Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование выбора объектов городского ландшафта Самары для экскурсии




Результаты анкетирования жителей Самары и Нижнего Новгорода подтверждаются исследованиями, представленными в научной и практической литературе.

По мнению Ю.Ц. Тихеевой наиболее популярным природным и антропогенным элементом городского ландшафта среди жителей является городской парк. Востребованность парков высока, о чем свидетельствует частота их посещения.

С частотою «несколько раз в месяц» посещают парки 30% жителей города и более 20% проводят в них свои праздничные дни, 8% горожан ходят в парки с частотой «несколько раз в неделю», а 5,5% еще чаще, что является веским доказательством того, что парки играют не последнюю роль в жизни самарян.

Однако не все парки Самары используются с одинаковой интенсивностью. Несмотря на то, что каждый район города имеет свою парковую зону, наиболее привлекательными жители считают парк им. Ю. Гагарина и загородный парк. На их долю в общей иерархии парков, садов и скверов выпало соответственно 28% и 19%.

Третье место по рангу популярности делят Струковский сад и набережная реки Волги. Важно отметить, что это лидерство отмечают практически все жители города, независимо от места их проживания. Следовательно, просто наличия парка в районе и стандартного набора аттракционов для современного горожанина недостаточно.

Существует большой выбор парков в городе, но выбор падает на немногие из них именно потому, что необходимо сочетание природного начала и степени городской культуры, которые должны нести в себе природные элементы городской среды.

Примерно 47% жителей Самары считают благоустройство пустырей одним из наиболее необходимых мероприятий, так думают около 50% опрошенных в новых жилых районах.

На современном этапе Самара – это сложный организм, среда его дифференцирована, культурно неоднородна и состоит из рада зон, отличающихся друг от друга исторической глубиной и интенсивностью использования горожанами. Каждая зона имеет различный антропогенный ландшафт и культурный потенциал.

Неокультуренная природа в городе не совместима с урбанизированной средой. Природный элемент в городской среде эстетически ценен лишь тогда, когда он обработан человеческой рукой, культурно преобразован и так же разнообразен, как и другие элементы городской среды.

Одна из главных достопримечательностей Самары и ее гордость – набережная реки Волги, с широкими тротуарами для гуляющих, фонтанами, уютными скамьями в тенистых аллеях, кафе с разноцветными шариками мороженого, спортивными кортами и площадками для футбола, тенниса, волейбола, роликов.

У Самарской набережной четыре очереди и она имеет протяженность около 5 км, являясь самой длинной в нашей стране. Эти уникальные ландшафтные комплексы с великолепным декоративным озеленением, не уступающим иному ботаническому саду, стали излюбленным местом отдыха уже не одного поколения горожан. Впрочем, даже гости города часто говорят о том, что наши набережные являются самыми красивыми и благоустроенными, и не только на всей Волге.

На протяжении всей истории Самары немалое значение придавалось ее ландшафту, благоустройству и озеленению ее территории и прилегающих к ней наиболее интересных в ландшафтном отношении мест.

Целью такой деятельности было создание благоприятных условий для жизни и отдыха населения в антропогенной ландшафтной среде.

Городу был необходим выход к Волге, к местам, наиболее притягательным в природном и эстетическом плане. Поэтому в 30-е годы встала задача постепенного благоустройства прибрежной части, в 1935 году начались проектные работы. Проектировщики стремились расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.

Такая тенденция характерна для большинства волжских городов – Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова. По замыслам планировщиков верхняя терраса набережной должна была максимально раскрываться на Волгу и элементами озеленения связываться с нижней террасой, чтобы водное пространство и зеленые массивы как бы вдавались в тело города, в застройку.

Масштабные проектные работы развернулись с начала пятидесятых годов. Первым объектом стала набережная от улицы Вилоновской до улицы Некрасовской (1-я очередь) с включением в нее такой важной составляющей, как городской парк культуры и отдыха им. Горького (Струковский сад).

Проект второй очереди помимо строительства набережной включал застройку жилыми домами прибрежной части города: от завода «Кинап» до Куйбышевской ГРЭС и до улицы Молодогвардейской.

Территория, запланированная под вторую очередь, не пустовала, она была хаотично застроена малоэтажными деревянными домами по ранее существовавшей здесь ул. Пристанской (сейчас Волжский проспект), а непосредственно прибрежная часть была занята лесоторговыми базами и лесными баржами, складами камня, песка, конюшнями и другими хозяйственными постройками. Таким образом, город был отрезан от реки, от пляжей, и Волга была недоступна для его жителей.

