Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки философии. Предмет философии




ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование в нашей стране новой системы образования в соответствии с мировыми стандартами и требованиями сегодняшнего дня подразумевает особое внимание к социально - гуманитарной подготовке. В этой связи становятся главными проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла деятельности, ответственности за свои поступки. В поиске человеком своего места в мире помогает философская культура, так как в ней сталкиваются реальность, духовные сущности, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета. Многовековой опыт философии в критически-рефлексивном размышлении над глубинными ценностями и жизненными ориентирами помогает человеку адаптироваться в современном меняющемся мире. Сегодня миросозерцание человека как никогда вынуждено учитывать традиции и новации, интуицию и логику, миф и артефакты, бессознательное и виртуальную реальность, структуры повседневности и коммуникации. В этом помогает изучение курса философии, которое позволяет найти основные ценностно-мировоззренческие ориентации в современном мире, нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-2 курса высших учебных заведений для всех специальностей, изучающих философию, но может представлять интерес для, всех аспирантов, преподавателей интересующихся философией.

Данные методические указания по преподаванию курса философии составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Следует отметить, что разделение на историю и теорию философии в курсе носит условный характер. На практике изложение истории философии невозможно без знакомства с понятиями теории философии. Изучение теории философии позволяют обобщить материал уже известный студентам из курса истории философских идей. Знакомство с историей философских учений, с судьбами философов, с основными понятиями философии и решениями вечных философских вопросов позволяют учащимся вырабатывать собственное философское мировоззрение и решать личные, общественные и профессиональные проблемы.

Вводный раздел содержит характеристику важнейших философских вопросов, раскрывает главные понятия и категории философии. Важное место отводится истории философской мысли с древнейших времен до наших дней. Особо представлена характеристика путей развития русской философской мысли. В заключительном разделе пособия рассматриваются философские проблемы современной цивилизации, раскрываются особенности философского анализа общества. Каждая глава содержит список литературы, вопросы для повторения и самоконтроля, задания для самостоятельной работы студентов. Пособие разработано в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для высших учебных заведений.

 

 

ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Философия (греч. philosophía, буквально – любовь к мудрости, от philéo – люблю и sophía – мудрость). Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Не появление орудий труда или металла, а время появления философии историки в ХХ веке называли «осевым». Цивилизации, у которых складываются философские системы, уже не исчезали в истории бесследно. Впервые это понятие употребил Пифагор (VI-V вв. до н.э.). Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Платон так назвал свою науку, а стройной системой философию сделал ученик Платона Аристотель. Он разработал основные разделы философии, выделил главные категории.

Появились такие философские дисциплины, как онтология – учение о бытии (или о первоначалах всего сущего). Бытие- самое широкое понятие философии, которое называет все в мире и утверждает, что мир существует. Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и... логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу отология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Крупнейший раздел философии - гносеология – теория познания, логика – наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Этика (греч. ethiká, от ethikós — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав) – раздел философии, философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Аристотель ввёл и самый термин — в название работ «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». Центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности. Однако в его системе уже нашли выражение многие так называемые «вечные вопросы»: о природе и источнике морали, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и так далее.

Эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) – раздел философии, философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Эстетика рассматривает такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и т. п.).

Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования философии появились философские системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений.

Первым философом Древней Греции считался Фалес из Милета (625-547 до н. э.). Именно у него появляется идея о первоначале мира – субстанции, понятии, позволявшем сводить многообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному. И в Древнем Китае, и в Древней Индии даже в мифологии имелись представления о первоначалах. В то время было еще одно объяснение устройства мира - это объяснение с помощью богов: дождь пошел, потому что так захотел Аполлон или Зевс. Ведь боги могли, по мнению греков, сделать все, что угодно. Мифы, как первые формы общественного сознания, опираясь на образы, показывали человеку картину мира, а религия настаивала на вере в сверхъестественное начало. Но объяснение с помощью богов уже не устраивало таких мудрецов, как Фалес. Что же характерно для философского объяснения существующего, в отличие мифологических и иных представлений?

Можно выделить следующие особенности философии: мир показан как целая система, то есть высказывания о мире в целом и каждой его части даны в связи с целым; мир описывается с использованием абстрактных понятий, которые являются предельными понятиями (то есть выражают не какую-то часть, а всеобщее, абстракцию, которую можно только мыслить); любое утверждение требует доказательств. Следовательно, можно определить философию как систему взглядов на мир в целом, основанную на доказательствах с помощью предельно абстрактных понятий. В этом ее главное отличие от религии и мифологии, предлагавших человеку свою картину мира, но не требовавших доказательств.

Каждый человек обладает мировоззрением – совокупностью бытовых и научных взглядов на мир, чувств и традиций человека. Философия появляется позднее мировоззрения, вместе с появлением идеи истины - объективного не зависимого от людей знания. Изобретение чисел для счета скота, для торговли, для определения налогов привело к появлению математики. Греки земледельцы и путешественники накапливали астрономические знания. Регулярность и правильность в движении небесных тел, системность математики были несовместимы с произволом богов. Мифология расходилась с нараставшими изменениями в общественной жизни. Все это обусловило появление нового, философского мировоззрения, то есть мировоззрения доказательного, системного, рационального (основанного на мышлении, а не на чувственных образах). Философия – это суд разума над мировоззрением, когда каждый взгляд подвергается рациональной проверке, а затем становится жизненно важным для людей. Таким образом, философия – это ядро мировоззрения.

Предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в том числе с развитием науки и самого философского знания. Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между философией и частными науками протекает всё ускоренными темпами. Однако науки ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась философия. Содержание философского знания постоянно изменялось на протяжении ее существования. Вначале философией называли все существовавшие знания. Затем от нее отделили частные науки: математику, астрономию и т.д. Это отражалось на круге вопросов, которыми занималась философия. В конце двадцатого века были даже попытки заменить философию суммой исследований частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации философия отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом философии. Кроме того, философия способна выходить за пределы опыта, напоминать человеку о том, что остается за пределами опыта.

Философия имеет сходство с наукой. Так, основные элементы науки: системность, доказательность, рациональность (объяснение всего только с помощью разума) имеются и в философии. Но философия имеет свою специфику, она стремится к абсолютному знанию. Если наука постоянно изменяется, научные знания относительны, со временем они устаревают, философские же системы бессмертны. Философия устанавливает смысл существующего Бытия. Реальность одна, ее изучает наука, постоянно уточняя свои знания. Смысл же этой реальности для каждого человека может быть свой. Отсюда плюрализм и равноправие философских учений. Однако это не снимает ответственности перед законом за конкретные поступки, как самого философа, так и его последователей.

Наличие плюрализма в философии сближает ее с искусством, но особого вида - искусством логического, доказательного, системного изображения мира с помощью предельно абстрактных понятий. Художественные произведения могут называться философскими только условно, таким же условным являются и понятия «философия писателя» или «философия художника». В противном случае стирается грань между философской и художественной литературой, между философией и искусством. Как бы условной ни была эта грань, она все-таки существует. Особенность философского мировоззрения в том, что, создавая философское изображение какого-либо явления, необходимо явно или неявно создавать целую систему.

Таким образом, философия - это логически непротиворечивая система взглядов на мир в целом и каждую его часть в связи с целым (мировоззрение), основанная на доказательствах с использованием предельно абстрактных понятий.

В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения специальных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания, создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и мышления. Выполняя эту функцию, философское мышление нередко направляется на объекты, относительно которых эмпирическое знание ещё не достижимо. Основным методом философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.

Чтобы понять место и роль философии в системе научного знания необходимо дать характеристику научному знанию вообще. Большинство согласно с тем, что научное познание является высшей формой познания. Наука оказывает огромное влияние на жизнь современного человека. Но что такое наука? В чем ее отличие от таких видов знаний, как обыденное, художественное, религиозное и так далее? На это вопрос пытались ответить давно. Еще античные философы искали различие между подлинным знанием и изменчивым мнением. Найти метод, который гарантировал бы получение достоверного знания или хотя бы отличить такое знание от ненаучного, так и не удалось. Но можно выделить некоторые общие черты, которые выражали бы специфику научного знания.

Спецификой науки не является ее точность, так как точность используется в технике, в общественном управлении. Не является спецификой и использование абстрактных понятий, так как сама наука использует и наглядные образы. Спецификой научного знания является то, что наука существует в виде системы теоретических знаний. Теория — это обобщенное знание, которое получают с помощью следующих приемов:

Универсализация — распространение общих моментов, наблюдаемых в эксперименте на все возможные случаи, в том числе и не наблюдавшиеся. («Все тела при нагревании расширяются».) Идеализация — в формулировках законов указываются идеальные условия, которых в самой действительности не бывает. Концептуализация — в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, имеющих точный смысл и значение. Используя эти приемы, ученые формулируют законы науки, которые являются обобщениями опыта, выявляющими повторяющиеся, необходимые существенные связи между явлениями.

Первоначально на базе классификации эмпирических данных (эмпирический уровень познания) формулируются обобщения в виде гипотез (начало теоретического уровня познания). Гипотеза — это более или менее обоснованное, но недоказанное предположение. Теория — это доказанная гипотеза, это закон. Законы позволяют объяснить уже известные и предсказать новые явления, не обращаясь до поры до времени к наблюдениям и экспериментам. Законы ограничивают область своего действия. Так, законы квантовой механики применимы только к микромиру.

