Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СС. Б. Умение самостоятельно есть и пить




 

Здесь мы выделяем два аспекта: во-первых, ребенку нужно научиться справляться с той пищей, которую едят все, и во-вторых, научиться делать это без посторонней помощи. Овладеть этими умениями очень важно, поскольку они помогут ребенку сохранять чувство собственного достоинства, быть независимым и хорошо чувствовать себя в обществе за пределами дома.

Бывает, что ребенку мешают определенные трудности физического характера. Они могут сказываться и на способности есть ту или иную пищу, и на степени самостоятельности во время еды. Если ваши проблемы связаны именно с этим, вам не обойтись без помощи квалифицированного специалиста. Правильно подобранные методика и оборудование помогут справиться с этими трудностями.

Иногда сформировать необходимые навыки мешает не неспособность, а нежелание. Преодолеть такого рода трудности будет легче, если подходить к ним как к проблемам поведения.

Но прежде, чем сделать вывод о том, что эти трудности относятся к поведенческой сфере, нужно, чтобы ребенок прошел серьезное медицинское обследование, поскольку его отношение к еде может оказаться признаком физического нездоровья.

Нужно отметить, что в данном разделе мы сначала рассказываем о том, как оценивать все те умения, о которых здесь идет речь, и только потом последовательно рассматриваем методы обучения. Независимо от того, на каком уровне овладения обсуждаемыми навыками находится ваш ребенок в настоящий момент, мы советуем вам прочитать весь раздел до конца, прежде чем перейти к занятиям с малышом. Возможно, вы убедитесь, что лучше всего начать с закладки фундамента, но некоторые навыки можно формировать одновременно.

Ниже мы приводим перечень всех умений, которым посвящен данный раздел.

 

 

От 3 до 6 месяцев

11. Глядя на грудь или бутылочку, предвкушает приближение кормления.

12. Берется руками за грудь или бутылочку.

13. Всасывает и проглатывает пюреобразную пищу.

 

От 6 до 9 месяцев

17. Пьет из чашки с помощью взрослого.

18. Жует и проглатывает полупротертую пищу.

19. Самостоятельно ест пищу, которую берут руками (сухари, печенье и т.п.).

 

От 9 до 12 месяцев

Берет в руку и ест маленькие кусочки пищи.

Держит ложку и пытается взять в рот ее содержимое.

Откусывает и жует печенье.

28. Ест размятую пищу.

 

От 12 до 15 месяцев

Пьет самостоятельно, но часто проливает питье.

Самостоятельно ест ложкой, часто теряя ее содержимое.

Жует обычную пищу (нарезанную на кусочки).

 

От 18 месяцев до 2 лет

41. Пьет из чашки, ничего не проливая.

42. Ест ложкой, ничего не теряя.

 

От 2 до 3 лет

59. Пьет через соломинку.

60. Пользуется вилкой, чтобы наколоть кусочек пищи.

 

От 3 до 4 лет

84. Во время еды пользуется вилкой и ложкой.

Наливает напиток из кувшина, не проливая.

 

 

СС.Б.11. ГЛЯДЯ НА ГРУДЬ ИЛИ БУТЫЛОЧКУ, ПРЕДВКУШАЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ.

Как оценить

Способ: Понаблюдайте за малышом во время подготовки к кормлению.

Результат положительный, если при виде груди или бутылочки ребенок начинает проявлять повышенную активность.

 

СС.Б.12. БЕРЕТСЯ РУКАМИ ЗА ГРУДЬ ИЛИ БУТЫЛОЧКУ.

Как оценить

Способ: Понаблюдайте за малышом во время кормления.

Результат положительный, если ребенок обеими руками берется за грудь или бутылочку (не нужно, чтобы он сам удерживал ее).

 

СС.Б.13. ВСАСЫВАЕТ И ПРОГЛАТЫВАЕТ ПЮРЕОБРАЗНУЮ ПИЩУ

Как оценить

Материалы: Пюреобразное детское питание, маленькая ложка.

Способ: Понаблюдайте за малышом во время кормления.

Результат положительный, если ребенок в состоянии брать в рот из ложечки детское питание.

 

СС.Б.17. ПЬЕТ ИЗ ЧАШКИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.

Как оценить

Материалы: Чашка, наполовину наполненная любимым напитком малыша.

