КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библиографический список. Раздел психологической подготовки
Раздел психологической подготовки. Раздел технико-тактической подготовки. Тестирование специальной физической подготовленности. Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Контрольные упражнения для определения уровня координационной выносливости для горных туристов были подобраны с учетом опыта проведения учебно-тренировочных мероприятий и соревновательной практики предыдущих лет, а также новаторских разработок. Основная задача на начальном этапе – дав понятие о физической подготовке в целом, целях и задачах ОФП и СФП, научить правильному выполнению комплексов упражнений, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям, правильно распределить время, обучить самоконтролю физической подготовленности. Такая система организации, согласно нашим исследованиям, позволяет довести основные показатели физической подготовленности до уровня требований нормативов специальной туристской подготовки за два - три месяца. В ходе исследований эффективности существующих разделов технико-тактической подготовки горных туристов, на предварительном этапе мы сопоставили альпинистов (экспериментальная группа) и горных туристов (контрольная группа). Самым сложным вопросом для любого педагогического экспериментального исследования является вопрос выбора критериев оценки педагогических процессов. Мы не стали ограничиваться только качественными критериями. В целях объективизации полученных результатов мы включили количественные критерии оценивания (количество штрафных баллов за допущенную ошибку). Качественные и количественные критерии дополняют друг друга, давая общее представление о сильных и слабых сторонах разрабатываемой нами методики. На первом этапе исследования мы активно использовали метод педагогических наблюдений. Они проводились в основном на естественном рельефе в экстремальных условиях горной среды. Объектом для педагогического наблюдения на тренировках, сборах, практических занятиях являлись: - временные характеристики прохождения локальных препятствий начального обучения в спортивном горном туризме; - качественные (количество ошибок и штрафных баллов по стандартной таблице штрафов) и временные характеристики выработки технико-тактических навыков; - частота повторяемости допускаемых при преодолении локальных препятствий ошибок и степень их опасности при увеличении сложности маршрута; - различные параметры организации тренировочного процесса в сложных климатических условиях Дальневосточного региона и учет их при планировании учебно-спортивных мероприятий; - сопоставление плотности тренировок на естественном и искусственном рельефе при активном внедрении инновационных технологий подготовки (макета, скалодромов и ледодромов), позволяющих увеличивать количество выполняемых упражнений и специальных заданий, используемых в различных школах подготовки по спортивному горному туризму, в том числе и в учреждениях дополнительного образования. Кроме того, на начальном этапе подготовки по спортивному горному туризму велись педагогические наблюдения по применению современных методов, методических приёмов, организационных форм, позволяющих целенаправленно повысить уровень спортивных результатов и безопасность спортивных туристских мероприятий, ориентированных на формирование и совершенствование технико-тактических умений и навыков. На втором этапе педагогические наблюдения исследовали динамику процесса усвоения умений и навыков. Проведенный анализ широкого спектра практической работы тренеров и инструкторов по вопросам обучения в горном туризме выявил наличие целого арсенала методов и обусловил выбор наиболее эффективных способов работы со спортсменами на этапе начальной подготовки. Педагогические наблюдения осуществлялись наиболее интенсивно на естественном рельефе и частично на искусственном. Отслеживалось применение технико-тактических приемов при преодолении локальных препятствий, анализировалась работа, как группы, так и связки при организации звеньев страховочной цепи. Наблюдатели обращали внимание на действия отдельных участников эксперимента или двойки (связки), давая им оценку с учетом штрафных баллов, переводимых в секунды. Кроме того, наблюдения на искусственных скальных, травянистых и ледовых склонах и драйтулинговых трассах, проложенных по заданной линии движения, сочетались с введением других вариантов преодоления локальных препятствий. При таком наблюдении можно учитывать мелкие недочеты участников, включая эти элементы в общую сводку оценок в ходе эксперимента. На тренировках создавались ситуации, которые предполагали непосредственное практическое применение полученных умений и навыков при организации звеньев страховочной цепи в экстремальных условиях горной среды. Педагогическое наблюдение на этом этапе дало возможность установить, что обучаемые теоретически знают обычно, что нужно делать, но, оказавшись на естественном рельефе, при необходимости действовать в конкретных условиях и жёстких временных рамках испытывают существенное затруднения. Тестирование технико-тактической подготовленности. Мы акцентировали внимание на тестах, определяющих уровень технико-тактической подготовленности горных туристов при преодолении локальных препятствий: - качество и скорость организации базовых станций и систем навески с использованием современного специального технически сложного снаряжения; - контрольные технико-тактические упражнения и нормативы для оценки основных сторон технико-тактической подготовленности спортсменов горно-туристских видов спорта; - стандартные упражнения, определяющие степень усвоения технико-тактических умений и навыков. Мы посчитали, что будет целесообразным дополнить стандартный набор специальными тестами, позволяющими определить качество и скорость организации базовых станций и систем навески, с прохождение коротких дистанций, используя современное специальное технически-сложное снаряжение. Именно качество практического выполнения и скорость организации базовых станций и систем навески, на сегодняшний день является важной и актуальной задачей для повышения уровня спортивного мастерства и безопасности проводимых туристских мероприятий с подростками. В ходе педагогического эксперимента для выявления наиболее сложных для усвоения разделов существующих методик начальной подготовки, мы получили результаты по общему числу допускаемых ошибок (Приложение 13, рисунок 8). Разница была столь существенной, что понадобился дополнительный анализ результатов по T-критерию Стьюдента. На первом месте наибольшая разница оказалась по 1 и 2 пункту (способы страховки и самостраховки и работа с верёвкой) – этот аспект программы требовал кардинального пересмотра содержания. Второе место по 6 пункту (бивачные работы) потребовалась детальная корректировка технико-тактической, психологической сопряженных разделов подготовки. На третьем месте по количеству ошибок – 5 и 7 пункты - работы на снегу и льду и организация базовых станций (звеньев страховочной цепи) потребовались небольшие изменения. Отработка спуска и подъема, (3 и простейшие системы полиспаст 4 пункт) показали хорошее усвоение этих тем, потому что в программах и методиках горных туристов и альпинистов эти пункты детально проработаны и объем часов требует лишь небольшой корректировки. Все эти ошибки относятся к разделу технико-тактической подготовки (Приложение 14, таблица 6). Ошибки по пункту 8 (транспортировка грузов) несущественны. Это объясняется тем, что участники как контрольной, так и экспериментальной группы быстро осваивают соответствующие умения и навыки, поэтому корректировка программ и методик по данной теме не требуется. Благодаря анализу, мы определили наиболее слабые места двух сравниваемых методик. Потребовалось увеличить время практических занятий по некоторым темам раздела «Технико-тактическая подготовка» для устранения недоработок по следующим параметрам: - способы страховки (тема, технически и тактически сложная для усвоения); - подъем и спуск (по этой теме мы не увеличивали практических занятий, а включили в методику технико-тактической подготовки работу на искусственном рельефе); - организация базовых станций: по сравнению с контрольной группой эффект был, но незначительный, что требует дополнительного времени и акцента внимания на качество практического выполнения, и скорости организации систем навески с использованием современного, специального, технически-сложного снаряжения, соответственно уровню подготовки спортсмена (начальный или базовый) (отрабатывается на искусственном рельефе). - бивачные работы (у экспериментальной группы результат получился ниже, чем у контрольной группы из-за недооценки важности данного раздела программы, что потребовало дополнительно увеличить время практических занятий по организации биваков в естественных условиях горной среды). В ходе предварительных исследований удалось установить, что: 1) распределение объема часов практических и теоретических занятий согласно темам с индивидуальной корректировкой по результатам тестов, контролирующих уровень начальной подготовки, - это эффективный способ повысить качество усвоения необходимых навыков (Таблица 6). 2) включение тренажёров в процесс обучения сокращает время освоения приёмов работы с новым снаряжением и повышает качество начальной подготовки.
Принимая во внимание многоаспектность технико-тактической подготовки, мы опросили 12 компетентных экспертов (инструкторов, к.м.с. и перворазрядников по горному туризму и альпинизму), которые выделили 10 наиболее важных пунктов в технико-тактической подготовке. Основные результаты, полученные в ходе проведенного научного изыскания, определили, на каких технико-тактических элементах при преодолении локальных препятствий допускаются основные ошибки, и происходит потеря времени. Была составлена таблица потери времени при выполнении технических элементов (Приложение 15, таблица 7). Как говорилось выше, сложность обучения спортсменов по технико-тактическим направлениям подготовки обусловлена недостатком соответствующей методической литературы (пособий по применению современного технически сложного снаряжения и методик по отработке технико-тактических навыков). Отдельные технико-тактические приемы, которые не вошли в таблицу, по мнению экспертов, являются менее значимыми. Выявив временную взаимозависимость приобретенных умений и отработки навыков при выполнении различных элементов, был проведен хронометраж по всем десяти выбранным этапам преодоления локальных препятствий во время тренировок и соревнований. По количеству затраченного времени на первом месте - организация системы «полиспаст» (7) как наиболее сложный технический элемент в спортивном туризме. Умение быстро и правильно организовать систему является результатом не только хорошей технической, но и тактической подготовки. Техника выполнения этого элемента - показатель индивидуальной техники спортсмена и одновременно взаимодействия всей команды. Этот технический элемент важен и потому, что от правильности и скорости выполнения системы полиспаст в естественных условиях маршрута зачастую зависит жизнь и здоровье всей команды. В ходе спортивных соревнований правильность выполнения этого элемента оценивается наиболее высоко. На втором месте - вязание узлов (восьмерка, булинь, булинь одним концом, грейпвайн, проводник, срединный проводник, штыковой, прямой) (1), что тоже является фундаментальной основой в любом виде спортивного туризма. Умение быстро и правильно выбрать и завязать нужный узел облегчает задачу выполнения в целом всего технико-тактического приема. При преодолении локальных препятствий можно применять различные типы узлов, что требует при их выполнении определенных двигательных навыков (автоматизма). На третьем месте по количеству затраченного времени использование и организация искусственных точек опоры (И.Т.О. - френды, гексы, Tri-cam и т.д.) (5), и это не случайно. На современном этапе развития всех видов туризма, в частности горного, а также альпинизма, появляется большое количество новейшего снаряжения (frend, tricam, гекса, ball nats, pro nats и т.