В результате слаженной работы проектировщиков и строителей, город получил великолепную зону отдыха. Притягательным фактором для населения стало устройство широкого песчаного пляжа, не уступающего по своему качеству пляжам Ривьеры. Новая, лучшая на всей Волге набережная вызывала восхищение у жителей и проплывающих по Волге пассажиров, которые аплодисментами выражали свои одобрение и восторг.

Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии ландшафта набережной. Все пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой колер покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих кустарников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту. В планировке бульвара набережной было предусмотрено зонирование территории с организацией зон: для тихого отдыха (подавляющая часть территории), изолированно от них – спортивных, детских площадок, площадок для ручных игр, летних кафе для продажи прохладительных напитков, мороженого и др.

Третья очередь набережной – от речного вокзала до ул. Некрасовской, т.е. непосредственно продолжающая набережную первой очереди, была спланирована после ввода в эксплуатацию нового речного вокзала и сноса старого, деревянного.

Потребовалось лишь создать зеленый бульвар с дорожками и небольшим числом малых архитектурных форм. Но, к сожалению, проект в полной мере так и не был осуществлен.

И завершает эту череду 4-я очередь набережных (иногда ее называют третьей, т.к. по сути 3-я очередь является продолжением первой), она небольшая по протяженности – от завода «Кинап» до Силикатного оврага – и связана с так называемым 4-м микрорайоном.

Антропогенный ландшафт четвертой очереди Набережной Волги отличается от ландшафта предыдущих очередей. В отличие от предыдущих набережная в этом месте располагается на крутом склоне и построена путем создания террас. Главным акцентом является площадка, выполненная в виде ладьи с большим парусом.

Таким образом, Самара в своих исторических границах получила прекрасное обрамление береговой части, создано как бы лицо города со стороны Волги.

Но на этом история набережной, как и она, сама, не заканчивается. Уже разработан проект пятой очереди в пределах Силикатного оврага и оврага Подпольщиков, изначально ориентированный на то, что новый участок набережной будет насыщен общественно-культурной инфраструктурой. Это позволит сделать его доступным и привлекательным для посещения жителями и гостями нашего города круглый год.

Таким образом, каждая часть или очередь Самарской набережной имеет свою особую историю, свою неповторимую архитектуру, ландшафт и своих постоянных посетителей. Первая очередь набережной (от улицы Комсомольской до улицы Вилоновской) собирает в тени густой зелени кленов, тополей и берез жителей старого центра Самары. Степенно прохаживающиеся пожилые пары помнят эти деревья еще совсем молодыми: они жили и росли вместе… Вторая и четвертая стали излюбленным местом отдыха золотой молодежи, предпочитающей шумные компании тихому и романтичному времяпрепровождению.

В разное время года набережная меняет свой вид. Зимой она тихая и величественная, запорошенная снегом и как бы на время уснувшая. Лишь в середине января ее спокойствие нарушается праздником крещения, когда толпы жителей устремляются в ледяные купели реки, дабы смыть свои грехи, накопленные за год и ощутить чистоту не только тела, но и души.

В начале весны она медленно пробуждается ото сна, когда тает лед на Волге, покрываются зеленым пухом деревья, трава на клумбах тянется к теплым солнечным лучам и первые пары самарцев появляются на берегах Волги.

Летом набережная бурлит и кипит насыщенной жизнью мегаполиса. Спускаясь по Полевой, еще издалека можно услышать нетерпеливые сигналы припарковывающихся у тротуара «Лад» и иномарок, перекликающиеся из разных кафе голоса поп-звезд. Здесь атмосфера активного отдыха: ролики, скейты, многоголосица за столиками, встречи знакомых. Неторопливый променад здесь менее уместен – попадаешь в общий водоворот общения, голосов, взглядов. Эта очередь набережной (от спуска с площади Славы до ул. Первомайской) любима молодежью всего города. Оживленное веселье в свете фонарей продолжается всю ночь, оставляя под утро за столиками лишь воспоминания прошлого вечера и ожидания следующего.

К середине осени бурная жизнь затихает, количество летних кафе и прогуливающихся горожан на набережной заметно уменьшается. Она готовится к зимнему отдыху, чтобы опять проснутся с первыми лучами солнца и радовать людей своей красотой.