Способ: Поднесите чашку к губам малыша, выбрав момент, когда, по вашему мнению, он хочет пить.

Результат положительный, если ребенок пьет из чашки, обхватив губами ее край и проливая совсем немного.

 

СС.Б.18. ЖУЕТ И ПРОГЛАТЫВАЕТ ПОЛУПРОТЕРТУЮ ПИЩУ.

Как оценить

Материалы: Пища, консистенция которой представляет собой нечто среднее между пюре и блюдом, размятым вилкой.

 

Способ: Понаблюдайте за малышом во время кормления.

Результат положительный, если малыш жует то, что ему дали, двигая челюстями и деснами из стороны в сторону, а затем проглатывает.

 

СС.Б.19. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ ПИЩУ, КОТОРУЮ БЕРУТ РУКАМИ (СУХАРИ, ПЕЧЕНЬЕ И Т.П.).

Как оценить

Материалы: Крупные куски любимого кушанья ребенка из тех, что берут руками, например, печенье, сухарь, кусок слегка поджаренного хлеба или половинка банана.

Способ: Положите кушанье на столик высокого стульчика малыша. Чтобы заинтересовать ребенка, сначала помогите ему попробовать маленький кусочек.

Результат положительный, если ребенок берет в руку предложенный кусок, держит его, подносит ко рту и ест.

 

СС.Б.25. БЕРЕТ В РУКУ И ЕСТ МАЛЕНЬКИЕ КУСОЧКИ ПИЩИ.

Как оценить

Материалы: Маленькие (около 1 см. в диаметре) кусочки любимого ребенком лакомства, например, кусочки фруктов, сыра или хлеба.

Способ: Положите кусочки лакомства на тарелку или на столик высокого стульчика малыша.

 

Результат положительный, если ребенок берет в руку и ест предложенные кусочки пищи.

 

СС.Б.26. ДЕРЖИТ ЛОЖКУ И ПЫТАЕТСЯ ВЗЯТЬ ЕЕ В РОТ.

Как оценить

Материалы: Детская ложка и любимая еда малыша.

Способ: Дайте малышу ложку с едой.

Результат положительный, если малыш держит ложку и пытается взять еду в рот. Не обязательно, чтобы это ему удалось.

 

СС.Б.27. ОТКУСЫВАЕТ И ЖУЕТ ПЕЧЕНЬЕ.

Как оценить

Материалы: Покупное или домашнее печенье, но не твердый крекер и не хрустящий хлебец.

Способ: Дайте малышу печенье.

Результат положительный, если малыш подносит печенье ко рту, откусывает кусочек, жует и проглатывает его.

 

СС.Б.28. ЕСТ РАЗМЯТУЮ ПИЩУ.

Как оценить

Материалы: Обычная еда, слегка размятая вилкой.

Способ: Понаблюдайте за ребенком во время еды.

Результат положительный, если ребенок ест размятую пищу, прожевывая ее.

 

СС.Б.29. ПЬЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО ЧАСТО ПРОЛИВАЕТ.

Как оценить

Материалы: Чашка с двумя ручками или чашка, к которой малыш привык.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он пьет.

Результат положительный, если ребенок берет чашку в руки, пьет из нее и ставит ее обратно на стол. Возможно, ему трудно будет управлять льющейся из чашки струей, и он немного прольет.

 

СС.Б.30. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ ЛОЖКОЙ, ЧАСТО ТЕРЯЯ ЕЕ СОДЕРЖИМОЕ.

Как оценить

Материалы: Размятая пища, ложка и мисочка.

Способ: Попросите ребенка поесть самостоятельно, понаблюдайте за ним.

Результат положительный, если ребенок набирает в ложку немного пищи и подносит ее ко рту. Возможно, часть содержимого ложки вывалится, и дальше вы можете кормить малыша сами.

 

СС.Б.31. ЖУЕТ ОБЫЧНУЮ ПИЩУ (НАРЕЗАННУЮ НА КУСОЧКИ).

Как оценить

Материалы: Обычная неразмятая пища, нарезанная на кусочки, которые можно целиком взять в рот.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он ест.

Результат положительный, если ребенок хорошо пережевывает пищу, проглатывает ее и, следовательно, в большинстве случаев специальные приготовления уже не требуются.

 

СС.Б.41. ПЬЕТ ИЗ ЧАШКИ, НИЧЕГО НЕ ПРОЛИВАЯ.

Как оценить

Материалы: Чашка, наполненная наполовину. Чашка не должна иметь носика.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он пьет.

Результат положительный, если ребенок держит чашку, пьет из нее и ставит ее на место, ничего не пролив.

 

СС.Б.42. ЕСТ ЛОЖКОЙ, НИЧЕГО НЕ ТЕРЯЯ.

Как оценить

Материалы: Любимая еда ребенка, тарелка и маленькая ложка.

Способ: Понаблюдайте за ребенком во время еды.

Результат положительный, если ребенок ест ложкой, не разбрасывая пищу.

 

СС.Б.59. ПЬЕТ ЧЕРЕЗ СОЛОМИНКУ.

Как оценить

Материалы: Чашка и соломинка или пакет сока с соломинкой.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он пытается использовать соломинку.

Результат положительный, если ребенок может выпить через соломинку хотя бы 50 мл жидкости.

 

СС.Б.60. ПОЛЬЗУЕТСЯ ВИЛКОЙ, ЧТОБЫ НАКОЛОТЬ КУСОЧЕК ПИЩИ.

Как оценить

Материалы: Детская вилка и нарезанные на кусочки фрукты или овощи.

Способ: Понаблюдайте за ребенком, когда он ест вилкой.

Результат положительный, если ребенок может наколоть кусочек предложенного блюда на вилку и поднести его ко рту.

 

СС.Б.84. ЕСТ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ.

Как оценить

Материалы: Пища, нарезанная на кусочки, которые можно целиком брать в рот, ложка и вилка.

Способ: Понаблюдайте за ребенком во время еды.

Результат положительный, если ребенок одновременно держит вилку и ложку и во время еды использует и то и другое, или для разных блюд выбирает наиболее подходящий прибор.

 

СС.Б.85. НАЛИВАЕТ ИЗ КУВШИНА НАПИТОК, НЕ ПРОЛИВАЯ ЕГО.

Как оценить

Материалы: Небольшой кувшин (вмещающий приблизительно 2 чашки), на 3/4 наполненный соком или водой, чашка для питья.

Способ: Попросите ребенка налить в чашку немного сока или воды.

Результат положительный, если ребенок наливает напиток в чашку, не переливая через край и не проливая, а затем ставит кувшин на место.

 

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТЬ И ПИТЬ

В этом разделе мы представим наши соображения по поводу того, как следует поэтапно формировать у ребенка навыки, связанные с приемом пищи и питьем (о том, как оценивать их, рассказано выше). Поскольку еда и питье составляют часть повседневной жизни, вы сможете по несколько раз в день заниматься с ребенком - учить его и закреплять достигнутые ранее навыки. Мы настоятельно советуем вам до того, как начать заниматься с ребенком, прочитать весь раздел до конца. Вы увидите, что некоторым вещам нужно учить ребенка одновременно, а некоторые приемы могут вводиться только постепенно - после того, как ребенок овладеет более ранними навыками.

Мы рассчитываем на то, что сведения, которые вы почерпнете из данного раздела, дополнят ваши знания, полученные из известных пособий для родителей детей первых лет жизни, из советов врача и медсестры детской поликлиники.

Основное внимание в данном разделе мы уделяем навыкам самообслуживания во время еды, однако не только они заслуживают здесь внимания. Возможно, самое важное в социальном смысле время - это время, когда вся семья собирается за столом, чтобы вместе пообедать, обсудить насущные проблемы и планы. Эти минуты дают возможность отрабатывать все навыки общения: от простых - дожидаться своей очереди, до сложных - составлять фразы. Кроме того, в обеденное время ребенок может практиковаться в умении хватать мелкие предметы (ТM.A.11), отвечать действием на словесные просьбы: "положи" и "дай" (ВР.Б.10,17), узнавать членов семьи (ВР.Б.13) и многое другое.

Во время кормления даже у грудных детей могут начать формироваться социальные навыки. Положение малыша, устроившегося у груди матери, идеально для того, чтобы установить контакт глазами, наблюдать за мамой, когда она говорит, и улавливать звуки ее речи.

 

СС.Б.11. ГЛЯДЯ НА ГРУДЬ ИЛИ БУТЫЛОЧКУ, ПРЕДВКУШАЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ.

Постарайтесь уловить признаки того, что ваш малыш, глядя на грудь или бутылочку, предвкушает начало кормления: нетерпеливо шевелит ручками и ножками. Перед началом кормления всегда давайте ребенку возможность сначала осмотреться и сориентироваться в ситуации.

 

СС.Б.12. БЕРЕТСЯ РУКАМИ ЗА ГРУДЬ ИЛИ БУТЫЛОЧКУ.

Старайтесь научить ребенка во время кормления поднимать руки и прикасаться к груди или бутылочке. Если малыш лежит у вас на руках, ласково вытяните его ручки так, чтобы он легко мог удерживать их на груди или бутылочке. Со временем он сможет более активно участвовать в процессе кормления, направляя грудь или бутылочку к своему рту.

 

СС.Б.13. ВСАСЫВАЕТ И ПРОГЛАТЫВАЕТ ПЮРЕ ОБРАЗНУЮ ПИЩУ.

Большинство детей начинают привыкать к твердой пище в возрасте 3-6 месяцев. Вопрос о том, когда начать вводить твердую пищу в рацион ребенка с задержкой в развитии, следует решать так же, как и в любом другом случае, исходя из потребности малыша в питании и его интереса ко всему новому. Если есть физические причины, затрудняющие процесс проглатывания или переваривания пищи, заниматься с малышом следует под руководством лечащего врача.

Возможно, первые эксперименты с твердой пищей мало что дадут ребенку в смысле питания, поскольку в его желудок попадет лишь немного пищи. Скорее это будет чувственный опыт - знакомство со вкусом, запахом, осязательным ощущением. Разнообразные вкусовые ощущения, с которыми ребенок знакомится в раннем возрасте, помогут ему впоследствии быстрее привыкнуть к самой разнообразной пище и научиться получать от нее удовольствие.

Когда малыш всасывает пищу из ложки и перекатывает ее во рту, он исследует ее языком, губами и небом, и это служит хорошей гимнастикой для мышц языка и челюстей.

При отсутствии каких-либо медицинских противопоказаний малыша с задержкой в развитии следует приучать к твердой пище точно так же, как и всякого другого ребенка, вводя новые для него продукты по одному так, чтобы в случае отрицательной реакции можно было определить, к чему она относится. В остальном вы можете опираться на советы медсестры из вашей поликлиники, на рекомендации, представленные в руководстве по уходу за детьми, на ваш предыдущий опыт.

 

СС.Б.17. ПЬЕТ ИЗ ЧАШКИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО.

Начинать приучать ребенка к чашке можно с 6-месячного возраста. Когда ребенок пьет из чашки, мышцы, участвующие в этом процессе, работают не так, как во время сосания соски или соска, и эта работа является хорошей гимнастикой для детей с пониженным тонусом мышц языка и рта. В частности, дети с синдромом Дауна долго не желают отказываться от соски. Им легче сосать, чем пить из чашки или жевать. Во время кормлений, предусмотренных распорядком, вы можете продолжать кормить малыша грудью или из бутылочки, но начиная с 6 месяцев, в промежутках между этими кормлениями попить малышу лучше давать из чашки. В общем, следует стремиться к тому, чтобы к 12-18 месяцам большую часть напитков можно было бы давать ребенку в чашке.

Многим детям полезно учиться пить из чашки со слегка отогнутым краем (типа чашек Tupperware), правда найти чашку, у которой одновременно был бы и отогнутый край, и ручки, не так уж легко. Чашек с носиком следует избегать, так как они продлевают период сосания, а ваша цель - оставить этот период позади.

Когда вы только начинаете знакомить малыша с чашкой, выбирайте такие моменты, когда ребенок и не испытывает сильной жажды, и в то же время непрочь попить. Прежде, чем наклонить чашку, дайте ребенку время почувствовать ее край. Пока малыш не научится понимать ситуацию, ждать, что вот-вот ему в рот польется жидкость, не стоит наливать в чашку больше нескольких маленьких глотков.

 

СС.Б.18. ЖУЕТ И ПРОГЛАТЫВАЕТ ПОЛУПРОТЕРТУЮ ПИЩУ.

Даже тогда, когда в рационе ребенка присутствует лишь протертая пища, можно хотя бы иногда немного изменять ее структуру, например, зернистость, особенно когда вы готовите сами. Это подготовит ребенка к полупротертой пище. На том этапе, о котором мы говорим, неплохой вариант - положить на одну тарелку два различающихся по консистенции пюре. В идеале, эти два блюда лучше всего сделать резко отличающимися друг от друга и по цвету. Можно, например, каждый раз, когда вы готовите, небольшую часть готового пюре положить в морозилку. Пробуя то одно, то другое пюре, ребенок узнает, что вкус и плотность блюд могут быть разными.

Следующая ступенька - знакомство с пищей, консистенция которой представляет собой нето среднее между пюре и блюдом, размятым вилкой. Вы можете одну половину приготовленной еды развести до консистенции пюре, а вторую половину размять и все это хорошо перемешать вилкой.

Если ребенок возьмет в рот полупротертую пищу, он будет проталкивать ее языком и пережевывать деснами. Затем, если он захочет, он попробует ее проглотить, однако некоторые трудности, возникающие в связи с этим, могут вызвать у малыша желание поиграть с тем, что у него во рту. Это будет познавательная игра. Вы заметите, что поначалу малыш жует, двигая челюстью из стороны в сторону (в горизонтальной плоскости), а не вверх-вниз. Если малыш не делает попытки жевать, покажите ему на своем примере, как это делается, утрируя все движения. Может быть, придется, легонько прикоснувшись своей рукой, помочь ребенку скопировать ваши движения.

Если ребенок отказывается от каких бы то ни было кусочков или от полупротертой пищи, переходить к более густой пище придется очень незаметно и постепенно и начинать с продуктов, которые малыш с удовольствием ест в виде пюре.

 

СС.Б.19. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ ПИЩУ, КОТОРУЮ БЕРУТ РУКАМИ (ПЕЧЕНЬЕ, СУХАРИ И Т.П.).

Если ваш ребенок умеет хватать предметы и брать их в рот, если он любит, когда в его кушаньях есть немного полупротертой пищи, вы можете вводить в его рацион пищу, которую берут руками. (Заметим, что иногда последовательность может быть обратной: дети, которым нравится такая еда, могут научиться хватать и жевать позже).

И опять, то, что малыш пытается съесть, на первых порах не столько важно в смысле питания, сколько в смысле получения определенной суммы новых ощущений. Поэтому некоторое время печенье и тому подобные кушанья следует давать ребенку наряду с пищей, которую едят ложкой, но не вместо нее.

Начинайте с крупных кусков, таких как сухари и печенье. Когда их сосут, они размякают и превращаются в кашицу. Можно дать малышу кусочек слегка поджаренного хлеба, половинку банана, куриную ножку, ломтики яблока или апельсина. (Если вы не уверены в способности ребенка правильно обращаться с такими вещами, завязывайте их в тряпочку). Даже если у вашего малыша еще нет зубов, он может случайно откусить кусочек. Молодых родителей это часто очень беспокоит, однако если пища мягкая и вы рядом, риск ничтожно мал.

 

СС.Б.25. БЕРЕТ В РУКУ И ЕСТ МАЛЕНЬКИЕ КУСОЧКИ ПИЩИ.

Когда ребенок уже немного научится обращаться с мелкими предметами, предложите ему небольшие кусочки какой-нибудь пищи, которую берут руками. Положите их на столик его высокого стульчика так, чтобы он мог сам их брать. Попробуйте дать ребенку мелко натертый сыр или яблоко, а может быть, маленькие кубики сыра, фруктов, вареных овощей или хлеба. Ребенок будет есть и одновременно закреплять навыки тонкой моторики.

 

 

СС.Б.26. ДЕРЖИТ ЛОЖКУ И ПЫТАЕТСЯ ВЗЯТЬ В РОТ ЕЕ СОДЕРЖИМОЕ.

На том этапе развития, о котором мы говорим, ребенку может быть интересно играть со всем, чем его кормят. Он во все лезет пальчиками, может выхватить ложку из ваших рук. При этом все вокруг пачкается, а процесс кормления становится очень медленным. Но вы можете обратить эти минусы в плюсы, если направите беспорядочную активность малыша на развитие самостоятельности. Если он опускает пальчики в свой йогурт, постарайтесь сделать так, чтобы он их облизал. Если малыш схватил ложку, пусть под вашим руководством поднесет ее ко рту. Время от времени давайте ему возможность самостоятельно брать ложку в рот. Возможно, вам покажется удобным для ускорения процесса пустить в ход две ложки: одной будет пользоваться ребенок, другой - вы.

 

СС.Б.27. ОТКУСЫВАЕТ КУСОЧЕК ПЕЧЕНЬЯ И ЖУЕТ ЕГО.

Если у вашего малыша будет достаточно возможностей для практики, и вы будете постепенно знакомить его с разнообразной пищей, которую можно брать руками и жевать, то он научится откусывать кусочки, жевать их и проглатывать. Когда ребенок овладеет умением жевать и проглатывать печенье, значит он уже сможет удовлетворять большую часть своих потребностей в пище совершенно самостоятельно. Ему нетрудно будет справиться с любыми фруктами, сыром, слегка отваренными на пару овощами, тонкими кусочками очень нежного мяса.

Если же малыш плохо продвигается в освоении пищи, которую берут руками, попробуйте переходить от знакомых блюд к незнакомым помедленнее. Можно, например, окунуть куриную ножку в какое-нибудь любимое овощное пюре. Если малыш ест хлебные палочки только с какой-то определенной подливкой, попробуйте намазать этой же подливкой морковку или кусочек сыра. Предлагайте малышу пробовать все, что вы при нем едите.

 

СС.Б.28. ЕСТ РАЗМЯТУЮ ПИЩУ.

Ребенок может одновременно учиться жевать пищу, которую берут руками, и с удовольствием есть ложкой полупротертую пищу. Для того, чтобы ему можно было давать те же блюда, что и остальным членам семьи, разомните приготовленную пищу вилкой, разбивая ею волокна, если они есть. Мясо можно нарезать на очень тонкие ломтики, но резать нужно попрек волокон, чтобы мясо легче расходилось во рту.

Мало что из продающегося в магазинах детского питания может заменить свежеприготовленную пищу, поскольку готовое питание для детей, начинающих ходить, как правило, состоит из маленьких кусочков, плавающих в однородном соусе. Эти кусочки обычно проскальзывают и не жуются. Бывают готовые блюда для взрослых без добавок, которые можно дать ребенку, если вам некогда готовить.

И опять, если вашему малышу трудно дается этот этап, старайтесь продвигаться понемногу и ориентируйтесь, в основном, на те продукты, которым малыш отдает предпочтение. Новые продукты вводите сначала в виде пюре - может быть, это будет подливка к размятой пище. Помните, что для маленьких детей пройти через фазу "капризов" в еде - дело обычное. В случае отказа вы можете не вставать в позу, но держаться решительно. Не позволяйте ребенку втянуть вас в приготовление другого блюда или заставить пропустить еду через мясорубку. Если один раз малыш съест мало, то в следующий раз наверстает. Даже хорошие едоки иногда отказываются от пищи, чаще всего из-за того, что они не голодны. Если ваш малыш - любитель молока, а от еды часто отказывается, то потребление молока можно уменьшить. Сок или вода не так сильно повлияют на аппетит.

Нежелание ребенка есть часто огорчает родителей, однако нужно всегда иметь в виду, что, во-первых, ребенок не даст себе проголодаться всерьез, и во-вторых, разнообразная диета сослужит хорошую службу здоровью ребенку надолго. Малыш должен понять, что пока вы принимаете в расчет его вкусы и пристрастия, вы - единственный человек, который может его накормить.

 

СС.Б.29. ПЬЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НО ЧАСТО ПРОЛИВАЕТ.

Учить малыша самостоятельно пить из чашки можно тогда же, когда вы в его рацион вводите больше разнообразных блюд и учите его подносить ложку ко рту. Самостоятельно пользоваться чашкой - значит брать ее со стола, пить из нее и ставить ее обратно. Последнее действие часто бывает самым сложным для ребенка. Если вашему ребенку трудно поставить чашку как надо, попробуйте дать ему чашку с утяжеленным донышком, имеющим скругленные края. В этом случае, даже если малыш поставит чашку немного косо, она сама, качнувшись, станет нормально.

Может случится, что ребенку нелегко будет понять, насколько сильно нужно наклонять чашку во время питья. Он меньше прольет, если в чашке будет немного жидкости.

 

СС.Б.30. САМОСТОЯТЕЛЬНО ЕСТ ЛОЖКОЙ, ЧАСТО ТЕРЯЯ ЕЕ СОДЕРЖИМОЕ.

Когда дети только учатся есть самостоятельно, они всегда все проливают. Тем не менее, это - путь к независимости! Теперь, когда ваш малыш схватит ложку, направьте его руку, обхватив ее своей рукой. Помогите ребенку набрать в ложку еду и донести ее до рта. Затем старайтесь помогать все меньше и меньше. Сначала можно вести руку ребенка, держа ее за запястье, позже - за локоть. Случается, что не все этапы процесса - от зачерпывания пищи до проглатывания - оказываются для малыша одинаково трудными. Что-то ему может даваться легче. В это время вы можете отнимать свою руку. В конце концов, вы сможете вообще не помогать малышу, по крайней мере, когда он делает несколько первых глотков. Особенно трудно бывает освоить два момента. Первый - как нужно наклонить ложку, когда берешь ее в рот, и второй - как набрать еду в ложку. Сейчас в продаже есть много специальной посуды, которая могла бы здесь помочь. Существуют ложки с толстыми ручками, за которые легко ухватиться. У некоторых ложек углубление делается под углом, что помогает положить пищу в рот. Однако, чтобы случайно не сбить ребенка с толку, следует внимательно проверить, для кого предназначена та или иная ложка: для правши или для левши. Можно купить мисочки с высокими, загнутыми внутрь стенками, которые направят пищу в ложку. Есть детские мисочки, которые имеют под донышком присоски, не дающие миске соскользнуть, когда ребенок пытается зачерпнуть еду. Некоторые из перечисленных товаров продаются в магазинах химических принадлежностей, а многие другие - в специальных магазинах для инвалидов. Самим тоже можно кое-что смастерить, например, сделать ручку ложки толще, обмотав ее липкой лентой или надев на нее резиновую оболочку. Можно изогнуть саму ложку плоскогубцами, а чтобы тарелка или мисочка не скользила по столу, приклеить к ее низу резиновые пластинки.

Когда малыш начнет есть сам, на первых порах он будет все разливать и за ним нужно будет убирать и убирать. Однако это ведь удобный случай дать малышу возможность помочь вам. Он мог бы сам вытереться, особенно если при этом он будет видеть свое отражение в зеркале.

Еще одно замечание. По мере возможности старайтесь, чтобы малыш ел вместе с остальными членами семьи или, по крайней мере, смотрел на них, когда они за столом. Это не только поможет ему есть самостоятельно, но и познакомит его с таким важным в социальном отношении ритуалом, как совместная трапеза.

 

СС.Б.31. ЖУЕТ ОБЫЧНУЮ ПИЩУ (НАРЕЗАННУЮ НА КУСОЧКИ).

Давайте малышу все менее протертую пищу, пока он не научится есть кусочки, которые можно целиком положить в рот. На этой стадии ему может показаться, что проще брать еду руками, а не ложкой, и на какое-то время процесс овладения умением есть ложкой немного замедлится. Все-таки давайте малышу ложку всегда, и когда он утолит первый голод, постарайтесь убедить его съесть часть еды ложкой. Ребенок не забудет, как это делается, если наряду с нарезанной на кусочки пищей вы будете предлагать ему или размятые овощи, или немного фруктового пюре, или йогурт.

 

СС.Б.41. ПЬЕТ ИЗ ЧАШКИ, НЕ ПРОЛИВАЯ.

Приучайте ребенка пить аккуратно, награждая его за успехи. Помогите ему проверить, остались ли сухими его нагрудник и одежда после того, как он попил. Если ребенку доставляет удовольствие брызгаться, подумайте, достаточно ли у него законных возможностей поиграть с водой. Скажите ему, что брызгаться это для САДА - "дома мы остаемся СУХИМИ". Если малыш все-таки невольно расплескает питье, есть смысл поэкспериментировать с разными чашками. В любом случае, старайтесь избегать чашек с носиками, если только врач, который знает вашего ребенка, не порекомендует такую чашку специально.

 

СС.Б.59. ПЬЕТ ЧЕРЕЗ СОЛОМИНКУ.

Трудно назвать определенный возраст, достигнув которого дети могут научиться пить через соломинку. В этом деле есть один прием, ухватить который поначалу бывает трудно, однако, если освоить его, то пить через соломинку оказывается очень просто. Помочь могут пакеты с фруктовыми или молочными напитками. На пакет можно легонько надавить так, чтобы какое-то количество жидкости поднялось в соломинку. Это облегчит ребенку задачу. Длинная соломинка в высоком стакане или в стакане для взбивания молочных коктейлей - слишком громоздкое сооружение, чтобы маленький ребенок мог с ним управиться, Укоротите соломинку или дайте малышу гнущуюся трубочку.

 

СС.Б.60. ПОЛЬЗУЕТСЯ ВИЛКОЙ, ЧТОБЫ НАКОЛОТЬ КУСОЧЕК ПИЩИ.

Если ваш ребенок достиг 2-3-летнего уровня развития, он может учиться пользоваться не только ложкой, но и вилкой. В специальных магазинах или в магазинах химических принадлежностей вы найдете вилки с широкими ручками. Можно также использовать десертную вилку. Пусть поначалу ребенок держит вилку в той руке, в какой хочет - если он одновременно использует и ложку и вилку, пусть пока держит вилку в левой руке. Возможно, сначала ребенок попытается накладывать еду на вилку как на ложку. Покажите ему, как нужно накалывать кусочки на вилку и, если нужно, физически помогите ему это сделать.

 

СС.Б.84. ЕСТ ВИЛКОЙ И ЛОЖКОЙ

Большинство детей начинают пользоваться одновременно ложкой и вилкой в 3 года. Учите своего ребенка использовать вилку и ложку так, как это делают остальные члены семьи - и накладывать вилкой еду в ложку, и менять местами вилку и ложку в зависимости от того, как в том или ином случае удобнее.

 

СС.Б.85. НАЛИВАЕТ ИЗ КУВШИНА НАПИТОК, НЕ ПРОЛИВАЯ ЕГО.

Приблизительно на этом же этапе развития дети начинают активно вовлекаться в приготовление еды и питья. Основой для такой работы служат игры с тестом и водой. Так, играя с водой, ребенок может научиться наливать воду из кувшина. Лучше всего использовать прозрачные кувшины и чашки, чтобы ребенок мог видеть, до какого уровня налита вода. Когда малыш только начинает тренироваться, пусть в его кувшине будет совсем немного воды - меньше, чем нужно, чтобы наполнить всю чашку. А когда эта операция будет освоена, наливайте воды побольше и напоминайте ребенку, чтобы он останавливался и не переливал через край. Если ему трудно оценить, до какого уровня налита вода, помогите ему опустить пальчик в чашку чуть ниже края так, чтобы он почувствовал, когда чашка будет почти полна. Когда ребенок уже будет понимать, как наливать и как останавливаться, сделайте так, чтобы он мог применить свое умение и на практике.

Позвольте малышу совершенно самостоятельно сделать все, что связано с наливанием питья в чашку: вынуть кувшин из холодильника, а чашку из буфета, поставить и то и другое на стол, налить напиток, поставить кувшин на стол и затем вернуть его обратно в холодильник. Если ребенок будет делать это каждый раз, когда захочет попить, это отнимет очень много времени, но вы могли бы вменить ему в обязанность один раз в день выполнять эту работу.

Затем можно начинать формировать у ребенка другие навыки, связанные с приготовлением пищи, например, учить его нарезать пищу ножом, намазывать на хлеб масло, раскатывать тесто, разрезать и накладывать ложкой пудинг. Большинство маленьких детей любят помогать готовить, а вы обнаружите массу возможностей одновременно отрабатывать и другие навыки - навыки общения, умение выполнять указания, навыки тонкой моторики, умение распознавать слова, типа горячий, холодный, мокрый, сухой, тяжелый, легкий. А как важно, чтобы ребенок почувствовал удовлетворение от того, что результаты его усилий оценены и он заслужил благодарность!

 

 

ГЛАВА 3

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.