Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практико-ориентированное обучение




Пути повышения эффективности непрерывного профессионального образования.

 

Эффективно воплотить в жизнь идею системы непрерывного образования можно, действуя на трех уровнях.

Первый уровень – социально-политический. Это уровень политики образования. Здесь определяется отношение общества к образованию и к учебной деятельности в частности. На этом уровне также фиксируются совокупность прав и статус учащегося и обязанности общества в деле их реального обеспечения. Фактически на данном уровне речь идет о разработке комплекса нормативно-правовых актов, которые устанавливают цели, задачи, направления развития непрерывного образования как системы, ответственность органов государственной власти за эффективное функционирование всей системы непрерывного образования. Политика в сфере непрерывного образования должна быть четкой и ясной как для граждан, так и для хозяйствующих субъектов, которые заинтересованы в повышении квалификации своих работников.

Второй уровень – организационно-административный. Здесь определяются содержание и основные подходы к формированию сети образовательных учреждений, должных обеспечить претворение в жизнь социально-политических принципов. На этом уровне формулируются основные требования к деятельности этих учреждений и ее результатам. Тут важно решить проблемы, связанные с:

- финансированием непрерывного профессионального образования,

- гибким реагированием образовательных учреждений на запросы общества, экономики и рынка труда, достижения науки и техники;

- организацией обучения с учетом свободного времени граждан, которое они могут выделить для обучения;

- соответствия требований образовательных стандартов требованиям стандартов профессиональных.

Третий уровень – дидактический (методический). На этом уровне разрабатываются конкретные методики обучения разных категорий населения, а также подходы к организации их учебной деятельности и ее непосредственного руководства.

Исходя из этого можно выделить задачи, которые стоят перед непрерывным профессиональным образованием, а именно:

- прогнозирование потребностей рынка труда региона, оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;

- обновление профессионального образования с учетом запросов развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологии;

- обеспечение преемственности содержания профессионального образования на всех уровнях и ступенях непрерывного профессионального образования;

- создание единой системы образовательной статистики и показателей качества образования с ориентацией на международные стандарты качества, а также системы мониторинга образования;

- разработка и внедрение в учебные процессы инновационных технологий, в том числе и педагогических;

- развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения в системе непрерывного профессионального образования;

- привлечение работодателей и других социальных партнеров к решению проблем профессионального образования, разработке профессиональных и образовательных стандартов, формированию заказов на подготовку специалистов.

Наиболее благоприятные условия для реализации этих задач складываются при создании университетского комплекса – объединение под эгидой университета профильных техникумов, колледжей, училищ. Цель такого сотрудничества – наиболее полная реализация гражданами своих прав на образование, обеспечивающая формирование профессионально компетентного рабочего, техника (технолога), специалиста с полным высшим образованием, способного самостоятельно и творчески мыслить, решать любые производственные задачи, сознавать значимость своей деятельности, нести ответственность за ее результаты.

В условиях Университетского комплекса значительно упрощается реализация переход на многоуровневую непрерывную систему подготовки специалистов. Это позволяет обеспечить возможность достижения на каждом этапе получения профессионального образования того уровня профессиональной компетентности и развития личности, который соответствовал бы возможностям, интересам ее развития. При этом расширяется образовательное пространство учебного заведения, моделируются новые технологии профессиональной подготовки с учетом кадровых потребностей региона, формируется открытая и постоянно действующая система анализа функционирования каждого учебного заведения, входящего в структуру непрерывного профессионального образования.

Также обеспечивается наиболее полная защита социальных прав студентов и быстрая адаптация выпускников к новым условиям функционирования.

Работа образовательных комплексов непрерывного профессионального образования позволяет:

- выбрать студентам разные темпы обучения, уровень образованности и развития личности, уровень и профиль подготовки;

- дифференцировать условий обучения в зависимости от личных особенностей и запросов;

- получить большее число образовательных программ и личностно-ориентированный характер профессиональной подготовки;

- усилить научно-теоретического содержания учебных дисциплин;

- повысить долю самостоятельной работы.

Все это должно обеспечивает подготовку высококвалифицированного, конкурентоспособного, мобильного, многопрофильного специалиста, способного к быстрой адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Для организации учебного процесса в рамках университетского комплекса необходимо:

- согласование по содержанию учебных программ подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования;

- создание сквозной образовательной программы;

- обеспечение преемственности содержания профессионального образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях;

- использование современных информационных и педагогических технологий;

- разработка единых критериев и показателей качества профессионального образования;

- завершенность каждого уровня профессионального образования присвоением квалификации и получением специальности;

- переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

- установление тесных связей с производственными структурами и рынком труда;

- рациональное использование ресурсного и материального-технического обеспечения образовательных учреждений разных уровней;

- совершенствование управления системой непрерывного профессионального образования.

Акцентируем внимание на ряде аспектов, влияющих на эффективность функционирования системы непрерывного образования.

Во-первых, это установление долговременных связей образовательных учреждений с работодателями. В последнее время такое сотрудничество стало приобретать форму Советов работодателей, куда входят не только профессиональные образовательные учреждения начального, среднего и высшего образования, но и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса.

Такой подход позволит максимально быстро реагировать на динамично изменяющиеся условия деятельности специалистов и вносить изменения в планы и содержание профессиональной подготовки. Кроме того, такая система взаимодействия позволит научно обоснованно прогнозировать заказ на подготовку специалистов всех уровней, ежегодно формировать предложения предприятий по региональному реестру проблем, требующих научно-технической доработки. Такой реестр может использоваться для формирования тематики научных исследований кафедр, цикловых комиссий, научных лабораторий и находить отражение в направленности научной деятельности студентов образовательных учреждений университетского комплекса.

Во-вторых, необходим диалог сфер рынка труда и образования. В этот процесс должны быть вовлечены не только учебные заведения и работодатели, но органа государственного управления на уровне регионов. Их совместная деятельность должна быть направлена на прогнозирование потребностей рынка труда с учетом научно-технического прогресса, потребностей региональной экономики и возможностей учебных заведений.

В-третьих, как показывает практика дополнительное профессиональное образование достаточно активно использует дистанционную форму обучения и Интернет-технологии. По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, речь в ближайшей перспективе может идти не о полном переходе на дистанционное обучение, а использовании смешанного обучения, где рационально сочетаются технологии очного и Интернет – обучения.

На сегодняшний день можно выделить два основания классификации: это чистое Интернет-обучение и комплексное, которое имеет множество видов и подвидов. Устойчивое место занимает чистое Интернет-обучение. Организация учебного процесса сводится к изучению специально подготовленных учебных материалов, тестированию и консультациям с преподавателем. Студент может выбрать отдельную дисциплину, которая изучается им в виртуальном варианте.

Четвертый аспект повышения эффективности непрерывного профессионального образования связан с формированием и развитием у студентов навыков самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Вообще интенсивная самостоятельная работа лежит в основе непрерывного образования, что позволяет студенту учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также лично. Цель непрерывного образования не в том, чтобы учить человека всю жизнь, а в том, чтобы он учился сам. Но это означает пересмотр целей, средств и содержания традиционного образования, которое должно вооружить человека готовностью к переподготовке и в связи с этим — готовностью к целеполаганию, адекватной самооценке, рефлексии, умением перестраивать свою деятельность, способностью к самоорганизации. В связи с этим возникает необходимость применять в образовательном процессе специальные методики, позволяющие формировать и развить соответствующие навыки самоорганизации у студентов, что позволит им в будущем эффективно действовать в системе непрерывного образования.

 

Лекция № 5

План

1. Сущность практико-ориентированного обучения.

2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.

3. Методы и технологии практико-ориентированного обучения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.