Научное познание строится на трех методологических установках (или принципах): редукционизм — стремление объяснить качественное своеобразие сложных образований законами нижележащих уровней; эволюционизм — утверждение естественного происхождения всех явлений; рационализм — как противоположность иррационализму, знанию, основанному не на доказательстве, а на вере, интуиции и т.д.

В научном познании выделяют эмпирический и теоретический уровни. Они фиксируют различия в способе, методах познавательной деятельности ученых и характере добываемого материала. Эмпирический уровень — это предметно-орудийная деятельность ученых, наблюдения, эксперимент, сбор, описание и систематизация научных данных и фактов. Здесь присутствуют и чувственное познание, и мышление как характеристики познания вообще. Теоретический уровень — это не всякое мышление, а то, что воспроизводит скрытые от непосредственного восприятия, внутренние, необходимые стороны, связи, сущность исследуемого явления.

К эмпирическим методам относятся: наблюдение — связано с проверкой гипотезы планомерно, систематично; измерение — особый вид наблюдения, при котором дается количественная характеристика объекта; моделирование — вид эксперимента, когда прямое экспериментальное исследование затруднено или невозможно. К теоретическим методам научного познания относятся: индукция — метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего (Виды индукции: аналогия, модельная экстраполяция, статистический метод и т.п.); дедукция — метод, когда из общих положений (аксиом) логическим путем выводятся другие утверждения (от общего к частному).

Наряду с другими методами в науке действует исторический и логический методы познания. Исторический метод — это изучение реальной истории объекта, воспроизведение исторического процесса для раскрытия его логики. Логический метод — это раскрытие логики развития объекта путем изучения его на высших ступенях исторического процесса, так как на высших стадиях объект воспроизводит в сжатом виде свое историческое развитие, онтогенез воспроизводит филогенез.

Итак, познание — это сложный процесс. Высшей формой познания является научное познание, которое имеет сложную структуру, свою специфику, которая возвышает науку, делает ее знания общепринятыми, но в то же время отрывает науку от личности, от морали, здравого смысла. Но наука не имеет непроходимых границ с другими формами общественного познания и не должна их иметь, чтобы не перестать быть человечной.

Опыт истории показывает, что философия необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многие фундаментальные положения современной науки были выдвинуты философией: концепция атомизма, идея развития и т.д. В тесной связи с философией разрабатываются современные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает философию. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы философии имеют универсальный характер. Сознательное приобщение к философской культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях современной узкоспециализированной научной деятельности. Это особенно важно в науке 21 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, выразившихся в возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории биологической эволюции и т.д. Обобщения такого уровня невозможны без серьёзной философской базы.

В различных областях современной науки всё более важной становится разработка методологической проблематики – анализ логического аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирического и теоретического уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т.п. Все эти проблемы носят философский характер и требуют объединения усилий философов и ученых - представителей естественных и гуманитарных наук. Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке. Предметом философии являются общие принципы бытия и познания, отношения человека и мира, всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщённой системы взглядов на мир и на место в нём человека. Она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру Философия определяется общественной жизнью человека, социальной действительностью и в свою очередь, оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей.

Однако у большинства тех, кого называют философами, нет стройной системы взглядов, которая бы включала все разделы философии. Нередко философскими называют художественные произведения. На один и тот же вопрос в различных философских системах имеются свои ответы. Все это дало основание некоторым философам считать, что философия есть сам процесс философствования, когда человек отвечает на предельные вопросы своего бытия. Так, по мнению М. Хайдеггера, какого-то застывшего философского знания не существует. Философствование же заключается в стремлении так объяснять мир, чтобы везде чувствовать себя, как у себя дома.

Однако, несомненно, можно выделить группу собственно философских вопросов, то есть вопросов, которые не рассматривались никакими науками. Их наличие и явилось основой для существования философии как самостоятельной дисциплины. Отправной теоретический пункт всякого философского учения – вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. Что чем порождается – материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – важнейший вопрос философии. Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили лагерь идеализма. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма. В противоположность идеализму материалистическая философия понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления означает для материалистов одновременно анализ самой действительности, а также практической деятельности людей. Возникновение направлений материализма и идеализма объясняются двойственной природой человека – жителя двух миров. Разум человека связан с идеальным миром, а тело с материальным.

Понятие материи наиболее полно разработано в диалектическом материализме. Материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явления и процессов. Недостаток второго подхода состоит в возможности оторвать материю от ее конкретных форм выражения. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечно многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из этих многообразных видов, форм, процессов, явлений, состояний не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая из связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.

Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В. И. Ленин. В книге «Материализм и эмпириокритицизм». Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Таким образом, В. И. Ленин отделил понятие материи от всех конкретно-научных представлений о ней. Единственное свойство материи, с которым связана философия – это свойство объективной реальности, т.е. существование реального мира вне и независимо от сознания каждого конкретного человека и человечества в целом.

