Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целевые программы - инструмент реализации социально-экономической политики МО города или района




Развитие программной деятельности это формирование программно-целевого метода планирования как способа решения комплексных, межотраслевых задач, к числу которых относятся социальные проблемы: жилищная, проблема продовольствия, безработица, неграмотность, проблема преодоления социально-экономических различий между городом и деревней и др.

Программно-целевой метод рассматривается как форма практического воплощения в планах принципа ведущего звена, а программы - как инструмент обеспечения целевой направленности и комплексности планов.

Реализация текущих и перспективных планов комплексного СЭР МО предполагает разбивку их на отдельные мероприятия. Муниципальные целевые программы представляют собой взаимоувязанные блоки таких мероприятий, позволяющие комплексно и системно решать отдельные проблемы СЭР МО. Муниципальные целевые программы могут быть текущими и перспективными и входят составными частями в соответствующие планы. Расходы на реализацию целевых программ формируют бюджет развития МО.

Муниципальная целевая программа представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области экономического, экологического, социального, культурного и иного развития территорий.

Существует множество видов целевых программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации:

По статусу: федеральные, межрегиональные, региональные, муниципальные. Широко известны такие крупные межрегиональные программы для федеральных округов, как "Сибирь", "Дальний Восток", "Юг России".

По срокам реализации: краткосрочные (1 год), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) целевые программы. Муниципальные целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже - среднесрочными.

По механизмам реализации: заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

По назначению: комплексные, обеспечивающие социально-экономическое развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

По направленности: социальные, экономические, экологические, научно-технические, специальные и иные целевые программы.

Проблемы СЭР МО могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы МСУ должны одинаково хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. Это важно еще и потому, что наиболее полно технология разработки, утверждения и реализации целевых программ разработана на федеральном уровне. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации.

Программа - это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям.

Целевые программы разрабатываются для масштабного решения наиболее значительных проблем и задач.

В настоящее время разрабатываются и реализуются различные по своему характеру целевые программы, которые классифицируются по следующим признакам:

) классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

) классификация целевой программы по уровню проблем.

) классификация целевой программы по характеру проблем.

) классификация целевой программы по срокам реализации.

Программы каждого типа обладают спецификой целей и условий разработки, учитываемых факторов и методов управления их реализацией.

Целевые комплексные программы имеют четко выраженный целевой характер, что проявляется в ориентации мероприятий и ресурсов на решение конкретной проблемы; характеризуются четко выраженными конечными результатами; отличаются высокой степенью комплексности (полнотой охвата межотраслевых связей).

По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на следующие основные типы:

-социально-экономические, направленные на решение проблем развития и совершенствования образа жизни, повышение материального и культурного уровня жизни людей, улучшение условий труда и др.;

-производственно-экономические, направленные на решение крупных межотраслевых проблем в области производства, на повышение его эффективности и качественных характеристик, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, на создание и развитие новых отраслей и видов производств и других аналогичных проблем;

-научно-технические, направленные на решение важнейших научно-технических проблем и коммерциализацию полученных результатов;

-территориальные (региональные), направленные на обеспечение комплексного хозяйственного освоения новых территорий, формирование и развитие новых территориально-производственных комплексов;

-экологические, направленные на осуществление природоохранных проектов;

-организационно-хозяйственные, направленные на совершенствование организации управления отдельными хозяйственными системами.

По длительности целевые комплексные программы бывают долгосрочными (свыше 5 лет) и среднесрочными (до 5 лет).

Целевая программа - документ, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам задания на проведение научных исследований и разработок, а также других мероприятий по эффективному комплексному использованию финансовых ресурсов и развитию производительных сил в целях:

- научного обоснования территориальных схем развития и размещения производительных сил;

- решения научных проблем формирования и реализации региональных целевых комплексных программ

 

22 Муниципальный заказ – механизм привлечения хозяйствующих субъектов в решении вопросов СЭР МО

Через муниципальный заказ должны проходить вся продукция, закупаемая для муниципальных нужд, и все бюджетные муниципальные услуги, оказываемые как муниципальными, так и иными исполнителями. В этом смысле муниципальный заказ следует рассматривать как идеологию формирования и исполнения расходной части местного бюджета, элемент системы управления финансовыми ресурсами МО.

К сожалению, во многих МО конкурсное размещение муниципального заказа является скорее исключением, чем правилом. Нет единой службы, ответственной за организацию муниципального заказа. Каждое структурное подразделение администрации самостоятельно ищет поставщиков необходимой ему продукции и услуг или работает с ранее известными (знакомыми) поставщиками, не имеет достаточной информации о конъюнктуре цен и качественных характеристиках продукции данного поставщика в сравнении с аналогами. За счет этого местные бюджеты теряют значительные средства.

В Бюджетном кодексе РФ используются термины "муниципальный контракт" и "муниципальный заказ". Муниципальный контракт - это договор, заключенный органом МСУ, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени МО с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Муниципальный заказ - это совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета.

Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого муниципального фонда, инженерных сетей, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, товаров народного потребления, в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.

С помощью муниципального заказа могут решаться различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.

Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач.

Принципы осуществления муниципального заказа: - применение нормативно закрепленных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок; - обеспечение открытого доступа к участию в конкурсах на выполнение муниципального заказа, в том числе осуществление закупок товаров для муниципальных нужд на товарных биржах; - жесткий контроль размещения контрактов; - экономия бюджетных средств; - соблюдение свободы конкуренции.

Процесс формирования и исполнения муниципального заказа В разных МО могут использоваться разные схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год происходит сбор заявок о потребности бюджетных организаций в различных видах продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год. Второй этап. Разрабатывается сводный план муниципального заказа. Третий этап. Определяются заказчики по отдельным позициям, т.е. определяется, кто именно и в какой сфере муниципальной деятельности наделяется функциями "заказчика" (кто имеет право заключать с поставщиками продукции и исполнителями услуг муниципальные контракты). Четвертый этап. Размещение муниципального заказа, учет муниципальных контрактов и контроль их исполнения. В ходе исполнения муниципального заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план муниципального заказа должен быть готов к утверждению.

В мировой и отечественной практике используются следующие способы размещения муниципального заказа: Открытый конкурс - самый предпочтительный способ размещения заказа. Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. Приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса выражаются в том, что процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным, а кроме того, необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок, обеспечить объективность оценки заявок.

Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда у заказчика (местной администрации) нет возможности составлять подробные характеристики заказываемых товаров, работ, услуг, либо в случаях, когда поставщики не представили заявки на участие в торгах или же все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с требованиями по выполнению муниципального заказа.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях: - сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер); - форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов; - из-за невыполнения требований все заявленные на конкурс предложения отклонены.

Бесконкурсное размещение муниципального заказа используется в основном при выполнении работ местными монополистами или в условиях неразвитости конкурентной среды. Администрация МО должна подготовить методическое обеспечение муниципального заказа, т.е. выбрать и обосновать форму проведения мероприятий по отдельным контрактам, установить критерии отбора исполнителей.

 

23. Комплексная поддержка предпринимательства – как способ привлечения хозяйствующих субъектов к решению вопросов развития экономики и социальной сферы МО.

ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – это деятельность органов МСУ и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

- заявительный порядок обращения

- доступность инфраструктуры

- равный доступ

- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

-открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка не может:

- кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

- являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

- осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- являющихся в порядке, установленном законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Условия и порядок устанавливаются муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

полномочия органов местного самоуправления:

- формирование и осуществление муниципальных программ

- анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей

- содействие деятельности некоммерческих организаций

- образование координационных или совещательных органов

Органы МСУ могут также оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде:

- разработки примерных образовательных программ, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

- создания условий для повышения профессиональных знаний специалистов,

- учебно-методологической, научно-методической

Оказание в МО поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность, может осуществляться в формах и видах, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов МСУ.

Таким образом, органы МСУ наделены правом использования широкого спектра инструментов для поддержки развития малого и среднего предпринимательства в МО.

 

24 Инновационная и инвестиционная деятельность – как основа развития инфраструктуры муниципального хозяйства

ФЗ от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений "

Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Для того чтобы инвестиции пошли в экономику МО и обернулись ощутимыми выгодами, местная администрация должна вести поиск и привлечение инвесторов, максимально выгодно «подавать» своё МО как потенциально привлекательный объект капиталовложений.

Первым шагом на этом пути может быть принятие представительным органом МО нормативного акта, регламентирующего порядок и условия поддержки инв деятельности со стороны местной администрации. Одним из важнейших вопросов осуществления мун инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение. Недвижимое имущество играет особую роль в экономической и социально-культурной жизни любого общества, выступая в качестве важнейшего экономического ресурса.

Земля на современном этапе развития городов является перспективным источником дохода бюджетов различного уровня, в том числе и муниципального. Поэтому упорядочение землепользования является направлением расширения инвестиционных возможностей города. С точки зрения привлечения инвесторов важную роль играет совершенствование процесса осуществления операций с недвижимостью (согласование, утверждение, регистрация и т.д.) В настоящее время для оформления операций с недвижимостью требуются сроки, исчисляемые месяцами, иногда - до года. Такая ситуация способствует процветанию многочисленных посреднических структур, развитию «теневого» рынка с крупными оборотами в обход бюджета. Поэтому важной задачей для органов МСУ является совершенствование управления городской недвижимостью.

Об инновационной деятельности в РФ Законопроект № 271376-5.

Под инновационной деятельностью в настоящем законе понимается деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе наукоемкой продукции.

Инновационная инфраструктура – совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок. Развитие малого и среднего бизнеса - одно из перспективных направлений устойчивого социально - экономического развития МО, возможности обеспечения в них инновационной деятельности. Малый и средний бизнес наиболее восприимчив к нововведениям, так как это повышает его конкурентоспособность, обеспечивает условия для «выживания». Одним из условий инновационного развития данных структур является снижение для них налогового бремени. Важнейшим условием «не затухания» инвестиционного развития МО является применение механизма адресной финансовой помощи региональным и местным бюджетам в период кризиса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 2766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.