Многие запоминают Самару по ее достаточно новому символу – белой ладье, как будто готовой к далекому плаванью по голубой глади реки вдоль величественных волжских берегов. Последняя очередь набережной с рядами голубых елей, цветущих лип, белизной скульптурных композиций, красными дорожками расположилась под спуском улицы Осипенко.

Ладья стала не только символом Самары, но и местом постоянных культурных мероприятий. Это и трансляция Грушинского фестиваля, и неизменный салют 9 мая, и проведение конкурсов, концертов и спортивных турниров., а летом 2002 г. она даже превратилась в выставку («Земля. Вид с небес»), где были показаны работы фотохудожника Яна Артоса Бертрана.

Возможно, скоро около Ладьи появится памятник Игорю Талькову. Образ русского поэта и композитора воссоздал тольяттинский скульптор Алексей Кузнецов. Одиннадцатиметровая скульптура «Набат России» станет не только памятником, но и символом нового всероссийского православно – патриотического фестиваля имени Игоря Талькова, который, по мнению многих деятелей культуры, станет не менее известным, чем Грушинский.

История набережной продолжается. Так же, как продолжается жизнь на ее бульварах и аллеях. И по-прежнему здесь будут прогуливаться достопочтенные пожилые пары, купаться, отдыхать, встречаться и влюбляться молодежь, гулять, играть и веселиться дети. А набережная, изменяясь, но, оставаясь все такой же красивой, в любое время года будет ждать их, чтобы дарить прохладу воды и тень деревьев, зелень клумб, зарево закатов и рассветов, золото деревьев, свежесть речного воздуха и зимнюю белизну оград над застывшей в ледяном плену Волгой.

Однако для объекта экскурсии «Городской ландшафт Самары» больший интерес для экскурсантов представляет все-таки первая и вторая очереди набережной Волги, так как они расположены рядом со Струковским парком, великолепным образцом городского антропогенного ландшафта.

История Струковского парка имеет удивительную и неповторимую историю. В начале XIX столетия сад принадлежал действительному статскому советнику Г. Струкову, управляющему Илецким соляным правлением в Самаре. Сад располагался в 150 саженях от Волги и занимал площадь в 2 десятины 592 кв. сажени. Здесь росли в основном дуб, осина, липа, вяз. Плодовых деревьев, кроме нескольких яблонь, почти не было. В саду находилось несколько деревянных строений и две оранжереи.

Сад стал процветать благодаря губернатору К. Гроту. По его просьбе заведование им взял на себя С. Лошкарев, чиновник министерства государственных имуществ. Провели две большие аллеи, устроили цветники, парники, оранжерею, большую деревянную лестницу для спуска с горы. В 1870 году площадь Струкачей увеличилась: город купил соседний сад поручика Н. Кроткова на углу набережной и ул. Алексеевской (Красноармейской). Однако город на содержание Струкачей средств не выделял, и сад стал приходить в некоторое запустение.

В 1871 году городская Дума изменила характер управления и содержания сада, признав своею нравственною перед городским обществом обязанностью сделать это любимое общественное «гульбище вполне достойным Самары».

Дума ежегодно отчисляла из бюджета на его содержание суммы, значительно большие, чем на другие сады. Садовая комиссия, в состав которой входили садоводы-любители, работала неформально и со знанием дела. Струковский по праву считался лучшим общественным садом Самары.

Новая жизнь Струковского парка началась уже после Октябрьской революции 1917 года. Он стал одним из многих парков, носил официальное название «Парк имени Горького», но в народе его продолжали называть Струковским парком.

Самара – это город, в котором переплетены различные формы природного и антропогенного ландшафта, хотя преобладает строгий классицизм, граничащий с минимализмом. Исключение составляет Струковский парк, в котором присутствует старорусский парковый стиль и топиари.

В качестве объекта экскурсии «Городской ландшафт Самары» Струковский парк интересен многим. Современный антропогенный ландшафт Струковского парка включает в себя различные стили, среди которых можно отметить не только альпийский горки, фигурные скульптуры деревьев – топиари. Ежегодно в парке проводят выставки цветов и антропогенного ландшафта.

Выбор объектов городского ландшафта Самары, позволяет сделать вывод, что набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной достопримечательностью городского ландшафта Самары.

Кроме того, они является такой территорией города, на которой сконцентрированы исторические и культурные памятники, что позволяет связать воедино зрелищность антропогенного ландшафта и познавательность историко-культурных объектов, используя их в экскурсионном деле.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

1. Экскурсия по маршруту (Набережная реки Волга – Струковский парк – Сквер имени А.С. Пушкина) полностью сочетает в себе посещение достопримечательных чем-либо объектов общеобразовательной или культурно-просветительной целью.

2. Выбор в качестве объекта экскурсии «Городской ландшафт Самары» набережной реки Волги и Струковского парка является обоснованным, как не только одно из самых популярных мест жителей города Самары и ее гостей, но и потому, что сочетает в ландшафтной среде историко-культурные памятники и достопримечательные места.

2.3 Краткая характеристика объектов и маршрут экскурсии«Городской ландшафт»

Как было показано выше, бесспорной гордостью жителей Самары являются волжские набережные с индивидуальным городским ландшафтом, озелененные по всем правилам садово-паркового искусства.

Самарская набережная – настоящая жемчужина городского ландшафта. Идея ее создания принадлежит архитектурному руководству города. Впервые территорию, вечно занятую промпредприятиями, складами, свалками и пристанями, расчистили и по проекту самарских архитекторов Н.В. Подовинникова, А.Г. Моргуна, В.Г. Каркарьяна, М.А. Труфанова создали восхитительную зону отдыха. По одним источникам набережная Волги состоит из трех частей.

Первая расположена в районе исторического центра города и окрещена «старой набережной», она тянется от Речного вокзала до Жигулевского пивзавода; вторая и третья, именуемые «новыми набережными», разделены заводом (в настоящее время развлекательным центром) «Кинап». Здесь бьют фонтаны, цветут клумбы, а виды пляжей и широких плесов создают атмосферу курортности.

Впервые о строительстве набережной в Самаре заговорили в 30-х годах прошлого века. Проектные работы начались в 1935 году. Прибрежная зона тогда представляла собой сплошные склады, деревянные дома, конюшни…Требовалось снести все постройки, расширить полосу набережной, укрепить берега, озеленить их, устроить пляжи.

Наиболее активно взялись за благоустройство прибрежной части города в послевоенное время, а к строительству приступили в начале 50-х.

По другим источникам набережная волги состоит из четырех частей. Первым объектом стала набережная от улицы Вилоновской до Некрасовской (1-я очередь).

Проект второй очереди, от Вилоновской до завода «Кинап», разрабатывался как часть плана комплексной застройки берега Волги – тогда и были спроектированы сегодняшние жилые кварталы по Волжскому проспекту.

Затем были построены третья очередь – от ул. Некрасовской до Речного вокзала, и четвертая, от «Кинапа» до Силикатного оврага, организованная как каскад спускающихся к Волге террас.

Первые очереди строились на так называемые «нефтяные деньги» – тогда городам, где ведется нефтедобыча, возвращалась часть средств от продажи сырья, в Самаре их было решено направить на благоустройство.

Михаил Труфанов вспоминает, что делегации горисполкома ходили на прибрежную стройплощадку как на работу: лично выбирали стройматериалы, «тестировали» садовые скамейки – все держали под контролем.

По его словам, набережная проектировалась и создавалась как главное место отдыха горожан. «Когда она открылась, то напоминала парижский бульвар. Набережная была настолько красивой, что проплывающие мимо на пароходах пассажиры аплодировали, выражая ей свое восхищение», – с гордостью говорит Михаил Труфанов.

По словам архитектора, сейчас функциональность набережной нарушена – она используется как торговая площадка, тогда как ее предназначение в другом. Он надеется, что когда-нибудь самарской набережной будет возвращен былой лоск и красота.

Однако выбор объектов городского антропогенного ландшафта Самары, показал, что набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной достопримечательностью городского ландшафта Самары, поэтому в качестве объектов и маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары» рассмотрим антропогенный ландшафт первой и третьей очереди набережной Волги протяженностью от Речного вокзала до улицы Вилоновской (граница с Самарским пивзаводом) и Струковского парка.

Начало экскурсии – у Гостиницы России. Претендует на трехзвездочную. Отличное расположение рядом с Речным вокзалом, набережной и пляжем. Место у гостиницы «Россия» открывает прекрасный вид не только на антропогенный ландшафт набережной, но на Волгу и противоположный берег с отрогами Жигулей, являющимися прекрасными объектами природного ландшафта.

24 июля 1967 года состоялось открытие нового речного вокзала по проекту архитектора Ю. Когана. Это целый комплекс железобетонных сооружений. На площади 80 тысяч квадратных метров была сооружена причальная стенка протяженностью 600 метров.