Вместе с тем, в этом определении содержится указание на производный, вторичный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется в данном определении как отражение материи. На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с рациональной стороной под воздействием окружающего мира формируется эмоционально-волевая компонента сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее ей на высшей стадии развития, а именно на той стадии, когда в процессе развития материи сформировалось человечество. Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции – предельного основания позволяющего сводить многообразие мира к чему-то устойчивому и неизменному. Все многообразие бытия диалектический материализм рассматривает как производные от материи виды и формы ее проявления.

Неотъемлемые свойства субстанции в философии называются атрибутами. Диалектический материализм в качестве атрибутов материи рассматривает движение, пространство и время. Диалектический материализм рассматривает движение как способ существования материи. В мире нет движения без материи, как и материи без движения. Покой же рассматривается как относительно устойчивое состояние материального мира, момент (сторона) движения. Характеристика покоя всегда связана с конкретными предметами, которые фиксируются нами как находящиеся в состоянии неизменности. Это состояние может быть зарегистрировано только в определенной системе координат. Например, камень, лежащий на земле, находится в состоянии покоя по отношению к Земле, но он находится в состоянии движения вместе с Землей. Поэтому покой относителен, ибо его проявление зависит от системы отсчета, в то время как движение абсолютно.

Движение как абсолютный способ существования материи существует в бесконечно многообразных видах и формах. Эти виды и формы являются объектом изучения конкретных естественных и гуманитарных наук. Философия же рассматривает движение как изменение вообще. Сказать, что материя находится в постоянном движении, значит признать, что материя находится в процессе непрерывного изменения. Следовательно, рассматривая движение как способ существования материи, диалектический материализм утверждает, что источник движения следует искать не вне материи, а в ней самой. Мир, Вселенная при таком подходе представляется самоизменяющейся, саморазвивающейся целостностью.

Другими не менее важными атрибутами материи, как отмечалось выше, диалектический материализм признает пространство и время. Если движение материи выступает в качестве способа, то пространство и время рассматриваются в диалектическом материализме как формы существования материи. В период, когда в науке и философии господствовала механистическая картина мира, пространство и время трактовались как относительно самостоятельные характеристики материального мира. Диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы существования материи. В мире нет ничего, кроме движущейся материи и эта материя движется не иначе как в формах пространства и времени – так считает диалектический материализм. Понятие Пространство отражает порядок сосуществования материальных образований. Время – отражает изменения, происходящие в материальных образованиях.

Диалектический материализм, как в период своего формирования, так и в настоящее время, опирается на определенную научную картину мира. Естественно - научной предпосылкой формирования диалектического материализма, как отмечали его создатели, послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого: растений, животных микроорганизмов;

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение, о естественном происхождении в процессе этой эволюции человека.

Эти открытия способствовали утверждению идеи о материальном единстве мира. Другим, не менее важным выводом из этих открытий следовало признание принципа всеобщности эволюции и развития – то есть качественного изменения всех явлений и, следовательно, истолкования единства мира как саморазвивающейся системы. Развитие систем от простого к сложному называется прогрессом, упрощение систем философия называет регрессом.

Материалистическая философия создала в девятнадцатом веке классификацию форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждая форма движения связана с определенным материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей. Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения. При определенных условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Теперь ученым стало ясно, что в микромире действуют иные законы – квантово - механические. Кроме того, механическое движение выражает лишь количественные характеристики всех форм движения материи. Поэтому микро- и макромеханические виды движения стали лишь «фоном» других форм. Распалась физическая форма движения на субатомную и супратомную, указывающие, соответственно, на микроуровень и макроуровень физических процессов. Субатомная характеризуется электронными, внутриядерными и внутриатомными процессами. Химическая включает различные типы реакций. Биологическая предстает как иерархия процессов жизни: доклеточный уровень, клетка, многоклеточные организмы, популяции, биоценозы. Супратомная может быть построена также как иерархия материальных систем: молекулы, макротела, планеты, планетные системы, галактики, системы галактик, мегагалактика. Особый уровень организации материи представляет собой человеческое общество. В связи с развитием науки конкретные картины мироздания могут меняться. Но для диалектического материализма остается неизменным лишь признание принципа материального единства мира.

Традиционно философским является также вопрос о познаваемости мира (о средствах, формах и методах познания истины). Одним из центральных вопросов философии был и остается и вопрос о сущности человека и его месте в мире. Немецкий философ Иммануил Кант считал, что жизненно важные вопросы, на которые отвечает философия: Что я должен знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы Кант объединил в один – главный вопрос всей философии: Что такое человек? Ответить на этот вопрос никогда не сможет ни один даже самый мудрый философ, и это открывает нам еще одну особенность философии. Она не дает ответов, она учит ставить вопросы, отвечая на которые человек пытается найти самого себя и свое место в мире.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.