Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СС. А: Взаимодействие с окружающими и игра 1 страница




Введение

Самообслуживание и социальные навыки

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

СС.А: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ И ИГРА

СС.Б. УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ И ПИТЬ

СС.В. УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ

СС.Г: Навыки опрятности

СС.Д: Умение самостоятельно умываться и приводить себя в порядок

 

  Д Умение самостоятельно умываться
  Г Навыки опрятности  
  В Умение самостоятельно одеваться
Б Умение самостоятельно есть и пить  
А Взаимодействие с окружающими и игровые навыки  
!!!!!!!! 3м 6м 9м 12м 15м 18м 2г 3г  
         

 

 

 

Навыки самообслуживания позволяют нам самостоятельно есть, пить, одеваться, соблюдать личную гигиену.

Социальные навыки вместе с навыками общения позволяют нам взаимодействовать с другими людьми. К этой категории мы отнесли и игровые навыки, поскольку игра - важнейший вид социальной деятельности маленького ребенка.

 

Настоящая программа предполагает следующую последовательность:

СС.А ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ И ИГРА

СС.Б УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ И ПИТЬ

СС.В УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОДЕВАТЬСЯ

СС.Г НАВЫКИ ОПРЯТНОСТИ

СС.Д УМЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО УМЫВАТЬСЯ

 

О чем непременно нужно помнить, когда вы стараетесь сформировать у ребенка социальные навыки и навыки самообслуживания? Родителям нелегко бывает найти золотую середину в вопросах о сроках и степени овладения теми или иными навыками. Они ждут от своих детей то слишком многого, то, наоборот, слишком малого. Вы слышите самые противоречивые суждения по поводу того, когда малыш должен, например, научиться пользоваться горшком, или когда он начнет охотно делиться своими игрушками с другими детьми. Если же вы будете знать, какие достижения должны соответствовать тому или иному уровню развития, ваши представления станут более реалистичными.

Когда вы учите ребенка быть самостоятельным, самое трудное - не сделать за него то, что он должен сделать сам (у вас ведь получится гораздо быстрее). Если малыш пытается есть сам, процесс кормления становится невероятно медленным, все вокруг пачкается. А как трудно позволить ребенку самому надеть носок в то время, как все домашние спешат - кто на работу, кто в школу! Некоторое время такие трудности испытывают все родители. Встанут они и перед вами. Однако всегда нужно помнить о будущем: чем независимее станет ваш ребенок, тем свободнее будете вы.

 

 

ГЛАВА 1

 

В данном разделе мы остановимся на формировании навыков, определяющих способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и играть.

Эти две системы навыков неразрывно связаны друг с другом: когда малыш играет не один, а с кем-нибудь, ему необходимо и уметь играть, и уметь взаимодействовать с другим человеком. Это, в свою очередь, связано с навыками тонкой и общей моторики, языковыми навыками. Их формирование также входит в нашу программу.

Выделить из этого запутанного клубка какую-либо группу навыков и назвать ее, скажем, "игровые навыки" или "социальные навыки" - значит искусственным образом расчленить поведение ребенка. В конечном счете, все, чему вы научите ребенка, следуя нашей программе, поможет ему в игре. Нужно иметь в виду также и то, что взаимодействовать с окружающими можно самыми разными способами.

Цели данного раздела программы: представить набор важнейших навыков, многие из которых являются классическими вехами развития; помочь вам в ваших усилиях по формированию у ребенка игровых навыков; помочь выделить приоритетные направления при составлении вашей индивидуальной программы.

Для формирования некоторых навыков из тех, которые рассматриваются в этом разделе, мы предлагаем особый подход - ответы на вопросы. Во всех остальных случаях мы только показываем, как можно помочь ребенку, обращая внимание на те его умения, которые способствуют прогрессу, но рассматриваются в других разделах. Есть много навыков, которые невозможно сформировать с помощью только одного упражнения. Успех может стать кульминацией развития самых разнообразных умений и зависеть, кроме того, от степени созревания ребенка в других отношениях. Сведения, изложенные в данном разделе, помогут вам найти ориентиры, необходимые для обучения таким важными вещам, как игра и взаимодействие с другими людьми, укажут, к чему нужно стремиться во всех ваших занятиях.

Ниже перечисляются умения ребенка, рассматриваемые в настоящем разделе.