д.), в том числе снаряжение для организации базовых станций и звеньев страховочной цепи. С одной стороны, это облегчает прохождения маршрута за счет большого выбора снаряжения. С другой стороны, требуется больше времени для усвоения умений и отработки навыков работы с этим снаряжением. Эти 3 технических приёма – организация системы полиспаст (7), вязание узлов (1) и использование И.Т.О. (5) мы считаем фундаментальной основой технико-тактической подготовки в спортивном горном туризме. Решая основные задачи по организации процесса освоения технико-тактических приёмов преодоления локальных препятствий, следующим этапом исследования стал анализ допущенных ошибок при выполнении десяти отобранных технических элементов (Приложение 16, таблица 8). Помимо времени, потраченного на выполнение отдельно взятого элемента, существуют критерии оценки правильности выполнения этого действия. Элемент можно выполнить быстро, но с ошибкой, которая на соревнованиях переводится в штрафное время, добавленное к основному времени прохождения дистанции, а в условиях маршрута является предпосылкой аварийной ситуации или несчастного случая. Считая целесообразным усовершенствовать методику тренировок, особенно в период подготовки к соревнованиям (начиная с декабря месяца и по апрель), мы увеличили количество часов по технической и тактической подготовке, но в климатогеографических условиях Дальневосточного региона организовать все занятия на естественном рельефе было проблематично. Проводя исследования эффективности занятий с хронометражём различных этапов прохождения дистанций, мы выяснили, что потеря времени происходит при организации звеньев страховочной цепи (Табл. 7). В процессе приобретения навыков выполнения отдельных технических элементов на искусственном рельефе общее время прохождения дистанций значительно сокращалось. Эффективность тренировочного процесса возросла в два раза. Эффективным методом технико-тактической подготовки служат формы выполнения специальных технико-тактических упражнений, которые отличаются по следующим параметрам проведения тренировки на макете от занятий на естественном рельефе: - постановка дистанции при выполнении таких упражнений ориентирована в первую очередь на решение конкретных технико-тактических задач, с учетом психофизиологических особенностей каждого участника, составляющих связку или группу; - в упражнениях моделируются отдельные технико-тактические приемы работы с современным сложным снаряжением; - моделируются ситуации со специфическими условиями естественного рельефа. Технико-тактическая подготовка с использованием искусственного рельефа позволила повысить уровень технической подготовленности в ЭГ на 70%, в то время как в контрольной группе она возросла на 25% относительно исходного уровня подготовленности. Темпы прироста показателей специальной подготовленности в экспериментальной группе оказались в 2 раза выше, чем в контрольной группе, участники которой использовали общепринятую систему подготовки (Приложение 16, рисунок 9). Тактическая и техническая подготовка на искусственном рельефе (расположенные на разной высоте и расстоянии искусственные точки опоры (ИТО) для отработки умений и навыков работы с современным специальным снаряжением и экипировкой, позволяет достоверно (Р < 0,05 при α=0,001) улучшить показатели в тренировочном процессе. При этом наблюдается эффект положительного переноса двигательных навыков из искусственно созданной горной среды на естественный рельеф. Темпы улучшения изучаемых показателей составили 26 - 51% в экспериментальной группе. Это на 13-18% выше, чем в контрольной группе (табл. 6). Эффективность использования такой методики подготовки на искусственном рельефе выразилась в том, что технико-тактическая подготовленность обучаемых по основным показателям при работе в естественных условиях горной среды, на маршрутах и соревнованиях возросла на 27%. Рассматривая различные аспекты начальной подготовки горных туристов, влияющие на результативность спортивных достижений и безопасность спортивных туристских мероприятий, мы в нашей работе на основе ретроспективного анализа выявили и идентифицировали с методической точки зрения субъективные факторы, обуславливающие психологические качества личности, востребованные в горном туризме. Приступая к экспериментальной оценки эффективности, на основании первого этапа наших исследований в спортивном туризме и альпинизме, мы сделали заключение, что различия в технологиях, требованиях и методиках обучения влияют на уровень квалификации и спортивные достижения участников и как следствие – на уровень травматизма при проведении спортивно-туристских мероприятий (СТМ). Принимая во внимание, что критерием оценки и уровня усвоения знаний, умений и навыков, ряд исследователей (отечественных и зарубежных) считают случаи травматизма разной тяжести, мы использовали этот метод тестирования. Этот критерий позволяет строить математическую картину причинности различных факторов, которые приводят к случаям травматизма в спорте. Продуктивным оказалось привлечение данных из других ведомств и организаций, занимающихся проблемами профилактики несчастных случаев, дисциплин - техники безопасности, социальной травматологии и психофизиологии. Другим путем к повышению достоверности картины явился сбор и анализ не только ведомственных материалов, но и обширных данных, накопленных маршрутно-квалификационными комиссиями и руководителями спортивных туристских групп. Без ясного понимания всей многоаспектности обеспечения безопасности спортивной деятельности, разнообразия обусловливающих ее факторов, невозможно создать рациональную методику обучения, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям, и достичь сколь-нибудь значимых спортивных достижений. Говоря о психологической подготовке спортсменов, мы имеем в виду особенности этой подготовки в спортивном горном туризме. К таким особенностям относятся: - коллективизм: каждый спортсмен несет ответственность не только за свои действия, но и за товарищей, так как от действия одного зависят действия и жизнь напарника или всей команды. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, высоких требованиях к схоженности группы; - длительные нервно-физические напряжения; - психологическая совместимость при полной автономии группы; - взаимная ответственность; - наличие сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на преодоление локальных и протяжённых препятствий маршрута. По отношению к спортивному горному туризму психология имеет огромное прикладное значение, и играет в нем очень важную роль. «Деятельность в экстремальных условиях горной среды входит в зону повышенного риска. Системообразующими факторами экстремальной деятельности в горах, являются две группы факторов: 1. Объективные опасности горной среды. 2. Деятельность человека. Байковским Ю.В. (1994) разработана методика измерения степени готовности (СГ) и степени надежности (НД) человека и группы по пятибалльной шкале (от 0 до 5 баллов). В ходе первичных педагогических исследований, при знакомстве с опытом инструкторов, работающих в системе дополнительного образования, особое место занимают вопросы межличностных отношений, влияние среды, проблемы руководства и лидерства, т.е. психодинамика малой группы. Горный туризм - командный вид деятельности. На основании этих подструктур формируется целостная структура и групповые качества (сплоченность, решительность, инициативность, дисциплинированность и др.), определяющая надежность деятельности группы и соответственно спортивные достижения всей группы и каждого участника в отдельности. Педагогические системы подготовки по модели Байковского Ю.В. включают в себя 4 образовательных уровня. Начальный уровень проводится на базе учреждений дополнительного образования. Именно поэтому, мы включили эти психологические аспекты спортивной тренировки в программно-методический комплекс. В ходе учебно-тренировочного занятий перед инструкторами и тренерами спортивно-туристских мероприятий встает целый ряд задач, связанных с оздоровительными, социальными, спортивно-соревновательными психологическими процессами воспитания подростков. Знание психологии подростков позволяет тренеру, за счет выработки умений и навыков повысить не только результативность спортивных достижений, но и устойчивость к экстремальным условиям горной среды, снять психологические напряжения, а также осуществить своевременную диагностику и нейтрализацию отрицательных аспектов в поведении и взаимоотношениях подростков. Тренеры все больше внедряют в практику методологические новации в области психологии в спортивной деятельности, продолжают работу над актуальной проблемой определения степени влияния психофизиологических механизмов, позволяющих обеспечить активную безопасность при проведении спортивных мероприятий среди старшеклассников. Именно в этом возрасте происходят существенные изменения личности, психологическое и социальное взросление. Развивается новый комплекс мотиваций, определяющих двигательную активность. Необходимость систематических занятий определяется желанием достижения высоких спортивных результатов, зачастую вопреки элементарным нормам безопасности. В ходе исследования библиографии мы уже упоминали, что первый пик травматизма имеет место в начале освоения горного туризма, и обусловлен он недостатком опыта и знаний, неумением быстро ориентироваться и находить правильное решение в опасных ситуациях. Этот пик травматизма назван «первичной беспечностью». Опасная (аварийная) ситуация - это ситуация, при которой создается возможность несчастного случая. Опыт показывает, что несоблюдение правил порождает саму опасную ситуацию. Опасное состояние характеризуется тем, что при увеличении усталости, эмоциональной неуравновешенности, ухудшении состояния здоровья, увеличивается возможность несчастного случая. Отсюда необходимость уметь своевременно обнаружить опасную ситуацию, правильно ее анализировать и выбрать адекватный ей порядок действий. Надо заметить, что жесткое ограничение по времени преодоления локального препятствия, обусловленное факторами природной среды, делает опасную ситуацию эмоционально напряженной (стрессовой), предъявляющей высокие психофизиологические требования. Следовательно, с позиций обеспечения безопасности в горном туризме, психологическая подготовка на начальном этапе позволяет значительно снизить первичную беспечность. В сложных ситуациях, требующих быстрых и решительных действий, у человека возникают эмоциональные реакции, которые порождают энергетическую мобилизацию организма, приводящую его к готовности преодоления трудностей и опасностей. При неоднократных действиях такого рода (подготовка на начальном этапе обучения) у человека формируется соответствующая установка к выполнению таких действий, выраженная в неосознанной готовности систем организма и соответствующей эмоциональной и энергетической реакции на факторы экстремальной горной среды. В горном туризме вся система обучения и воспитания на этапе начальной подготовки при работе с подростками должна способствовать выработке мотивов, необходимых для безопасного и успешного выполнения поставленных задач. На этапе начальной подготовки необходимо подкреплять и усиливать мотив безопасности, т. е. широким применением поощрений безопасной деятельности добиться, чтобы получение выгоды за счет нарушения правил безопасности стало в принципе невозможно. Подростки должны осознать, что важным путем профилактики несчастных случаев является предупреждение опасности. Знание опасности вызывает не только сознательное противодействие ей, но порождает неосознанные процессы саморегулирования, способствующие противостоянию опасности, мобилизации ресурсов организма. Проанализировав опасные ситуации, факторы и обстоятельства, им сопутствующие, важно выявить причины и закономерности возникновения предпосылок аварии и изыскать пути для снижения вероятности опасных ситуаций. Такая работа над ошибками повышает взаимное доверие между подростками, побуждает их анализировать свои действия и адаптирует их к работе в экстремальных условиях горной среды. Воспитание такого поведения - это направленное влияние на психику молодого человека с целью развить качества, способствующие безопасной работе. Воспитательные воздействия