Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность практико-ориентированного обучения




Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.

Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными в науке, в бизнесе и на производстве. В этом процессе в Советском Союзе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. Для общеобразовательных школ закрылись учебно-производственные комбинаты, связанные с предприятиями, а профессиональные учебные заведения лишились закреплённых мест практики в соответствии с профилем подготовки. В результате этого в России выпускники школ слабо ориентируются в мире профессий и практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники учебных заведений системы профессионального образования в большинстве своем не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы. При этом срок адаптации вчерашних школьников в профессиональной школе или молодого специалиста на производстве становится слишком большим, а педагоги системы профессионального образования и работодатели тратят много времени, усилий и большие средства на формирование навыков практической деятельности первокурсников или послевузовское обучение молодого специалиста. Эта ситуация является причиной нарастающего противоречия между системой среднего образования, профессионального образования и современным бизнесом и производством. В сложившейся ситуации и средней, и профессиональной школам надо менять технологию обучения и переходить от технологий передачи знаний к технологии обучения с приобретением опыта.

В основе этой технологии лежит практико-ориентированное обучение, которое должно способствовать повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности. В отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности. В системе общего образования под опытом деятельности подразумевается в большей степени опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта осуществляется в рамках традиционной дидактической триады “ЗНАНИЯ – УМЕНИЯ – НАВЫКИ” путем формирования у обучающихся практических умений и навыков. При практико-ориентированном подходе традиционная модель дополняется новой дидактической единицей: ЗНАНИЯ — УМЕНИЯ — НАВЫКИ — ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, что позволяет сформировать компетентность.

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и навыков для выработки у обучаемых определенных компетенций. Результатом практико-ориентированного подхода в обучении должен являться выпускник учебного заведения, способный эффективно применять в учебно-познавательной и практической деятельности имеющиеся у него компетенции.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в социальной, учебной или профессиональной сферах.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:

- мотивационное обеспечение учебного процесса;

- связь обучения с практикой;

- сознательность и активность учащихся и студентов в обучении.

 

 

2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.

 

На современном этапе производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, инициативных, предприимчивых, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать экономически выгодные проекты. Без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами.

ФГОС нового поколения предусматривает усиление прикладного, практического характера профессионального образования на всех его уровнях, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.

Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.

Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.

Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики(Ю. Ветров, Н. Клушина).

Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей профессионально направленного изучения профильных и непрофильных дисциплин.

Третий, наиболее широкий подход, сформулирован в контексте деятельностно-компетентностной парадигмы, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. Это обеспечивает вовлечение студентов в работу и их активность, сравнимую с активностью преподавателя. Мотивация к изучению теоретического материала идёт от потребности в решении практической задачи. Данная разновидность практико-ориентированного подхода является деятельностно-компетентностным подходом.

Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим деятельностно-компетентностный подход.

Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:

1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.

2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.

3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.

4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения в университете.

Рассмотрим особенности организации практик в рамках практико-ориентированного обучения. По логике накопленные умения и навыки нужно актуализировать в период практики, постепенно усложняя практическую профессиональную деятельность на разных этапах обучения. В соответствии с этим, практику необходимо сделать непрерывной, желательно на одном и том же предприятии или на другом предприятии той же отрасли.

В ходе учебной практики студенты овладевают академическим опытом познавательной деятельности: вид производства, сырьё, основные технологии, продукция и т. д. Учебной практике должно предшествовать изучение студентами дисциплины «Введение в специальность» под руководством, лучше всего, профессионала-практика и теоретических основ в сфере предстоящей профессиональной деятельности. Результатом изучения должно быть приобретение студентами общих знаний о будущей профессии, о конкретных профессиональных компетенциях, которые требуются для исполнения должностных обязанностей на рабочем месте, о предмете самой профессиональной деятельности (товароведении, пищевых технологиях, туризме, социальной педагогике, маркетинге и т.д.).

В период производственной практики студенты приобретают опыт профессиональной деятельности в качестве стажёров или дублёров специалиста: изучение технологии производства, ознакомление с технологическим оборудованием, особенности контроля и управления технологическим процессом и т. д. Приобретается опыт решения конкретной производственной задачи под руководством профессионала в соответствии с индивидуальным заданием. В период, предшествующий производственной практике, целесообразно привлекать профессионалов с производства для формирования мотивации к обучению у студентов, в том числе и при выполнении курсовых работ (проектов) на реальную практическую тему, связанную с будущей профессиональной деятельностью.

В период преддипломной практики студент должен приобрести достаточные знания и опыт под руководством специалиста, чтобы приступить к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей без длительного дополнительного обучения на конкретном рабочем месте. Индивидуальное задание на преддипломную практику в этом случае должно иметь целью решение реальной производственной задачи, которая затем должна стать основой выпускной квалификационной работы.

Такая модель прохождения практик выполнима только при условии наличия постоянных мест практики в соответствии с заключёнными учебным заведением договорами и имеющимися постоянными деловыми (партнёрскими) связями с конкретными предприятиями и организациями. При таких отношениях работодатели рассматривают студентов как потенциальных сотрудников и заинтересованно способствуют формированию требуемой профессиональной компетенции у студентов.

Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.

Педагогический коллектив с первых дней обучения и далее должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий и при ведении социально-гуманитарной работы. Работу нужно начинать с адаптации вчерашних школьников к образовательному пространству, параллельно формируя у студентов культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.

В соответствии со старыми образовательными стандартами более подробное овладение профессией начиналось в конце 2 – начале 3 курсов. Сейчас новые образовательные стандарты максимально ориентированы на профессию, поэтому начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов происходит уже в конце 1 – начале 2 курсов. Важное значение, при этом, приобретает содержание практических занятий в виде семинаров, практических и лабораторных работ. Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием оборудования, максимально схожего с оборудованием на производстве.

Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками, а также формированию профессионального мышления, развития творчества. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.

Актуально создание учебно-производственных лабораторий, бизнес-инкубаторов, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов по заказу предприятий и организаций. В этом контексте целесообразно привлекать студентов к решению научно-исследовательской работы по тематике кафедры, цикловой комиссии, выдавать индивидуальные исследовательские, проектные и конструкторские (нетривиальные) задачи, имеющие научную и практическую значимость.

В результате должна складываться производственно-творческая цепочка по решению конкретной проблемы:

Преподаватель → профессионал → студент-исполнитель → конкретный результат.

Нельзя обойти вниманием и проблемы, которые тормозят переход к практико-ориентированному обучению. К ним можно отнести:

1. Преодоление стереотипа мышления у преподавателя по организации практико-ориентированного процесса обучения, т.е. от традиционного процесса по передаче знаний, к процессу обучения с приобретением опыта.

2. Повышение профессиональной компетенции преподавателя в знании производства.

3. Развитие долгосрочных взаимно заинтересованных связей с предприятиями и организациями по профилю обучения.

4. Развитие научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ с участием студентов.

5. Разработка тематики сквозных творческих проектов, переходящих от реферативного исследования проблемы в выпускные квалификационные работы.

6. Проведение мероприятий по повышению мотивации студентов к обучению по выбранной профессии.

7. Создание действенной системы поиска и стимулирования талантливых студентов, привлечения их к выполнению грантов, научных исследований, реальных проектов и хоздоговоров по заданиям предприятий и организаций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 31172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.