic Internet use. Journal of Communication 2005; 55:721–36

17) Caplan SE. Preference for online social interaction: a theory of problematic Internet use and psychosocial well-being. Communication Research 2003; 30:625–48.

18) Charlton, J.P.; Danforth, I.D.W. Distinguishing addiction and high engagement in the context of online game playing. University of Bolton, Department of Psychology and Life Sciences, Bolton, USA; Department of Psychology, Whitman College, Walla Walla, USA. Computers in Human Behavior

19) Chen, Hsiang; Rolf T. Wigand and Michael Nilan (2000), "Exploring Web users' optimal flow experiences", Information Technology 13 (4): 263–281

20) Chou C, Hsiao M. Internet addiction, usage, gratifications, and pleasure experience: the Taiwan college students’ case. Computers & Education 2000; 35:65–80

21) Clark, L. A., & Watson, D. (1991). Tripartite model of anxiety and depression: Psychometric evidence and taxonomic implications. Journal of Abnormal Psychology, 100, 316-336.

22) Cognitive processes in social phobia. Lusia Stopa and David M. Clark Behaviour Research and Therapy Volume 31, Issue 3, March 1993, Pages 255-267

23) Couper MP. Web surveys: a review of issues and approaches. Public Opinion Quarterly 2000; 64:464–94

24) Csikszentmihalyi, Mihaly (1998). Finding Flow: The Psychology of Engagement With Everyday Life.

25) Discrepancy between self- and observer ratings of performance in social phobics. Rapee, Ronald M.; Lim, Lina Journal of Abnormal Psychology, Vol 101(4), Nov 1992, 728-731

26) Distress, Coping, and Blogging: Comparing New Myspace Users by Their Intention to Blog. Baker James R.Moore Susan M.. CyberPsychology & Behavior. February 2008, 11(1): 81-85.

27) Engelberg E, Sjöberg L. Internet use, social skills, and adjustment. CyberPsychology & Behavior 2004; 7:41–7.

28) Entertainment Software Association. Essential Facts About the Computer and Video Game Industry. May 10, 2006. Available at: www.theesa.com/archives/files/Essential%20Facts%202006.pdf. Accessed March 21, 2007.

29) Friend Networking Sites and Their Relationship to Adolescents' Well-Being and Social Self-Esteem. Dr. Patti M. Valkenburg, Jochen Peter and Alexander P. Schouten. CyberPsychology & Behavior. October 2006, 9(5): 584-590

30) Fresco, D.M., The Liebowitz Social Anxiety Scale: A Comparison of the Psychometric Properties of Self-Report and Clinician-Administered Formats. Psychological Medicine, 2001, pp. 1025-1035.

31) Gentile, D., Saleem, M., & Anderson, C. (2007). Public Policy and the Effects of Media Violence on Children

32) Griffiths, M. D., Davies, M. N. O. Videogame Addiction: Does It Exist. In: Goldstein J., Raessens R., eds. Handbook of Computer Game Studies. (Boston: MIT Press, 2005.)

33) Greist, J., "The Clinical Interview," Social Phobia - Diagnosis, Assessment, and Treatment, The Guilford Press, 1995, pp. 185+.

34) Grohol JM. (2005) Internet addiction guide. Psych Central. [Электронный ресурс]. URL: http://psychcentral.com/netaddiction. (дата обращения: 20.06.2011).

35) Heimburg, R. G. & Becker, R. E. (2002). Cognitive-Behavioral Group Therapy for Social Phobia. New York, NY: The Guilford Press.

36) In Defense of the Internet: The Relationship between Internet Communication and Depression, Loneliness, Self-Esteem, and Perceived Social Support. Lindsay H. Shaw and Larry M. Gant. CyberPsychology & Behavior. April 2002, 5(2): 157-171.

37) Internet Addiction in Students: A Cause of Concern. Kanwal Nalwa and Archana Preet Anand. CyberPsychology & Behavior. December 2003, 6(6): 653-656

38) Ko CH, Yen JY, Chen CC, Chen SH, Wu K, Yen CF. «Tridimensional personality of adolescents with internet addiction and substance use experience.» Canadian journal of psychiatry. 2006 Dec; 51(14):887-94.

39) Lang, P. J. 1971. Application of psychophysiological methods to the study of psychotherapy and behavior modification. In A. E. Bergin & S. L. Garfield Eds., Handbook of psychotherapy and behavior change pp. 75–124. New York: Wiley.

40) Liebowitz M.R., Michael R. Social phobia. Modern Problems of Pharmacopsychiatry, Vol 22, 1987, 141-173.

41) Mark D. Griffiths «Computer game playing and social skills: a pilot study» Aloma 2010 | 27 | 301-310 Revista de Psicologia, Ciències de l’Educació i de l’Esport

42) Mediated and Nonmediated Relationships of Personality Components to Loneliness. Monroe A. Bruch, Nadine G. Kaflowitz, Lesley Pearl Journal of Social and Clinical Psychology Volume: 6 Issue: 3-4 1988 Page(s): 346-355

43) Morahan-Martin J, Schumacher P. Incidence and correlates of pathological Internet use among college students. Computers in Human Behavior 2000; 1:13–29.

44) Peukert P, Sieslack S, Barth G, Batra A. Internet- and computer game addiction: phenomenology, comorbidity, etiology, diagnostics and therapeutic implications for the addictives and their relatives. Psychiatr Prax. 2010 Jul;37(5):219-24. Epub 2010 Jul 1.

45) Phillips, C. A., Rolls, S. Rouse, A., Griffiths, M. D., Home Video Game Playing in Schoolchildren: A Study of Incidence and Patterns of Play. Journal of Adolescence 18 (1995).

46) Psychopathology of social phobia: Effects of subtype and of avoidant personality disorder. Giao Q., Tran B.A. and Dianne L. Chambless Ph.D Journal of Anxiety Disorders Volume 9, Issue 6, November-December 1995, Pages 489-501

47) Relations Among Loneliness, Social Anxiety, and Problematic Internet Use. Dr. Scott E. Caplan. CyberPsychology & Behavior. April 2007, 10(2): 234-242.

48) Responses to Social Exclusion: Social Anxiety, Jealousy, Loneliness, Depression, and Low Self-Esteem. Mark R. Leary Journal of Social and Clinical Psychology Volume: 9 Issue: 2 1990 Page(s): 221-229

49) Ronald C. Kessler, Ph.D., Murray B. Stein, M.D., and Patricia Berglund, M.B.A. Social Phobia Subtypes in the National Comorbidity Survey. Am J Psychiatry 155:613-619, May 1998

50) Russell, D. W. (1996). UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, and factor structure. Journal of Personality Assessment, 66, 20-40.

51) Shapira N.A., Lessig M.C., Goldsmith T.D., et al. Problematic Internet use: proposed classification and diagnostic criteria. Depression & Anxiety 2003; 4:207–16.

52) Shapira N., Goldsmith T., Keck Jr. P., et al. Psychiatric features of individuals with problematic Internet use. Journal of Affective Disorders 2000; 57:267–72.

53) Social anxiety and coping strategies in the eating disorders. Hendrik Hinrichsen, Fiona Wright, Glenn Waller and Caroline Meyer Eating Behaviors Volume 4, Issue 2, August 2003, Pages 117-126

54) Social anxiety and self-presentation: A conceptualization model. Schlenker, Barry R.; Leary, Mark R. Psychological Bulletin, Vol 92(3), Nov 1982, 641-669

55) Social anxiety and self-evaluation of interpersonal performance. Clark, Joanne V.; Arkowitz, Hal Psychological Reports, Vol 36(1), Feb 1975, 211-221.

56) Social anxiety disorder and the risk of depression: A prospective community study of adolescents and young adults. Stein, Murray B.; Fuetsch, Martina; Müller, Nina; Höfler, Michael; Lieb, Roselind; Wittchen, Hans-Ulrich Archives of General Psychiatry, Vol 58(3), Mar 2001, 251-256

57) Specificity of social anxiety disorder as a risk factor for alcohol and cannabis dependence. J Buckner, N Schmidt, A Lang, J Small, R Schlauch, P Lewinsohn Journal of Psychiatric Research, Volume 42, Issue 3, Pages 230-239

58) Text or Talk? Social Anxiety, Loneliness, and Divergent Preferences for Cell Phone Use. Donna J. Reid and Fraser J.M. Reid. CyberPsychology & Behavior. June 2007, 10(3): 424-435

59) The Online Disinhibition Effect. John Suler. CyberPsychology & Behavior. June 2004, 7(3): 321-326.

60) William J. Magee, PhD; William W. Eaton, PhD; Hans-Ulrich Wittchen, PhD; Katherine A. McGonagle, PhD; Ronald C. Kessler, PhD Agoraphobia, Simple Phobia, and Social Phobia in the National Comorbidity Survey Arch Gen Psychiatry. 1996;53(2):159-168.

61) Yee N. Ariadne – Understanding MMORPG addiction, 2002. Электронный ресурс: http://www.nickyee.com/hub/addiction/home.html.

62) Young KS. Internet addiction: symptoms, evaluation and treatment. Innovations in Clinical Practice: A Source Book. 1999; 17:19–31

[damage 1]Ссылки

[damage 2]тавтология

[damage 3]Критерии

[damage 4]Ссыкла!

[damage 5]Ссылку, кем разработан

[damage 6]Обработка? Как, какие критерии

[damage 7] ССЛКА!

[damage 8]Итоговые уровни? Обработка?

[damage 9]Сылко

Студент группы ЮФ-5858 А.А. Суворова

 

 

Специальность - Социология /040201/

Руководитель:

д-р филос. наук, профессор Н.В. Шихардин

 

 

Заведующий кафедрой

канд. филос. наук, доцент В.И. Корниенко

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………......................  
1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ …..  
  1.1. Феномен идентичности, понятие социокультурной идентичности...…  
  1.2. Модель современного общества потребления………………………….  
  1.3. Идеалы общества потребления……………………………………...…..  
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИДЕАЛОВ ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ НА СОЦИОКУЛЬТУРНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ………………………………………………………………    
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..  
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………...  

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе потребление становится доминирующим социальным процессом, выходит за рамки экономической сферы и проявляется во всех социокультурных практиках. Потребление приводит к трансформации социальных отношений в целом, что позволяет исследователям описывать современное общество как общество потребления. Такое положение данного феномена вызывает интерес ученых на Западе и в России, в результате которого в социальных науках появляется множество исследований посвященных различным аспектам потребления.

Несмотря на важность исследований, описывающих конкретные потребительские практики, особую значимость имеет анализ идеалов общества потребления, так как они отражают его сущность. Благодаря широкой трансляции и пропаганде средствами массовой информации они становятся доступными и понятными ориентирами и таким образом задают вектор идентификационных стратегий и становятся основой конструирования социокультурной идентичности. Это обосновывает актуальность выбранной темы.

Социальная проблема заключается в том, что ввиду высокой степени неопределенности параметров социально-статусного структурирования и снижения значимости традиционных социальных образцов, под влиянием идеалов общества потребления способом конструирования социокультурной идентичности становится потребление вещей и услуг.

Цель дипломной работы – рассмотреть идеалы современного общества потребления и определить их роль и значение в формировании социокультурной идентичности.

Для реализации данной цели необходимо решение ряда исследовательских задач:

- описать феномен идентичности, определить понятие социокультурной идентичности;

- проанализировать модель современного общества потребления;

- выявить идеалы общества потребления, проанализировать их значение в современном обществе и рассмотреть механизмы влияния на социокультурную идентичность;

- провести практическое исследование влияния идеалов на социокультурную идентичность.

Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы, количественный метод сбора эмпирической информации (анкетирование), статистический анализ – производился программой Vortex10.

Объектом дипломного исследования выступает общество потребления. Предмет – идеалы общества потребления как фактор формирования социокультурной идентичности.

Темы общества потребления и идентичности являются широко исследуемыми в отечественной и зарубежной науке. Нами изучена литература, рассматривающая общество потребления, как социокультурный феномен, исследовали публикации, посвященные социальной и культурной идентичности, идентичности в обществе потребления. Среди современных российских социологов, занимающихся проблемами потребления можно выделить В.И. Ильина, В.В. Козловского, А.А. Овсянникова, исследованием идентичности занимаются – М.Ю. Резник, М.В. Тлостанова, Э.А. Орлова, В.А. Ядов. Изучение идентичности в постмодернисткой перспективе представлено в работах З. Баумана, М. Фуко, Р. Барта.

Вопрос конструируемости идентичности рассматривали – Дж. Мид,

Г. Теджфел, Э. Эриксон. Изучение отдельных аспектов потребления рассмотрено в трудах Т. Веблена, Г. Зиммеля, Дж. Хиза. Ж. Бодрийяр рассматривал конструирование идентичности в обществе потребления.

Наиболее существенные результаты, полученные лично автором и содержащие элемент новизны, заключаются в следующем:

1. Дана авторская социологическая трактовка базового для дипломной работы понятия «идеалы общества потребления», под которыми понимается признаваемый образец, определяющий характер поведения человека с помощью набора вербальных и невербальных знаков и символов богатства, высокого социального статуса, постоянного обновления, культуры удовольствия.

2. По итогам анализа научной литературы предложена система идеалов общества потребления, состоящая из пяти элементов: «Деньги как высшая ценность», «Символы обладания материальным богатством», «Гедонизм», «Обновление», «Приоритет материальных ценностей».

Данная дипломная работа состоит из двух глав. Первая глава содержит три параграфа, и носит теоретический характер. Ее цель состоит в определении базовых для дипломной работы понятий, описании сущностных черт рассматриваемых феноменов – идентичности, идеалов, общества потребления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.