Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология проектного обучения




Деловые игры

Методы и технологии практико-ориентированного обучения.

 

При организации практико-ориентированного обучения необходимо максимально использовать существующие активные методы и технологии обучения, позволяющие более эффективно и быстро овладевать навыками профессиональной деятельности, развивать у студентов профессиональные интересы, вырабатывать качества, необходимые для успешной деятельности в профессиональной сфере. К таким методам и технологиям относятся игровые, проблемные, проектные, дискуссионные, тренинги, мастер-классы, кейс-методы и т.д. Остановимся только на некоторых их них.

Деловые игры пришли в учебные заведения из профессиональной среды. Они используются для решения комплексных задач усвоения нового материала, развития творческих способностей, формирования профессиональных умений. Игра позволяет студентам понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных играх имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и др.).

Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, навык публичных выступлений, проведение экскурсии, обслуживания клиентов в ресторане, проведение диагностики автомобиля на станции техобслуживания в общении с клиентом и т.д.. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они проводятся в условиях, имитирующих реальные профессиональные действия.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между студентами распределяются роли действующих лиц. Например, производственная ситуация по распределению работ шеф-поваром между работниками разных цехов.

«Проект» (в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед) толкуется в современных словарях как «прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности». А проектирование определяется как деятельность, направленная на «промысливание того, что должно быть». Это деятельность по изменению, иногда – и по созданию будущего, а в частном случае – по созданию средств для дальнейшего проектирования.

В педагогической практике под проектом чаще всего понимается учебный замысел, направленный на появление конкретного продукта, а под учебным проектированием – деятельность по реализации замысла.

Метод проектов – система обучения, при которой студенты приобретают знания, умения и навыки, а также компетентности в процессе конструи­рования, планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Основная цель метода проектов – интегрировать профессиональ­ную подготовку обучаемых по разным учебным дисциплинам для уста­новления более прочных межпредметных связей, а также для более тесного взаимодействия теории с практикой в педагогическом процес­се. Дидактическая ценность метода проектов заключается в использо­вании самостоятельной проектировочной деятельности студентов как основного средства их профессионального развития.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов.

Проектное задание заключается в проектировании и создании (или только проектировании) какого-либо предмета профессиональ­ной деятельности. Студенты выполняют проектное задание само­стоятельно, используя литературу, методические пособия, оборудование, материалы, консуль­тируясь с педагогами. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты. По окончании работы над проектом производится проверка изученного материала и эффективность разработанного продукта. Результаты работы обсуждаются, определяются трудности и профессионально значимые характеристики участников, которые были необходимы для работы над проектом.

Технология проектного обучения способствует созданию условий для развития креативных способностей и качеств личности студента, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Перед тем, как начать использовать метод проектов в учебном процессе необходимо выявить потенциалы и ограничения применения метода при изучении конкретной дисциплины.

Мастер-класс

Мастер-классы во многих вузах используются как форма обучения крайне редко, поскольку в системе планирования и отчетности они не предусмотрены. Вместе с тем в вузах, там, где есть талантливые педагоги, мастер-классы существуют постоянно. Наилучшее применение мастер-класса (в режиме непосредственного общения или на видео) — его использование в качестве яркой, детальной и законченной демонстрации, которая служит моделью для подражания, вдохновляет участников на достижение наилучших результатов в работе и облегчает студенту выбор оптимального пути для достижения уровня эксперта.

При этом важно в процессе проведения мастер-класса научить конкретным техникам, навыкам. Поэтому хороший специалист не всегда может быть хорошим педагогом, из-за чего проведение мастер-класса не всегда приводит к необходимому результату. Для педагога, проводящего мастер-классы необходимо уметь взаимодействовать с другими людьми в рамках партнерских отношений и быть способным донести свое искусство до обучаемого, превращая свои умения в четкую, порой алгоритмическую последовательность действий.

Одно занятие может длиться от 1 ч до целого рабочего дня. Однако важно, чтобы участники занимались в мастер-классе от начала и до конца в количестве от одного до 30 человек. Обучение в небольшой группе позволяет обучающимся не только наблюдать процесс работы мастера, но и практически участвовать в каждом мелкогрупповом или индивидуальном задании путем копирования моделей поведения или демонстрационных навыков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.