 

От 0 до 3 месяцев

1. Успокаивается, когда его берут на руки.

2. На мгновение фиксирует свой взгляд на лице.

3. Улыбается или подает голос в ответ на обращенные к нему слова или прикосновение.

 

От 3 до 6 месяцев

4. Тянет ко рту руку с игрушкой или каким-нибудь другим предметом.

5. В предвкушении того, что его сейчас возьмут на руки, шевелит ручками, ножками или поднимает голову.

6. Улыбается без видимой причины.

7. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки.

8. Улыбается отражению в зеркале.

9. Пытается дотянуться до игрушки.

10. Смеется, когда его головку накрывают пеленкой.

 

От 6 до 9 месяцев

14. Смеется, когда с ним играют в знакомые игры.

15. Реагирует удивленным взглядом или плачем на появление незнакомых людей.

16. Играет с несколькими игрушками самостоятельно в течение 10 минут

 

От 9 до 12 месяцев

20. Участвует в игре "Ку-ку, вот и я".

21. Играет в простые игры, требующие взаимодействия, например, "ладушки" или "сорока-ворона", протягивая и удерживая руки.

22. Демонстрирует простую функциональную игру, поднося ко рту чашку или ложку.

23. Играет в мяч, толкая его обратно маме.

24. Играет самостоятельно (вблизи взрослого) в течение 15 -20 минут.

 

От 12 до 15 месяцев

33. Кидает игрушки, иногда играя, иногда - чтобы их отбросить от себя.

34. "Выделывается", чтобы привлечь к себе внимание взрослых.

35. Дает или показывает взрослым игрушку.

 

От 15 до 18 месяцев

38. Поворачивает картинку или книжку, чтобы она лежала как надо, если она была перевернута "вверх ногами" или лежала обложкой вниз.

39. Имитирует работу по дому.

40. Демонстрирует более длительную функциональную игру.

 

От 18 месяцев до 2 лет

46. Вступает в контакт с ровесниками, используя жесты.

47. Наблюдая за другими детьми, вовлекается в параллельную игру.

48. Отстаивает свою собственность.

49. Вовлекается в игры типа "семья" или "дочки-матери".

50. Играет возле детей и время от времени вступает с ними в контакт.

51. Помогает в простой работе по дому.

52. В 50: случаев отвечает действием на просьбы взрослых.

53. В ответ на просьбу может сделать выбор.

54. Соблюдает очередность под руководством взрослого.

55 В течение 10 минут вместе с другими детьми, не отвлекаясь, слушает музыку или сказку.

56. После напоминания говорит слово "пожалуйста".

57. Присоединяется к пению или чтению стихов.

58. Расстается с мамой без плача.

 

От 3 до 4 лет

73. Участвуя в групповых играх, руководимых взрослыми, соблюдает их правила.

74. Дожидается своей очереди, играя с другими детьми.

75. Играет рядом с детьми и разговаривает с ними.

76. 50%: всего игрового времени полноправно играет с другими детьми.

77. В 50% случаев говорит "пожалуйста" и "спасибо" без напоминания.

В 75% случаев отвечает действием на просьбы взрослых.

Называет свой пол, если спросят.

80. Выполняет простую работу по дому.

81. Избегает опасности.

82. Не выходит за установленные родителями границы территории.

Делит внимание родителей с другими.

 

СС.А.1. УСПОКАИВАЕТСЯ, КОГДА ЕГО БЕРУТ НА РУКИ

Это самое начало взаимодействия малыша с другим человеком. Малыш показывает, что когда его держат так, что он может прильнуть к кому-то, он успокаивается.

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за вашим ребенком несколько часов. Когда он плачет или неспокоен, берите его на руки.

Результат положительный, если ваш малыш успокаивается, когда его берут на руки.

 

СС.А.2. НА МГНОВЕНИЕ ФИКСИРУЕТ СВОЙ ВЗГЛЯД НА ЛИЦЕ

Это первый шаг на пути установления контакта глазами, который играет решающую роль во взаимодействии с окружающими, в удерживании внимания и в учебе.

Как оценить.

Способ: Говорите что-нибудь вашему малышу и улыбайтесь ему.

Результат положительный, если в течение 1-2 секунд ребенок смотрит вам в лицо. Это достижение можно оценить положительно, даже если малыш не смотрел вам прямо в глаза.