эффективны тогда, когда новичок хорошо информирован. Воспитание можно рассматривать и как информационное воздействие (передача сведений, которые способствуют желаемому безопасному поведению) и как эмоциональное воздействие (создание психологического климата). Воспитание безопасного поведения должно создавать понимание необходимости его не только ради самого участника, но и для всей группы. В научной литературе, доступной для изучения, достоверных данных о качествах личности, необходимых в горном туризме, мало. С учетом новых тенденций в развитии общества необходимо пересмотреть приоритеты в воспитании психологических качеств, чтобы наметить пути и новые формы воспитания и развития их, которые в конечном итоге помогут снизить уровень конфликтности в малых группах для повышения спортивных достижений и безопасности спортивных туристских мероприятий. Для выявления значимых психологических качеств нами было проведен опрос специалистов, новичков горного туризма и спортсменов других специализаций. Данные анкетирования позволили определить приоритетные направления работы по развитию необходимых и преодолению негативного воздействия недопустимых в горном туризме качеств и черт характера. Как видно из приведённой нами диаграммы (Приложение 18, рисунок 10), целеустремлённость и качества, связанные с ней, для людей, имеющих опыт участия в горных походах, является наиболее востребованной (9 баллов). Для новичков этот показатель находится лишь на втором месте по значимости (7,7 балла), чем, возможно, объясняется высокий процент отсева в этом виде спорта. На первое место у начинающих туристов выходит способность к самоконтролю (8,8 баллов), а на третье - коммуникабельность (6,53 балла), стоящая у опытных туристов лишь на 4 месте (4,13 балла). Многие начинающие туристы рассматривают спортивный горный туризм как средство общения и реализации своих притязаний на определённое место в социуме. Эмоциональная устойчивость по степени важности у опытных туристов находится на третьем месте (4,78 балла), а у новичков – на четвёртом (6,44 балла). Альтруизм у обеих групп на последнем месте (4,0 и 5,75 балла соответственно). Распределение вышеперечисленных качеств у спортсменов других специализаций совпадает с оценками опытных туристов, но эмоциональная устойчивость, коммуникабельность и альтруизм ценятся ими гораздо выше (7,5; 7,0 и 5,5 балла соответственно). Показательно, что два качества, которые необходимо развивать, совпали в обеих группах. Это дисциплинированность и добросовестность (по 10 баллов). Но более опытные туристы считают, что эмоциональная устойчивость более значима, тогда как большинство новичков (70 %) считают, что важнее научиться адекватной самооценке. Качества, способные повлиять на увеличение напряжённости, конфликтности, а в конечном итоге – на повышение аварийности, представлены на диаграмме (Приложение 19, рисунок 11): Опытные туристы высказывают наибольшие опасения при наличии таких психологических качеств и черт характера, как недисциплинированность, истеричность и паникерство, деспотичность, низкая самокритичность (10 баллов); начинающие – недисциплинированность, истеричность и паникерство, злоба, жестокость и лживость. Во многом это объясняется инертностью мышления – в горный туризм переносится предыдущий опыт, связанный с социальной средой, в которой живут опрашиваемые (учебное заведение, дом, ближайшее окружение и т.п.). У новичков такие качества, как самоуверенность, пессимизм, карьеризм, жадность, язвительность, насмешливость, деспотичность, высокомерие, низкая самокритичность, надменность, эгоизм, цинизм, гнев - оценены по 8 – 9 баллов. В то же время такие качества, как замкнутость, зависимость, мнительность, безынициативность не вызывают у них особых опасений (4 балла). Способными ухудшить коммуникативную ситуацию новички считают скрытность, безволие, слабохарактерность, упрямство, раздражительность, грубость, самовлюбленность, властность, навязчивость, хвастливость, подозрительность и недоверчивость (5 – 6 баллов). Значительно осложняют работу на маршруте такие качества, как трусость, обидчивость, ревнивость, самодовольство, хитрость, неискренность. «Бывалые» туристы считают не стоящими внимания, а также легко исправимыми такие недостатки, как безынициативность, лживость, ревнивость, цинизм, хвастливость, неискренность, подозрительность, недоверчивость и замкнутость (1 – 3 балла). Опытный руководитель, инструктор легко может справиться с проявлениями таких качеств. Несколько усложняют работу скрытность, трусость, грубость, зависимость, карьеризм, злоба, жестокость, высокомерие, низкая самокритичность, самодовольство, эгоизм, навязчивость (4 – 5 баллов). 6 – 7 баллов набрали такие качества, как надменность, жадность, частые проявления гнева, низкий самоконтроль. Серьёзными предпосылками к созданию аварийной ситуации являются безволие, слабохарактерность, упрямство, самоуверенность, мнительность, обидчивость, раздражительность, самовлюбленность, язвительность, насмешливость и властность. Определив необходимые психологические качества спортсменов, занимающихся горным туризмом, можно наметить пути и новые формы воспитания и развития этих качеств, которые в конечном итоге помогут снизить уровень конфликтности в малых группах. Воспитание положительных качеств характера на начальном этапе подготовки позволяет добиться схоженности группы, выявить психологические особенности и интересы каждого участника, положительно влиять на результативность в соревновательной деятельности и освоить азы безопасности на спортивных горных туристских маршрутах. Таким образом, определив степень важности психологических качеств, обозначились слагающие спортивных достижений, одним из которых, является безопасность проводимых спортивных туристских мероприятий. Без учета этой жесткой составляющей дальнейшие достижения и совершенствования в спортивной деятельности невозможны. В инновационных новых научно разработанных методиках начальной подготовки горных туристов в системе дополнительного образования мы предложили доказательную базу, подтверждающую это положение.