На откосе, с которого к реке ведут широкие ступени лестниц, возвышаются 2-этажное здание вокзала и 12-этажное здание гостиницы «Россия» на 400 мест. Окончательно комплекс современный речного вокзала возведен в 1971 году.

Среди сооружений на улице Горького в качестве объекта экскурсии выделим здание управления пароходством «Волготанкер», построенное в 1937 году по проекту архитектора А. Ушекова. Это здание также уместно в качестве объекта экскурсии, так как в архитектуре о здания сказался начавшийся в те годы в СССР процесс освоения классического архитектурного наследия.

Главный объект экскурсии «Городской ландшафт Самары» – Набережная (архитектор Н. Подовинников).

Протяженность самарской набережной составляет 4,2 км. Для сравнения: в Астрахани набережная тянется вдоль Волги на 1,2 км, в Саратове – на 1,5 км, в Нижнем Новгороде есть несколько небольших участков «а-ля набережная», а в Казани строительство городской набережной только планируется.

Один из первых архитекторов самарской набережной Михаил Труфанов говорит, что Самаре повезло с пологим берегом. В остальных городах спуск к реке такой крутой, что просто нет возможности создать подобную пешеходную зону.

Антропогенный ландшафт набережной первой и третьей очереди прекрасно сочетает в себе различные стили ландшафта, среди которых необходимо отметить классицизм модерн и эклектику.

Если газоны набережной оформлены с использованием классицизма, то фонтан на набережной под Ленинградским спуском – типичное представитель модерна.

Аллеи первой очереди набережной проходят мимо сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького. Сад, названный в честь своего основателя Струковским, существует с начала XIX века.

Струковский сад, когда-то построенный по законам красоты антропогенного ландшафта, ныне в «растительном плане» вновь расцвел, особенно в августе каждого года – на празднике цветов, современного рукотворного ландшафта и топиарного искусства.

В качестве объекта городского ландшафта Струковский парк может стать великолепным образцом исторического подхода к антропогенному ландшафту. Среди них старые аллеи, альпийские горки, грот – все, что было заложено еще в 19 веке.

В начале 60-х годов 20 века в парке располагался Цирк Шапито. Расположение Шапито в парке ставило его в особое положение, так как в те времена в стране цирк был очень популярен.

Наряду с Театром оперы и балета, Филармонией, Драмтеатром парк всегда был многолюдным, особенно в летнее время года. Чистый и ясный, от солнца приветливый облик парка всегда создавал праздничное настроение, особенно когда играл симфонический или духовой оркестр.

Главные аллеи парка тогда были с деревянным мощением и такими же ступенями. По краю аллей располагались дубовые ограждения с широкими перилами. Кое-где встречалось мощение булыжником. Ныне же – везде строгий асфальтобетон.

В парке тогда было четыре видовые площадки, с которых открывались прекрасные виды на набережную и волжские пейзажи. На одной из площадок стояла деревянная ротонда. Две площадки располагались вверху, при входах, на рельефном склоне парка, две другие были на среднем ярусе – при летнем ресторане и у летней сцены-раковины.

Со стороны откоса они имели деревянную с резьбой изгородь, которую всегда подкрашивали к открытию сезона в зеленый и синий цвета. На площадках имелись деревянные столики с лавками, где старички, завсегдатаи парка, оглядывая живописные окрестности и проплывающие пароходы, дымили курительными трубками и играли в домино или шахматы.

Современный антропогенный ландшафт парка представлен интересными выставочными экземплярами проектирования городской природной среды и антропогенного ландшафта, а также топиарное искусство.

Струковский парк непосредственно соприкасается с улицей Куйбышева, с рядом прекрасных исторических памятников, конца 19 – начала 20 века.

Там, где заканчивается улица Куйбышева, поперек ее оси, расположена уютная площадь имени В.И. Чапаева. Маленькая площадь стала немым свидетелем всех этапов развития русской архитектуры XIX–XX веков в русском стиле, стиле модерн, конструктивизме, постмодернизме.

На Площади имени Чапаева возведен в 1932 году многофигурный памятник чапаевцам. Высота памятника 10 м, размеры в плане 17 на 22 м. Автор – скульптор М. Манизер. Копию памятника, выполненного в 1933 году, можно увидеть в Санкт-Петербурге перед зданием академии имени М. Буденного.

Антропогенный ландшафт площади, построенный по классическому стилю прекрасно сочетается с характерной русской флорой верхней аллеи Струковского парка и видом на антропогенный ландшафт Заволжья.

Площадь Чапаева в качестве объекта городского ландшафта Самары будет интересна потребителям экскурсионных услуг не только великолепной панорамой, но и зданием Драматического театра.

Проект Драматического театра был заказан в 1886 году московскому архитектору М. Чичагову, стороннику «русского стиля». Здание театра из красного кирпича и белых деталей, залом на 1123 места было завершено в 1888 году. В архитектуре театра видны две взаимоисключающие тенденции: план и фасад здания имеют симметричную основу, характерную для архитектуры классицизма, а детали здания характерны для московской средневековой архитектуры.

Коренная реконструкция здания была осуществлена в 1965 году. На площади Чапаева сложился своеобразный уголок города. Двухэтажный деревянный дом с двумя башенками, построенный А. Щербачевым, усилил «театрализацию» среды.

За зданием Драмтеатра – жемчужина городского ландшафта Самары – Сквер им. Пушкина, с прекрасным видом на Волгу.

Возвышенность, на которой находится Сквер им. Пушкина прекрасно сочетает природный и антропогенный ландшафт. Впечатление от природно-антропогенного ландшафта усиливает панорама на Волгу и Заволжье с отрогами Жигулевских гор.

Методическое обеспечение проведения экскурсии о городском ландшафтном дизайне представлено в Приложении 3.

Выбор объектов позволил разработать маршрут экскурсии «Городской ландшафт Самары», который представлен вместе с картой марщрута в Приложении 4.

Таким образом, объекты и маршрут по набережной реки Волги, включая Струковский парк, и переходящий к зданию Драмтеатра имени Горького, позволяет на небольшой территории старой части Самары познакомить экскурсантов, как жителей, так и гостей города с прекрасными историческими и культурными памятниками, прекрасно сочетающимися с природной и антропогенной ландшафтной средой.

Поэтому исследованные выше объекты и маршрут можно использовать в экскурсии «Городской ландшафт Самары».

3. Рекомендации по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары»

Так как экскурсия – это процесс познания, в результате которого усваивается какая-либо истина, а познание – это процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении, то экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, материальную и практическую деятельность людей.

Восприятие наблюдаемых объектов природного и антропогенного ландшафта в процессе экскурсии «Городской ландшафт Самары» происходит на основе зрительных ощущений. С помощью зрительных и слуховых ощущений формируется представление об объекте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания состоит из двух частей:

1. Чувственное познание (ощущение, восприятие и представление).

2. Логической познание (мышление).

Поэтому проведение экскурсионного процесса в ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» заключается в решении четырех основных задач.

Задача 1. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема экскурсии.

Задача 2. Экскурсантам услышать об этих объектах необходимую информацию.

Задача 3. Экскурсантам ощутить величие природного ландшафта Волги, Жигулей и антропогенного городского ландшафта Набережной, Струковского сада, увидеть красоту природной и антропогенной ландшафтной среды, а также других объектов экскурсии, почувствовать значение того или иного исторического события в жизни города и государства.

Задача 4. Овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов.

В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, ландшафтные линии и композиции, их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

В эстетике чувственное познание является основной целью. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

Здесь необходимо отметить, что в незнакомом городе восприятие человека может быть ярче, он рассматривает ландшафт и архитектуру, принимает или отвергает их внешние характеристики, видит и отмечает особенности.

Умение видеть, как эстетическое и историческое восприятие заключается в следующем:

1. во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера;

2. во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию;

3. в-третьих, надо уметь анализировать, делать необходимые выводы.

Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод.

Кроме того, экскурсия «Городской ландшафт Самары» должна способствовать развитию интереса к окружающей среде, которому способствует сама организация городского пространства, его природный и антропогенный ландшафт.

Чем более природный и антропогенный ландшафт соразмерен человеку, тем более он готов воспринимать город его ландшафт и сооружения, любоваться ими, чувствовать себя рядом с ними комфортно. И в то же время отсутствие новых впечатлений приглушает положительное восприятие природной городской среды, она начинает утомлять своей безликостью, однообразием, наступает информационное пресыщение, «усталость» и на этом фоне психологическое напряжение.

Психологическая оценка и восприятие городской природной и антропогенной ландшафтной среды задается самим человеком, но она в итоге влияет на его восприятие и комфортное ощущение себя в городском ландшафте.

Важную роль в активизации восприятия играет умелый рассказ экскурсовода. На основе восприятия строится представление, которое позволяет экскурсантам, сочетая полученную ранее информацию, представить объект в другом свете. Совокупность представления стимулирует работу воображения. В процессе мышления на экскурсии экскурсанты получают представление не только о единичных свойствах предмета, но и о совокупности свойств предмета или группы предметов. На этой стадии мышления происходит процесс образования понятий.

Рассказ и показ создают необходимые впечатления и вызывают определенные чувства экскурсантов.

Поэтому при проведении экскурсии «Городской ландшафт Самары» имеют огромное значение методы и приемы показа и рассказа.

В качестве рекомендаций по методике проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» предлагаются следующие методы и приемы экскурсии «Городской ландшафтный дизайн Самары»:

1. Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении – приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

1.1. Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта.

Применяется при показе:

· Объекта №1 – комплекс Гостиница «Россия» – Речной вокзал;

· Объекта №5 портфеля экскурсовода – аллеи Струковского сада, примеры антропогенного ландшафта.

· Объекта №7 – Выход на ул. Куйбышева.

· Объекта №8 – Площадь имени В.И. Чапаева.

· Объекта №9 – Драматический театр;

· Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры;

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина;

1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.

Применяется при показе:

· Объекта №2 – Третья очередь набережной;

· Объекта №4 – Набережная 1-ая очередь

· Объекта №5 – Набережная – мимо Струковского сада.

· Объекта №8 – Конец ул. Куйбышева – Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)

· Объекта №9 – Драматический театр (панорамный вид на Волгу – здание Самарского Пивзавода)

· Объекта №11 – Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу – Заволжье – Струковский сад здание Самарского Пивзавода)

Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.

1.3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания.

1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение при показе:

Объекта №4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) – сравниваем с Новым речным вокзалом.

При показе объекта №6 – словесное сравнение с Летним садом в Питере.

1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).

Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Данный прием используем при показе:

· объекта №3 – Здание управления пароходством «Волготанкер»,

· объекта №5 – конец набережной – мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;

· объекта №7 – Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта №10 – Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).

1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.

Данный прием используем при показе:

· объекта №6 – объекты ландшафтного дизайна в Струковском саду,

· объекта №8 – памятник В.И. Чапаева;

· объекта №9 – Драматический театр.

2. Приемы рассказа – это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

2.1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.

Прием экскурсионной справки используется:

· Объект №1 – Прием экскурсионной справки используется (используется информация о дате постройки и авторе проекта);

· и далее все объекты.

2.2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов №4 и №1 (сравнение материалов, из которых построен Новый и старый речной вокзал)

В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.

2.3. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).

В нашем случае используем воспоминания архитектора М. Труфанова о строительстве Набережной (Объект №2 экскурсионного портфеля, Приложение 5).

Методика проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» представлена в Приложении 6. Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен в Приложении 6.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через чувства (ощущение, восприятие, представление) и мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары необходимо использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.

В связи с этим в экскурсии необходимо умелое использование сочетания показа и рассказа.

При показе объектов природного и антропогенного ландшафта необходимо использовать такие методы и приемы, которые усиливают эмоциональное восприятие объектов ландшафта Самары.

Например, наличие контраста при показе объектов городского ландшафта позволит усилить впечатление и др.

Развитию мышления способствуют зрительное и словесное сравнение и переключение внимания.

В ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» необходимо использовать метод, использующий нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам, что так же способствует эмоциональному восприятию объектов экскурсии, а затем – развитию мышления

Использование двух форм рассказа (повествовательного и реконструктивного) позволит удерживать внимание экскурсантов на объектах природного и антропогенного ландшафта и управлять эмоциональным состоянием и процессом познания в ходе экскурсии.

Предложенные в методической разработке экскурсии по городскому ландшафту приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Городской ландшафт Самары».

Заключение

Ландшафт – природный территориальный комплекс многоступенчатого морфологического строения, состоящий из урочищ, образующих единую систему природных явлений земной поверхности.

Человек, живя в ландшафте, сильно изменил облик составляющих его частей-урочищ и даже повлиял на характер взаимосвязи между системными компонентами. Поэтому стали различать природные и измененные человеком – антропогенные ландшафты.

Взаимодействие города и природы всегда было неоднозначным и изменчивым в истории. В связи с этим город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную – внешнюю и внутреннюю.

Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру, иногда подстраивается к нему. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи.

Поэтому внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Приспосабливаясь к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, город создает свою местность, здания и собственную городскую телесность. Поэтому городской ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.

Антропогенный ландшафт – это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.

В ландшафтном планировании существует много способов преобразования среды – это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории.

При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Кроме того, на формирование стилей антропогенного ландшафта поселений большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов.

Значение городского ландшафта в жизни города огромно, поэтому его среда является не только средством отдыха горожан, но и становиться объектом познавательной экскурсии. Это объясняется еще и тем, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места, которые образуют узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов.

Экскурсии, основанные на использовании связанных историко-культурных объектов в сочетании с городским ландшафтом имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Степень развития рынка экскурсионных услуг, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы и потребностями экскурсантов – потребителей экскурсионных услуг.

Поэтому в дипломной работе было уделено внимание анализу турфирм и услуг, которые они предлагают на самарском рынке.

Анализ фирм, предоставляющих экскурсионный продукт на Самарском рынке, выявил, что только турфирмы три фирмы в течение шести месяце на страницах самарских газет («СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр») позиционировали себя, как фирмы, предлагающие, в том числе, и экскурсии.

Анализ конкурентов так же выявил, что экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары» в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы, как ни в газетных рекламных объявлениях, так и на сайтах фирм. Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, хотя три вышеуказанные фирмы готовы разработать и предоставить такую экскурсию по индивидуальному заказу.

Но, несмотря на то, что в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем. Поэтому для выявления потребностей в экскурсионной услуге потенциальных потребителей был проведен опрос среди разных слоев жителей двух городов Самары и Нижнего Новгорода, как возможных гостей нашего города.

Репрезентативная выборка была представлена по полу и по возрасту.

В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам на этот вопрос показал, что более половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно. При этом по городам ответы распределились по-разному. Если в Самаре утвердительно ответили всего 45,0% от опрошенных, то в Нижнем Новгороде – 66,67%.

По данным анкетирования наибольшую привлекательность экскурсия с предложенной темой имеет для возрастной группы 10–14 лет как в Самаре, так и в Нижнем Новгороде. Но в отличие от Самары в Нижнем Новгороде большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет.

Интересным оказалось распределение респондентов по ответам на вопрос «Какие бы места в Самаре Вам было бы интересно посмотреть?». Анализ ответов показал, что больше всего интерес у жителей обоих городов вызывает Набережная в городе Самара. В качестве экскурсионного объекта набережную Волги выбрали 54,55% респондентов, при этом в Нижнем Новгороде интерес к этому экскурсионному объекту оказался в два раза выше, чем у жителей Самары (66,67% против 33,33%).

Необходимо отметить, что в анкете в качестве экскурсионного объекта Струковский парк не был предложен респондентам, но большинство жителей Самары в пункт ответа «другое» (23,38%) вписали именно ландшафт Струковского парка.

Таким образом, анализ ответов респондентов анкетного опроса показал, что экскурсия на тему «Городской ландшафт Самары» будет пользоваться спросом.

При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» следует выбрать:

· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30–55 лет;

· самарских и приезжих школьников 5–7 классов (10–14 лет).

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребован как жителями, так и гостями города.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты подтвердил, что в качестве объекта экскурсии для потенциальных потребителей будут интересны ландшафты Набережной реки Волга и Струковского парка.

Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребована как жителями, так и гостями города. При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» рекомендуется выбрать:

· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30–55 лет;

· самарских и приезжих школьников 5–7 классов (10–14 лет).

Возможность использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, объясняется тем, что экскурсия – методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Антропогенный ландшафт – тот же памятник культуры городской среды. Но для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:

1. Наличие объектов природного и антропогенного ландшафта с различными стилями и направлениями.

2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Выбор объектов и обоснование маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары», показал, что экскурсия по набережной реки Волги и Струковскому парку отвечает таким требованиям.

Набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной особенностью городского ландшафта Самары. Кроме того, является такой территорией города, на которой сконцентрированы исторические и культурные памятники, что позволяет связать воедино зрелищность природного и антропогенного ландшафта и познавательность историко-культурных объектов.

Следовательно, выбор в качестве объекта экскурсии Набережной реки Волги является обоснованным, как не только одно из самых популярных мест жителей города Самары, но и потому, что сочетает в природной и антропогенной ландшафтной среде историко-культурные памятники и достопримечательные места.

Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс эмоционального познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через их чувства и развивая мышление.

Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары было рекомендовано использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.