Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические цели направленные на развитие эмоциональной сферы (О.С. Гребенюк)




Типы восприятия детьми эмоциональной сферы человека (по М.П. Щетинину).

В результате экспериментального исследования Михаил Петрович Щетинин выделила типы восприятия детьми дошкольного возраста эмоционального состояния человека, которые можно рассматривать и как уровни развития эмоц. сферы.

1. Довербальный тип (4 - 5 лет). Эмоция не обозначается словами, ее опознавание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации.

2. Диффузно-аморфный тип (4 - 5 лет). Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко. Составляющие элементы эталона эмоции не дифференцированы.

3. Диффузно-локальный тип (4 - 5 лет). Воспринимая выраженные эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (глаза).

4. Аналитический тип (6 - 7 лет). Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В подавляющем большинстве случаев дети опираются на выражение лица, а не на позы.

5. Синтетический тип (6 - 7 лет). Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоции, а целостное, обобщенное.

6. Аналитико-синтетический тип (6 - 7 лет). Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их.

 

Согласно теории О.С. Гребенюк, эмоциональная сфера характеризуется не только эмоциями и чувствами, но также самооценкой и тревожностью.

Положительные эмоции возникают при удовлетворении по­требностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. В учебной деятельности они проявляются при удовлетворении мотивации учения, мотивации достижения и др. в виде радост­ного отклика, повышенного настроения, хорошего самочувст­вия. При этом положительные эмоции, связанные с достижением успеха, способствуют повышению, а отрицательные, связанные с неуспехом, - снижению уровня выполнения деятельности, учения.

Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Ре­гулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность (например, процесс учения), но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает человека к включению в эту деятельность. Та­ким образом, ученый делает вывод, что эмоции и сами зависят от деятельности и оказы­вают на нее свое влияние.

Отрицательная же эмоция дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направ­ленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность. Она характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомо­торных процессов, что, в свою очередь, сопровождается различ­ными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций. Возникает и развивается она в связи с различными эмоциональными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, то есть очень сильными воз­действиями на мотивационную, эмоциональную, волевую, ин­теллектуальную сферы, сопровождаемыми различными эмо­циональными реакциями, переживаниями.

Главное направление развития эмоцио­нальной сферы у дошкольника — это появление способности управлять своими чувствами. Постепен­но, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, чувства становятся более рациональ­ными, подчиняются мышлению.

О.С. Гребенюк указывает на то, что в целях развития эмоциональной сферы необходимо преду­смотреть гармоничное воспитание различных чувств и эмоций, а также формировать у ребенка необходимые навыки в управле­нии своими чувствами и эмоциями (гнев, беспокойство, страх, вина, стыд, сочувствие, жалость, эмпатия, гордость, благородст­во, любовь и др.); научить его понимать свои эмоциональные состояния и причины, их порождающие. С эмоциональным бла­гополучием ребенка связана его оценка самого себя, своих спо­собностей, нравственных и других качеств [24].

Считаем возможным предложить учителю примерную номенклатуру целей, направленных на развитие эмоциональной сферы.

1. Актуализация положительных эмоциональных состояний (чувство удовлетворения от интеллектуальной или другой деятельности, познавательной потребности; удовлетворение мотивации достижения, радость успеха, открытия чего-то нового; предвкушение ожидания интересной работы, задания, общения, игры; бодрое настроение и др.).

2. Создание условий для развития положительных эмоциональных состояний:

– акцентирование внимания участников учебного процесса на их эмоциональном опыте (овладение педагогом умениями управлять собственными эмоциональными состояниями и обеспечения эмоциональной основы учебного процесса – приемами аттракции, способами фасилитации и др.);

формирование у учащихся представлений об эмоциональных процессах, сопровождающих учебную деятельность, и путях преодоления эмоциональных затруднений;

– выделение в содержании учебного предмета элементов, создающих положительный эмоциональный фон учебной деятельности;

– применение различных эмоционально насыщенных педагогических средств, обеспечивающих провоцирование положительных эмоциональных переживаний в учебной деятельности (подбадривание, юмор, поощрение, ситуации успеха и др.).

3. Нейтрализация негативных состояний (неуверенность в своих силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.)

4. Совершенствование эмоциональной сферы (развитие всех ее составляющих: гармоничное развитие различных чувств и эмоций, формирование адекватной самооценки, развитие умений понимать эмоциональные собственные состояния и причины, их порождающие, преодоление излишней эмоциональной напряженности и повышенной тревожности).

5. Развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания (осознание психических состояний, в которых ученик находится, рефлексия на фоне релаксации (борьба с отрицательными эмоциями, приводящими к стрессовому состоянию), сосредоточенность внимания, размышления над своими состояниями и их контроль и др.).

6. Развитие эмоциональной сферы в единстве со сферой саморегуляции и экзистенциальной сферой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.