Примечание:

Разговаривать с ребенком и улыбаться ему можно начать с момента его появления на свет. Пусть ваше лицо будет приблизительно в 30 сантиметрах от его лица - это получается само собой, когда малыш лежит у вас на руках или вы наклоняетесь к нему, чтобы поговорить с ним во время переодевания или купания.

 

СС.А.3. УЛЫБАЕТСЯ ИЛИ ПОДАЕТ ГОЛОС в ответ на обращенные к нему слова или прикосновение.

Изменением в своем поведении малыш показывает, что присутствие других для него - ситуация приятная, волнующая или успокаивающая.

Как оценить.

Способ: Наклонитесь над ребенком, приблизьте к нему свое лицо. Скажите что-нибудь и приласкайте его.

Результат положительный, если в ответ поведение малыша изменится. Он может улыбнуться или подать голос. Если до этого он вертелся, то может остановиться. Если лежал спокойно, то может, наоборот, начать вертеться.

Примечание:

Неплохо прежде, чем взять малыша на руки, дать ему время почувствовать, что вы рядом. Он научится связывать ваше присутствие и ваш голос с последующим приятным для него контактом. Это поможет ему получать утешение от ваших слов, если случится, что вы почему-либо не сможете взять его на руки сразу.

 

СС.А.4. ТЯНЕТ В РОТ РУКУ С ИГРУШКОЙ ИЛИ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ

Исследуя окружающие предметы, дети прежде всего пробуют взять их в рот. Это один из первых важных этапов формирования игровых навыков.

Как оценить.

Способ: Вложите в руку малыша игрушку или другой предмет. Пусть это будет легкая и легко удерживаемая вещь.

Результат положительный, если ребенок, держа игрушку в руке, поднесет ее ко рту. Не обязательно, чтобы он взял ее в рот.

Примечание:

Умению хватать предметы вы будете учить малыша в соответствии с указаниями раздела "Тонкая моторика". Всегда давайте время малышу изучить предмет, который он держит. Если ребенок не пытается взять игрушку или свои руки в рот, вы можете осторожно направить его руки. Не думайте, что это может стать дурной привычкой. Исследование предметов "на зубок" - естественная и полезная стадия подготовки к игре.

 

СС.А.5. В ПРЕДВКУШЕНИИ ТОГО, ЧТО ЕГО СЕЙЧАС ВОЗЬМУТ НА РУКИ, ШЕВЕЛИТ РУЧКАМИ, НОЖКАМИ ИЛИ ПОДНИМАЕТ ГОЛОВУ.

В главе 2 книги 3 мы отмечали, что важно помочь ребенку научиться реагировать на приближающиеся события, которые составляют часть повседневной жизни. Возможно, первое событие, которого малыш должен научиться ждать с нетерпением, это момент, когда он окажется на руках у кого-то из близких. Ведь это событие происходит каждый день по много раз!

Как оценить.

Способ: Перед тем, как взять малыша на руки, поговорите с ним, подождите, пока он на вас посмотрит, и протяните к нему руки. Повторяйте это по несколько раз в день.

Результат положительный, если малыш покажет вам, что ждет, чтобы его подняли: поднимет голову и/или пошевелит ручками или ножками, пытаясь дотянуться до вас. Заметим, что движения ребенка не обязательно должны быть такими точными, как того требует параграф СС.А.7, однако при каждой попытке вы должны наблюдать одну и ту же реакцию.

Примечание:

Каждый раз, собираясь взять ребенка на руки, произносите одни и те же слова, например, протягивая к нему руки, скажите: "Иди ко мне!" Если малыш на это не реагирует, поднимите его ручки навстречу к вам, повторяя перед тем, как его взять: "Иди ко мне!"

Затем помогите малышу научиться реагировать на приближение других важных событий его повседневной жизни. Перед началом кормления покажите ему бутылочку или грудь. Перед тем, как вы начнете раздевать его для купания, поплещите своей рукой в ванночке, призывая малыша посмотреть туда. Если в соответствующих случаях вы будете произносить одни и те же слова: "Иди ко мне!", "Обедать!" " Купаться!", вы поможете ребенку связать эти слова с событиями, которые ими обозначаются.

 

СС.А.6. УЛЫБАЕТСЯ БЕЗ ВИДИМОЙ ПРИЧИНЫ

Для всех родителей первые улыбки ребенка - волшебство. Спонтанное появление улыбки, не являющейся реакцией на сознательные усилия со стороны родителей - классическая веха развития.

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за малышом, когда он рядом, но не играйте с ним и не обращайтесь непосредственно к нему.

Результат положительный, если малыш улыбается самому себе, когда взрослый не обращается и не прикасается к нему.

 

СС.А.7. ПРОТЯГИВАЕТ РУЧКИ, ЧТОБЫ ЕГО ВЗЯЛИ НА РУКИ

Это развитие навыка, рассмотренного в параграфе СС.А.5. Однако здесь мы говорим о намеренном и управляемом движении рук ребенка навстречу маме или папе.

Как оценить.

Способ: Смотри параграф СС.А.5.

Результат положительный, если в предвкушении того, что сейчас его возьмут на руки, малыш совершает однозначно истолковываемое движение руками, протягивая их навстречу вам. Возможно, он еще не в состоянии вытянуть руки, но первоначальный импульс должен быть выражен вполне определенно.

Примечание:

Занимайтесь с ребенком так, как указано в параграфе СС.А.5, и ваш малыш постепенно научится целенаправленно тянуться к вам. Учите его и ободряйте, чтобы он понимал ситуацию и в других случаях. Если ребенок употребляет твердую пищу, вы увидите, как он открывает рот при приближении ложки. Быть может, он улыбается при звуке ключа, открывающего дверь, или при звуке приближающихся шагов старшего брата или сестры. Малыш может реагировать и на предстоящее менее приятное для него мероприятие - возможно, он начинает сердиться и сопротивляться при виде ванночки.

Помните о тесной связи между обсуждаемой ориентировочной реакцией и навыками общения. Когда ваш ребенок тянет к вам ручки, он говорит вам, что хочет, чтобы его взяли на руки.

Когда во время кормления при виде бутылочки он делает хватательные движения, он говорит вам, что готов пить молоко. Если ребенок овладел умением пользоваться простейшими жестами, смысл которых - приблизить то или иное событие, значит он уже начал готовиться к настоящему общению.

 

СС.А.8. УЛЫБАЕТСЯ ОТРАЖЕНИЮ В ЗЕРКАЛЕ

Это еще одна классическая веха раннего формирования социальных навыков.

Как оценить.

Способ: Покажите малышу его собственное лицо в зеркале.

Результат положительный, если малыш улыбнется своему отражению.

Примечание:

Начните показывать малышу его изображение, когда он научится настолько устойчиво держать головку, что сможет смотреть в зеркало. Привлеките его внимание к своему лицу, когда вы улыбаетесь и разговариваете с отражением малыша. Некоторые дети обнаруживают большой интерес, но какое-то время не улыбаются своему отражению. Именно этот интерес здесь является самым важным.

 

СС.А.9. ПЫТАЕТСЯ ДОТЯНУТЬСЯ ДО ИГРУШКИ

Это знак, что движения ребенка становятся целенаправленными, словно он говорит себе: "Если я совершу своим телом движение, то получу то, что хочу". Это умение играет главную роль в развитии представления ребенка о собственном теле и его связи с другими вещами.

Как оценить.

Материалы: знакомая игрушка.

Способ: Покажите малышу, как играть с игрушкой, привлеките его интерес к ней. Затем положите игрушку чуть дальше пределов его досягаемости.

Результат положительный, если малыш, пытаясь достать игрушку, потянется к ней какой-нибудь частью своего тела. Для того, чтобы результат считался положительным, не обязательно, чтобы ребенок смог до нее дотянуться.

Примечание:

Цель этих занятий состоит в том, чтобы добиться намерения ребенка дотянуться до игрушки, а не в том, чтобы он физически смог ее достать. Естественно, вам хотелось бы, чтобы он научился доставать игрушку. Достичь этого ему помогут занятия по формированию навыков тонкой и общей моторики.

 

СС.А.10 СМЕЕТСЯ, КОГДА ЕГО ГОЛОВУ НАКРЫВАЮТ ПЕЛЕНКОЙ

В нашу культуру прочно вошли игры типа "Ку-ку, вот и я"*. Дети любят их и благодаря им учатся ориентироваться в ситуации, понимать, что произойдет в следующий момент, участвуют в ней сами, выполняя положенные действия и издавая звуки. Пока мы только проверяем, смеется ли малыш от удовольствия во время этой игры.

Как оценить.

Способ: Перед тем, как оценить этот этап развития ребенка несколько раз сыграйте с ним в игру "Ку-ку, вот и я". Постарайтесь, чтобы она ему понравилась. Накиньте на голову малыша пеленку или другую легкую тряпочку, говоря: "Где...?". Откиньте пеленку и скажите: "Ку-ку, вот и...". Есть много вариантов этой игры, подберите любой, который покажется вам подходящим.

Результат положительный, если во время этой игры малыш смеется.

Примечание:

Возможны другие варианты игры. Например, вы периодически накрываете свою голову пеленкой, прячетесь за спинкой кроватки и появляетесь снова, прячете и вновь показываете плюшевого мишку и т.п. Если вы, играя, накрываете голову малыша пеленкой, время от времени делайте паузы, чтобы посмотреть, пытается ли он стащить с себя пеленку сам. Загляните в параграф СС.А.20 (участвует в игре "Ку-ку, вот и я") и понаблюдайте, не готов ли ваш малыш к этому этапу.

"Ку-ку, вот и я" (по-английски: "Peek-a-boo") - распространенная в англоязычных странах игра, в которую играют, забавляя младенца. Чаще всего один из играющих то закрывает, то открывает свое лицо, причем, открывая, говорит: "Peek-a-boo!" (Прим. переводчика)

 

СС.А. 14. СМЕЕТСЯ ВО ВРЕМЯ ЗНАКОМЫХ ИГР

С младенцами и детьми чуть постарше традиционно (и не зря) играют в разные простые игры, требующие активного участия обеих сторон. Эти игры занимают особо важное место в общении с ребенком. Существует много прекрасных книг, из которых можно узнать об этих играх. Наиболее известные из них: "Ладушки", "Идет коза рогатая", "Сорока-ворона", "Поехали с орехами".

Как оценить.

Способ: Поиграйте с ребенком в игры, подобные перечисленным.

Результат положительный, если малыш начинает радостно смеяться или как-то иначе выражать свое удовольствие, как только вы приступаете к игре.

Примечание:

Выберите несколько игр, чтобы играть в них каждый день и приучить к ним ребенка. Если эти игры станут ему хорошо знакомы, ему легче будет предвосхитить событие, которое произойдет дальше. Привлеките старших братьев и сестер - многие дети любят, когда у них есть свои забавы для малыша.

Загляните вперед, в параграф СС.А.21 (играет в простые игры, требующие активного участия)

 

СС.А.15. РЕАГИРУЕТ УДИВЛЕННЫМ ВЗГЛЯДОМ ИЛИ ПЛАЧЕМ НА ПОЯВЛЕНИЕ НЕЗНАКОМЫХ ЛЮДЕЙ

Это еще одна веха в развитии ребенка. Такая реакция показывает, что ребенок осознает разницу между знакомыми и незнакомыми людьми, что он начал остерегаться незнакомых. Этому нельзя научить. Ребенок должен созреть сам.

Как оценить.

Способ: Понаблюдайте за ребенком в присутствии незнакомых.

Результат положительный, если ребенок смотрит на незнакомца большими удивленными глазами или при виде незнакомого лица сразу начинает плакать.

 

СС.А.16. ИГРАЕТ С НЕСКОЛЬКИМИ ИГРУШКАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНО В ТЕЧЕНИЕ 10 МИНУТ

Здесь мы хотим добиться того, чтобы малыш научился занимать себя сам, без непосредственного участия взрослого в течение небольшого промежутка времени. На практике это означает, что вы можете дать малышу несколько игрушек, а сами в этой же комнате заняться чем-нибудь другим, рассчитывая, что приблизительно 10 минут ваше внимание ему не потребуется. Здесь очень важно, чтобы ребенок именно "играл".

Результат нельзя будет оценить как положительный, если малыш занят только самим собой: сосет палец или перекатывается с боку на бок.

Как оценить.

Способ: Дайте малышу несколько его любимых игрушек. Стойте поблизости, но не уделяйте ему внимание.

Результат положительный, если ребенок играет приблизительно 10 минут. В промежутках между своими занятиями он может ненадолго отрываться, осматриваться. Малыш может и "поговорить" с вами, но он не должен требовать, чтобы вы оставили свои дела и пришли к нему.

Примечание:

Чем больше приемов игры знает ваш малыш, тем дольше он сможет играть самостоятельно. Грудные дети, как правило, могут сосредоточить внимание лишь на очень короткое время, поэтому для того, чтобы заполнить те самые 10 минут, необходимо дать ребенку возможность повозиться с несколькими предметами.

Для того, чтобы научить ребенка играть самостоятельно, вы должны сначала научить его играть с вами. Первые навыки тонкой моторики, формируемые с помощью настоящей программы, помогут научиться играть с множеством разнообразных игрушек. Большое значение имеют также навыки общей моторики - вашему малышу легче будет играть самостоятельно, если он обладает достаточной подвижностью и способностью сохранять равновесие, чтобы суметь дотягиваться до игрушек и собирать их, когда они разбросаны вокруг него.

Если ребенок владеет определенными игровыми навыками, но все еще требует вашего непрерывного внимания, попробуйте постепенно приучать его к мысли, что можно играть одному. Для начала отойдите от него всего на несколько секунд, а затем увеличивайте этот интервал. Не следует ждать, чтобы малыш заплакал, зовя вас. Когда он с удовольствием занимается своими игрушками, попробуйте регулярно понемножку с ним "разговаривать". Он узнает, что плач - не единственное средство завладеть вашим вниманием, поймет, что самостоятельно играть - не значит расставаться с вами безвозвратно.

 

СС.А.20. УЧАСТВУЕТ В ИГРЕ "КУ-КУ, ВОТ И Я"

Здесь мы продолжаем формировать умение, основам которого был посвящен параграф СС.А.10.

Как оценить.

Материалы: лист плотной бумаги, размером примерно 30 см х 30 см, с небольшим отверстием посередине.

 

Способ: Когда малыш смотрит на вас, заслоните свое лицо бумагой. Затем выгляните со словами: "Ку-ку, вот и я!" Повторите эти действия, выглядывая с той же стороны листа, что и в первый раз. Теперь опять спрячьтесь и загляните в отверстие, смотрит ли малыш туда, откуда до этого показывалось ваше лицо.

Результат положительный, если малыш смотрит в ту сторону, откуда раньше появлялось ваше лицо. Результат считается положительным и в том случае, если ребенок играет с вами в "Ку-ку, вот и я!", пряча свое лицо.

Примечание:

Для того, чтобы помочь ребенку научиться предвидеть событие, которое должно последовать, повторяйте одно и то же упражнение по несколько раз. Что бы вы ни использовали в качестве барьера, загораживающего ваше лицо, выглядывайте с одной и той же стороны до тех пор, пока не убедитесь, что малыш, ища вас, смотрит именно туда. После этого можно попробовать выглянуть с другой стороны. Сначала ребенок будет по-прежнему ждать вашего появления в привычном месте, однако постепенно научится более гибко реагировать на изменение ситуации.

 

 

СС.А.21 УЧАСТВУЕТ В ПРОСТЫХ ИГРАХ, требующих взаимодействия, например, "ладушки" или "сорока-ворона", протягивая и удерживая руки

В параграфе СС.А.14 (смеется, играя в знакомые игры) мы говорили, что играя в знакомые игры, ребенок должен выражать свое удовольствие и знание ситуации смехом. В данном параграфе мы делаем упор на активном участии в игре самого малыша. Здесь не требуется, чтобы он точно выполнял действия, предусмотренные правилами игры. Мы добиваемся только того, чтобы ребенок научился принимать нужную позу и совершал простые телодвижения, например, покачивался, отстранялся или хлопал в ладоши.

Как оценить.

Способ: Поиграйте с ребенком в игры, подобные тем, которые были названы в параграфе СС.А.14.

Результат положительный, если ребенок участвует в них, протягивая ручки, качаясь на вашем колене и т.п.

Примечание:

Для того, чтобы научить малыша участвовать в этих играх, важно повторять их неоднократно. Если ребенок хорошо знает игру, он очень охотно примет в ней участие. Предложите ему: "Поиграем в ладушки!" и дайте время собраться и приготовиться. Если нужно, помогите малышу приготовиться к игре, но пусть ваша помощь будет минимальной. Обеспечьте ребенку как можно большую свободу движений.

Когда игра закончится, подождите немного, посмотрите выжидательно и спросите: "Хочешь еще?" Этим вы дадите возможность ребенку самому начать следующий кон: он может протянуть руки или начать двигаться, как во время игры.

 

СС.А.22. ДЕМОНСТРИРУЕТ ПРОСТУЮ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ИГРУ, поднося ко рту чашку или ложку.

На ранних стадиях формирования игровых навыков дети исследуют предметы, беря их в рот, трогая или смотря на них. Немного позже они пробуют их трясти, бить, ронять и бросать. Затем дети пытаются осознать, как окружающие их предметы соотносятся друг с другом - они составляют их вместе, вкладывают один предмет в другой, ставят один на другой. Все эти умения рассматриваются в разделе "Тонкая моторика". Здесь же мы останавливаемся на следующем этапе развития - способности использовать предметы по назначению.

Повседневный опыт дает детям представление о назначении тех или иных предметов быта. Если во время еды ребенок познакомился с чашкой и ложкой, то через некоторое время он сможет показать вам, как они используются. Данный параграф посвящен проверке умения ребенка использовать предметы по назначению или умения имитировать их использование.

Как оценить

Способ: Дайте ребенку во время игры несколько предметов бытового назначения, например, чашку, ложку и расческу.

Результат положительный если играя, ребенок показывает, каково назначение этих предметов: подносит чашку и ложку ко рту, пытается расчесывать волосы.

Примечание:.

Вы можете помочь малышу научиться этому, если во время игры дадите ему подходящие предметы и сами займетесь их использованием вместе с ним. Называйте свои действия: "Пью сок", "Причесываюсь". Это идеальные условия для проведения игр, требующих соблюдения очередности - сначала ваша очередь причесываться, потом - малыша и так далее. Время использования функциональных предметов в играх с куклами придет несколько позже (смотри параграф СС.А. 40), но уже сейчас для того, чтобы дать ребенку об этом первое представление, можно потихоньку начать вводить в игры, требующие соблюдения очередности, куклы и плюшевых зверей.

Умение соблюдать очередность рассматривается в следующем параграфе.

 

СС.А.23 ИГРАЕТ В МЯЧ, ТОЛКАЯ ЕГО ОБРАТНО МАМЕ

В такого рода игре мы проверяем умение ребенка соблюдать очередность. Это умение имеет решающее значение для развития игровых навыков, взаимодействия с окружающими, и главное, для развития речи. В действительности, на том уровне развития, о котором мы говорим сейчас, все три упомянутых навыка так тесно переплетены друг с другом, что разделить их можно лишь умозрительно.

Подробно умение соблюдать очередность рассматривается в главе 2 книги 3. Здесь же мы приводим несколько соображений, касающихся игр, полезных для формирования этого умения. Мы советуем вам ввести в обиход несколько разных игр. Если ваш малыш пока не в состоянии катить или бросать мяч, можно по своему усмотрению выбрать какой-нибудь другой вариант игры в мяч.

Как оценить.

Материалы: теннисный мяч или мяч чуть большего размера.

Способ: Покатите мяч к малышу и предложите ему покатить или толкнуть его в вашу сторону.

Результат положительный, если ребенок несколько раз ответит вам своими действиями.

Примечание:

Обратитесь к главе 2 книги 3, где обсуждается вопрос о том, как научить ребенка соблюдать очередность.

 

СС.А.24 ИГРАЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО (ВБЛИЗИ ВЗРОСЛОГО) В ТЕЧЕНИЕ 15-20 МИНУТ

Это развитие умения, которому был посвящен параграф СС.А.16. Проверяется и оценивается это умение так, как указано в этом параграфе.

Вообще ребенок овладевает этим умением в 9-12 месячном возрасте. Проверять и оценивать его имеет смысл только в том случае, если навыки тонкой моторики вашего малыша соответствуют уровню развития 9 месячного ребенка, и кроме того, если ваш малыш достаточно подвижен, чтобы суметь дотянуться до разбросанных вокруг него предметов. (Под этим понимается способность ребенка дотягиваться до игрушек, лежа на животе, или еще более высокий уровень развития навыков общей моторики).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.