Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель Джона Готмана по управлению эмоциональными состояниями детей




Джон Готтман, профессор психологии в Университете Вашингтона, приводит пятиступенчатую модель разговора с ребенком, который в данный момент испытывает сильные эмоции.
Готтман проводил исследование в семьях, начиная с возраста, когда детям было около четырех лет и до того, как им исполнялось двадцать.
1. Осознавать и понимать, что чувствует ребенок. Для этого прежде всего родителю важно развивать собственную эмоциональную грамотность, чтобы замечать нюансы и оттенки эмоций ребенка. Если эмоции маленьких детей обычно ярко проявлены, то с годами ребенок учится все больше скрывать свои эмоции и к подростковому возрасту уже может освоить это умение в совершенстве. Однако даже маленькие дети иногда проявляют свои эмоции таким образом, что родителям не совсем понятно, что хочет ребенок и что с ним происходит.
Здорово, если вам удалось понять, что чувствует ребенок, тогда вы можете проговорить ему эмоции и помочь их таким образом осознать. «Ух, ты, наверное, сейчас очень зол!», «Это сильно тебя расстроило, верно?». Но даже если вы не понимаете, что происходит с ребенком, стоит спросить его, что он сейчас чувствует. Может быть, на что это больше похоже? Ему скорее хотелось бы кого-то побить или побыть одному и никому не показываться на глаза? Разговаривая с ребенком таким образом, вы учите его обращать внимание на свое эмоциональное состояние и признаете его значимость.

2. Принимать ситуации, когда ребенок испытывает сильные эмоции, как моменты особой близости и возможности для обучения. Чаще всего родители боятся таких ситуаций, т.к. не знают, что делать. Из-за этого они стремятся побыстрее успокоить ребенка и таким образом закрыть эту ситуацию. В то же время ситуации, когда ребенок сильно взволнован – это те ситуации, в которых мы обычно очень близки со своим ребенком. Именно в эти моменты он больше всего нуждается в нас и нашей мудрости. Именно такие ситуации зачастую позволяют нам говорить о самом важном: о любви и дружбе, о взаимоотношениях с другими людьми, об отношении к успехам и неудачам. Если рассматривать эти ситуации именно так, тогда можно относиться к ним более спокойно, не торопиться немедленно исправить ситуацию, а рассматривать ее как какой-то очень важный урок и для ребенка, и для родителя.
3. Признавать значимость чувств ребенка. Если вы помогли ребенку проговорить эмоции, то вы уже во многом признали их значимость. На этом этапе важно признать, что эмоции ребенка нормальны и естественны. «Это очень обидно, когда на тебя не обращают внимания». «Я бы тоже разозлился, если бы у меня отобрали игрушку».
Известен случай, когда великий психотерапевт Милтон Эриксон успокаивал девочку, которая упала и разбила себе коленку. Все взрослые уговаривали ребенка, что «уже совсем не больно, уже все прошло», но девочка продолжала заливаться слезами. Тогда Эриксон сказал ей: «Сейчас очень больно. И еще какое-то время будет больно. А потом потихоньку начнет проходить». И девочка притихла.
На этом этапе вы тоже как бы говорить своему ребенку «Да, сейчас тебе плохо (больно, обидно и грустно). И еще какое-то время будет так. А потом начнет проходить»
4. Обозначать эмоции словами, которые понятны ребенку. Используйте простые слова. Иногда от растерянности родители могут использовать сложные слова для описания ребенка («ошеломлен», «фрустрирован» и т.д.). Будьте проще.

5. Помочь ребенку найти выход из ситуации. Самостоятельно. Вместо того, чтобы давать советы, что стоит сделать ребенку («А ты иди и ему тоже дай в глаз!», «Давай лучше смотреть мультики!»), спросите ребенка, что можно сделать, чтобы почувствовать себя лучше. Конечно, если ребенку трудно придумать, можно ему помочь, но лучше даже в таком случае не давать ему прямой рекомендации, а предложить несколько вариантов, чтобы ребенок мог из них выбрать сам («Знаешь, когда люди расстроены, они делают по-разному. Кто-то идет смотреть фильмы или мультики. Кто-то предпочитает пойти погулять. А кто-то любит рисовать. Что сейчас хотелось бы сделать тебе?»). Так вы учите ребенка управлять своими эмоциями, а не подавлять их. Во взрослом возрасте ваш ребенок сможет выбирать разумные способы управления своими эмоциями и не будет пытаться сбежать от них («заедая», запивая алкоголем, просиживая дни и ночи в компьютере и т.д.)

В современных условиях следует выделить такое профессионально важное качество учителя, как управление эмоциональными состояниями (своими и школьников), связанных с тревожностью. Тревожность может быть просто состоянием (озабоченность, напряженность, беспокойство и т.п.). Но есть и личностная тревожность, проявляющаяся в стремлении рассматривать большинство ситуаций как угрожающих самооценке, статусу, имиджу, самоуважению, успешности. Тревожность проявляется затрудненностью в принятии решений, сверхответственностью за любое дело, мнительностью и т.п. Хроническая неуверенность в себе, недоверчивость, эмоциональная нестабильность, постоянное ожидание неприятностей – вот что характеризует тревожного человека. Поэтому главным условием снятия тревожности является отсутствие у учителя эмоционального безразличия к окружающим, эмоционально-фальшивого принятие любого поведения другого человека. Вместе с этим учитель должен уметь любить детей: прояснять ребенку ситуацию, его перспективы, ставить цели его развития, выслушивать сомнения ребенка, вселять у него надежду и т.д. В целом учителю, как и любому специалисту, полезно овладеть навыками профессионального общения, как минимум овладеть приемами аттракции.

Вывод.

К особенностям эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста относятся способность ребенка адекватно выражать свои эмоциональные состояния и опознавать эмоциональное состояние других людей по их мимике. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять своими чувствами.

Своевременное эмоциональное развитие до­школьника подразумевает формирование и актуализацию у него представлений об основных эмоциональных модальностях (радо­сти, горя, страха, гнева, презрения, обиды, зависти, вины).

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: Академия, 2010. – 279 с.

2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / Под ред. А.И. Липкиной, - М.: Просвещение, 2010. – 359 с.

3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2011. – 235 с.

4. Венгер, Л.А. Личность и общение: Избранные труды.- М.: Педагогика, 2003. – 329 с.

5. Выготский, Л.С. Психология М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 1007 с.

6. Выготский, Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.

7. Гребенюк, О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. - Калининград, 2010. - 571 с.

8. Давай познакомимся! Тренинговое развитие эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет. Автор-составитель И.А. Пазухина. Спб.: Детство-Пресс, 2011. – 272 с.

9. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Академия, 2010. – 306 с.

10. Додонов, Б.И. В мире эмоций. – Киев. 2012. – 204 с.

11. Изард, К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2010. – 360 с.

12. Кайл Р. Тайны психики ребенка. Детская психология – СПб.: Прайм-Еврознак, 2012. – 486 с.

13. Карпекина, Н.И. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. – 2010. - №4. – 32 с.

14. Княжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 240 с.

15. Леонтьев, А.Н. Современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: Изд–во МГУ, 2003;

16. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах, т. 2, М., Педагогика, 2005. - 385 с.

17. Лук, А.Н. Эмоции и чувства. – М.: Знание, 2002. – 79 с.

18. Лютова, Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2010. – 175 с.

19. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989. – 554 с.

20. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Академия, 2014. – 166 с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.