ВЫВОДЫ
В ходе нашего исследования был существенно модернизирован процесс подготовки спортсменов по горному туризму на начальном этапе обучения. При проведении исследований и научных экспериментов учитывались современные тенденции в развитии горного туризма, альпинизма, скалолазания и других спортивных дисциплин данного направления. Для организации контроля уровня подготовленности спортсменов горного туризма, на этапе начальной подготовки использовались различные тесты и методики, учитывались результаты контрольных тренировок и соревнований в течение проведения научных экспериментов и контрольных периодов. Для получения наиболее точных и достоверных результатов нами были использованы результаты полученные с применением как естественного, так и искусственного рельефа, в ходе всего комплекса исследований. Разработанная нами методика начальной подготовки в спортивном горном туризме позволяет целенаправленно повысить уровень подготовленности по трем основным направлениям: общей и специальной физической, технико-тактической и психологической, не снижая качества и тем самым способствовать дальнейшему совершенствованию спортивного мастерства горных туристов. В ходе разработки и апробации методики начальной подготовки в спортивном горном туризме, нами была усовершенствованна программа начальной подготовки в спортивном горном туризме по следующим аспектам: 1. установлены минимальные параметры объема часов по всем основным разделам подготовки; 2. увеличен объем часов на практические занятия; 3. усовершенствован раздел общей и специальной физической подготовки с целью освоения основных правил тренировки для перехода в дальнейшем на самоподготовку; 4. объединены в единый блок технический и тактический разделы подготовки с использованием искусственного рельефа. 5. перераспределён объём часов психологической подготовки, которой отводится 30% от общего объема часов учебно-тренировочного времени, начиная занятия с первого дня обучения.
Основные результаты, полученные в ходе проведенного научного изыскания, излагаются в форме доказательств положений, вынесенных на защиту: 1. внедрение нашей методики начальной подготовки по горному туризму в систему дополнительного образования повышает качество фундаментальных знаний, умений и навыков подготовленности спортсменов, повышая возможность достижения спортивных результатов и безаварийность спортивных туристских мероприятий; 2. определив минимально допустимое время обучения на этапе начальной подготовки, рассчитав соотношение теоретических и практических занятий и переработав основные разделы подготовки (психологической, физической и технико-тактической) для построения учебно-тренировочного процесса, сочетающего возможности искусственного и естественного рельефа обогатившего практические занятия, позволило повысить спортивную квалификацию и уровень безопасности при проведении спортивных туристских мероприятий; 3. психологические методы, внесенные в нашу методику именно на начальном этапе подготовки горных туристов в системе дополнительного образования, вырабатывают качества командной компетенции, изменяя психологические качества личности спортсменов занимающихся горным туризмом.
Результаты нашего исследования являются теоретико-методическим обоснованием начальной подготовки горных туристов. В ходе проведения исследования разработана методика расширяющая теорию и практику обучения горных туристов на этапе начальной подготовки. С теоретических позиций рассмотрен процесс учебно-тренировочной деятельности. Создана и апробирована методика начальной подготовки в спортивном горном туризме, с использованием искусственного рельефа и практических занятий с переходом на естественный рельеф, обеспечивающая быстрое и качественное усвоение знаний, умений и навыков. Применение разработанной методики начальной подготовки в спортивном горном туризме создаёт прочный фундамент для дальнейшего роста спортивного мастерства и повышает уровень безопасности туристских мероприятий. Это предопределяет дальнейшее перспективное совершенствование и высокие спортивные достижения при работе с современным специальным снаряжением и снижает травматизм в спортивном горном туризме. Для этого разработаны интерактивные комплексы упражнений, способствующие качественному и быстрому усвоению технико-тактических умений и навыков, отрабатываемых на искусственном рельефе. Предлагаемая нами методика может быть использована для организации тренировочного процесса в туристских клубах, секциях и школьных туристских кружках для повышения эффективности формирования навыка безопасной деятельности для спортсменов массовых разрядов и прохождение маршрутов первой и второй категорий сложности.
1. Агаджанян, Н.А. Адаптация и резервы организма. [Текст]/Агаджанян Н.А. - М.: ФиС, 1983. – 176 с. – ГРНТИ 87.24.27 – издат. № 6897. – зак. № 462. ИБ № 1590. А13265 2. Алексеева, О.В. Организационно-педагогические условия подготовки специалистов по активным видам туризма в вузе: Автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования [Текст] /Ольга Владимировна Алексеева [Чита]. – Чита, 2004. – 18 с. 3. Альпинизм сегодня и завтра. Серия научно-методических и информационных материалов по альпинизму. Вып. 1: Программа подготовки и обучения альпинистов /И.А. Мартынов, И.Б. Кудинов, А.И. Мартынов, Шатаев В.Н. / Под ред. А.В. Непомнящего. – Днепропетровск: Днепропетровский центр НТТ «Импульс», 1989. – 135 с. – Зак. № 183 4. Антонович, И.И. Альпинизм: пособие / под ред. И.И. Антоновича. – Киев: Вища школа. Головное изд-во, 1981. – 344 с. – 7 табл. – 174 ил. (испр. и доп. Антоновичем И.И. в 2001 г.) 5. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме [Текст]: учеб. Пособие/А.И. Аппенянский; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2006. – 196 с.: ил. – (Профессиональное туристское образование) – ISBN 5-9718-0107-4 6. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. [Текст]/Б.А. Ашмарин - М., «Физкультура и спорт», 1978 г.- 223 с. – издат. № 5706 7. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 480с. 8. Байковский, Ю.В. Влияние индивидуально-психологических факторов на интерперсональные отношения в группах, действующих в экстремальных условиях (на примере альпинизма) [Текст]: Автореф. дис... канд. психол. наук. /Байковский Юрий Викторович; АПН НИИ общей и пед. психологии - М., 1989. – 19 с. – ГРНТИ 77.29.05. 9. Байковский, Ю.В. Классификация и особенности формирования горных не олимпийских видов спорта: учеб.-метод. пособие [Текст] /Юрий Викторович Байковский. - М.: Вертикаль, Анита-Пресс, 2005. – 256 с.: ил. – Библиогр.: с. 251-252 10. Байковский, Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. [Текст] — М.: Изд-во Администрации президента РФ, 1996. – ISBN 5-85048-022-6 11. Байковский, Ю.В. Отбор и комплектование альпинистских групп и экспедиций [Текст]: Метод. реком. Госкомспорта Тадж. ССР/ Ю.В. Байковский. – Душанбе, 1986. - 128 с. 12. Байковский, Ю.В. Психология альпинистских групп. [Текст] /Ю.В. Байковский — Элиста: Джангар, 1992. – 136 с.: ил. – ISBN 5850480226 13. Байковский, Ю.В. Педагогическая система обеспечения безопасности человека в экстремальных условиях горной среды [текст]: Автореф. дис... докт. пед. наук. /Байковский Юрий Викторович; НГУ ФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта. – М.: 2011. – 51 с. – зак. 207. 14. Бакшина, А.И. Оздоровительная физическая культура (Основы теории и методики): уч. пос. [текст] / А.И. Бакшина. – Хабаровск: ДВГАФК, 2003. – 66 с. – ISBN 5-8028-0025-9 15. Бартон, А. Человек в условиях холода. /А. Бартон, О. Эдхолм. – М., 1957. 16. Баштинский А.И. Динамика межличностных отношений во временном учебно-спортивном коллективе: Автореф. дис... канд. психол наук. — М., 1983. 17. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.: ИРПОМоРФ, 1995. - 304с. 18. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [текст] /В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.: ил. – ISBN 5-7155-0099-0 19. Белкин, А. Еще одна парадигма образования [Текст] /А. Белкин // Высшее образование в России. – 2000. - № 1. – С.92-97. 20. Биржаков, М.Б. Безопасность в туризме: учеб.-метод. пособие [Текст] / М.Б. Биржаков, Н.П. Казаков. ─ СПб.: Герда, 2005. ─ 208 с. – ISBN 5-94125-099-1 21. Бурлаков, Ю.Б. Восходитель. Повесть о Михаиле Хергиани. [Текст] /Ю.Б. Бурлаков. – М.: издатель И.В. Балабанов, 2001. – ISBN 5-901049-19-5 22. Бянкина, Л.В. Основы педагогики физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов физкультурных вузов [Текст] / Л.В. Бянкина. – Хабаровск: ДВГАФК, 2004. – 97 с. – зак. № 149. 23. Бянкин, В.В. Влияние тестирования физической подготовленности студентов на качество физического воспитания в вузе [Текст] / Бянкин В.В., Эстрин М.С. //Физическая культура и спорт в современном обществе: Труды Всерос. науч. конф. 20-21 марта 2008 г.; под ред. д-ра пед. наук С.С.Добровольского и канд. пед. наук Г.С.Хама. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС: Изд-во ДВГАФК, 2008. – 217 с. – ISBN 978-5-262-00373-0 (ДВГУПС). – ISBN 5-8028-0088-7 (ДВГАФК). – С. 25-28 24. Верин-Галицкий, Д.В. Спортивный детский туризм. Педагогический аспект [текст]//Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: Выпуск 10 Сборник научных трудов /под общ.ред. В.П. Каргаполова, С.С.Добровольского, В.А.Нестерова. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ – ДВГАФК, 2009. – 141 с. – С. 34 – 38. – ISBN 978-5-80028-0108-6. УДК: 796 25. Винокуров, В.К. Безопасность в альпинизме. [Текст]/ Винокуров В.К., Левин А.С., Мартынов И.А. - М.: ФиС, 1983. – 168 с.: ил. – изд. № 7097 26. Волков, Н.И. Cпортивные походы в горах [Текст] /Н.И. Волков. - Москва, "Физкультура и спорт", 1974. – 117 с. 27. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. [Текст] /В.Г. Волович. - М.: Мысль, 1983. – 223 с. 28. Вяткин, Л.А., Сидорчук, Е.В., Туризм и спортивное ориентирование: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с. ISBN 978 - 5 - 7695 - 5831 - 3. 29. Ганопольский, В.И. Начальная туристская и судейская подготовка в туристской секции коллектива физической культуры. – М., 1985. 30. Ганопольский, В.И. Организация и подготовка спортивного туристского похода: Методические рекомендации [Электронный ресурс] /В.И. Ганопольский. – М.: ЦРИБ «Турист», 1986. 31. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: учебное пособие [Текст]/ В.И. Ганопольский, Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов. — М.: Физкультура и спорт, 1987.-240 с. 32. Гантимурова, Л.М. Актуализация физического воспитания молодёжи в современных условиях [текст]//Проблемы физической культуры, спорта и здоровья на Дальнем Востоке: Выпуск 10 Сборник научных трудов /под общ.ред. В.П. Каргаполова, С.С.Добровольского, В.А.Нестерова. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ – ДВГАФК, 2009. – 141 с. – С. 38 – 43. – ISBN 978-5-80028-0108-6. УДК: 796 33. Гарф, Б.А. Техника спортивных горовосхождений [Текст]: учебник / Гарф Б.А., Снесарев А., Базыкин В., Малеинов Ал.. - М.: ФиС, 1962. 34. Гранильщиков, В. Горный туризм. /В. Гранильщиков, С. Вейцман, В. Шимановский. – М.: ФиС, 1966 35. Гранильщиков, Ю.В. Семейный туризм / Ю.В. Гранильщиков. – М.: Профиздат, 1983. – 112 с. – Зак. 12. – ИБ № 1346 36. Дрогов, И.А. Методы подготовки кадров самодеятельного туризма: Автореф.дис....канд.пед.наук(13.00.04) / И. А. Дрогов; Дрогов Игорь Алексеевич;[ВНИИФК]. - М., 1989. - 23с. 37. Единая всероссийская спортивная классификация. 2001—2005 гг.: В 2-х частях. Часть 1. /Гос. ком. по физической культуре, спорту и туризму; Олимпийский комитет России; [под ред. Н.М. Давыденко, д.п.н., проф. Никитушкина]—М.: Советский спорт, 2002. (альпинизм, скалолазание, ледолазание, спортивный туризм, горные лыжи, велоспорт). – 376 c – ISBN 5-85009-753-8 38. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре. [Текст] / Ю.Д. Железняк. - М., 2001 г. – ISBN 5-7695-0571-0 39. Зациорский В.М. Спортивная митрология. [Текст]/ М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с., ил. Издат. №6665. Зак. 614. 40. Завгорудько, В.Н. Выжить в тайге обязан. [Текст]/ Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края. – Хабаровск, 2001. – 160 с. – ISBN 5-88570-221-7 41. Захаров, П.П. Тактика и организация горовосхождений. Ситуационные задачи. [Текст]: метод. рекомендации / Захаров П.П., Мартынов А.И., Аркин Я.Г. — М.: ЦРИБ «Турист», 1988. – 25 с. 42. Захаров, П.П. Инструктору альпинизма [Текст]: Школа альпинизма. – 3-е изд., перераб. и доп. / П.П. Захаров. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 280 с.: ил. – ISBN 5-8134-0045-1 43. Зданович, И.А. Физическая и техническая подготовка с использованием условий искусственно созданной скальной и ледовой среды в горном туризме и альпинизме [Текст] / И.А. Зданович, Т.А. Кравчук //Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы VIII международного научного конгресса. Т.I. - Алматы, 2004 - С. 264-266. – ISBN 44. Зулаев И.И. Физическая культура и спорт различных возрастных контингентов населения. Учебная программа для студентов, обучающихся по специальностям: 032101 – «Физическая культура и спорт», 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» [Текст] /И.И. Зулаев, С.В. Лепешкина, М.В. Абульханова. – Малаховка: МГАФК, 2006. – 23 с. – зак. № 4665. 45. Каргаполов, В.П. Определение физического развития и физической подготовленности студентов: учебно-методическое пособие [Текст] /Каргаполов В.П., Золотарёв С.К., Фролова Л.П., Семёнова А.П., Гололобов А.А. – Хабаровск: изд-во ХГПУ, 2001. – 7 с. – зак. № 29. 46. Каценельсон, М.Д. Методические рекомендации по проверке готовности туристской группы к путешествию. [Текст] /ВЦСПС, Центральный совет по туризму и экскурсиям, Упр. самодеятельного туризма / М.Д. Каценельсон. – М.: ЦРИБ «Турист», 1977.
Приложение 1, таблица 1.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |