КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы поведенческие или эмоциональные?Проблемы поведения или непослушание? Можно ли сказать, что проблемы поведения и непослушание это одно и то же? Нет. Ребенок может быть непослушным, даже если никаких проблем с его поведением нет. Определенное непослушание свойственно маленьким детям, его можно считать нормальным и естественным явлением. Чаще всего дети перестают слушаться, когда обнаруживают, что их идеи не во всем совпадают с идеями родителей. Тогда они пробуют, не получится ли у них сделать так, как они хотят. Какие-то случаи непослушания могут повторяться, и если это происходит неоднократно, то может превратиться в настоящую проблему.
Можно ли говорить о проблемах поведения, если ребенок послушен? Да. Ребенок может не проявлять "общепринятых" признаков непослушания, которых мы ожидаем от маленьких детей, но, несмотря на это, он может делать то, что мешает ему учиться или взаимодействовать с окружающими. Некоторые дети, чтобы избежать каких-то неприятных для них ситуаций, применяют тактику "пассивного сопротивления". Намеренное нежелание отвечать на вопросы или выполнять указания может стать поведенческой проблемой, равно как и "самозавод", когда ребенок начинает трястись, чрезмерно жестикулировать или кивать головой. Ребенок с синдромом Дауна, высовывающий язык, вовсе не балуется - он делает то, что считает для себя правильным. Однако это может стать причиной определенных жизненных трудностей: повлиять на отношение к нему других людей, ухудшить произношение, приучить малыша дышать только ртом, что может ослабить его здоровье. Высунутый язык можно рассматривать как физиологическую проблему и видеть выход в хирургической операции. Однако полезно взглянуть на эту проблему как на поведенческую, которая поддается исправлению. Многие детишки с синдромом Дауна могут научиться убирать язык при помощи приемов, описываемых в этой главе.
Иногда вы теряетесь - вам непонятно, то ли вы встающая перед вами проблема имеет поведенческий характер, то ли эмоциональный, то ли это проявление определенных черт характера малыша. Когда ребенок (уже умеющий ходить) в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть или совершенно несамостоятельным, или слишком капризным. Но такой подход имеет два недостатка. Во-первых, характеристики, подобные упомянутым выше, определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Они основываются на неких предположениях о причинах и мотивах, но далеко не каждый из нас способен сделать правильные предположения. Во-вторых, подобный подход часто дает оправдание бездействию. Ведь так легко сказать: "Он всегда ведет себя подобным образом" и оставить все как есть. Мы не предлагаем вам закрыть глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это, ведь им небезразлично счастье и благополучие собственного малыша. Мы предлагаем вам сделать один дополнительный шаг: попробуйте описать вашу проблему словами, так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает ваш малыш. Сделав это один раз, вы встанете на верный путь помощи ребенку. Вы будете точно знать, что ему мешает и что нужно исправить. Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведения малыша: * Джонни жадный. * Джонни берет еду из чужих тарелок.
* Лаура необщительна. * Лаура отворачивается, когда с ней разговаривают.
* Морис агрессивный. * Морис щиплет своего маленького братишку.
* Ли дерзит. * Ли говорит "нет" в ответ на многие указания.
* Джордж ленивый. * Джордж просит помочь с каждым заданием.
В первых примерах каждой пары для характеристики детей использованы эмоционально окрашенные слова. Они могут или не могут оказаться верными; по-существу, они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример каждой пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Джонни и впрямь жадный, то для того, чтобы изменить его внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ему одному, может понадобится очень много времени. Однако научиться не брать еду из чужих тарелок он может быстро, и тогда за столом всем будет хорошо - включая Джонни!
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |