КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Натурфилософия Древней Греции в поисках субстанции
Первым философом Древней Греции считался житель города-колонии Милета, расположенного в Малой Азии Фалес (625-547 до н.э.). Он был первым в списке семи мудрецов Древней Греции. Будучи купцом, Фалес много путешествовал, прославился как гидроинженер (построил обводной канал, чтобы лидийцы перешли через реку, когда воевали с персами). Он пользовался изобретенными им самим астрономическими приборами. Предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. К философии относят его утверждение о том, что все существующее произошло из одного источника – воды. Вода – это субстанция – предельное основание, позволяющее сводить могообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному. На то, что все из воды, Фалеса натолкнула, по-видимому, та роль, которую она играет в жизни людей, да и всего живого: растения надо поливать, значит, вода превращается в растения, все живое содержит влагу и т.д. Взгляды Фалеса могут показаться наивными, но он первым пытался найти основание. Для рассуждений о мире, он открыл путь философии. Он подверг мифы критике разума. Ученик Фалеса (625-547 до н. э.) житель города Милета Анаксимандр (610-540 до н. э.) тоже занимался астрономией. Он построил глобус и солнечные часы. Луна светит не своим светом, а заимствует его от Солнца. Животные и люди образовались из отложений морского дна, но при переходе на сушу они изменили форму. Человек произошел от морского животного или рыбы. Он предвосхищает сегодняшние взгляды астрономии и биологии. Анаксимандр - автор первого философского сочинения «О природе». В нем он фактически спорит с Фалесом. Началом всего сущего он считал апейрон («неопределенное»). Вода не может быть субстанцией, так как отрицает огонь. Субстанция не вещество, не имеет границ, переход земли, огня, воздуха и воды. Части изменяются, а целое остается неизменным. Однако догадки Анаксимандра не отвечали на вопрос о многообразии мира. Нужна была иная основа. Именно необходимость объяснения многообразия заставила Анаксимена (585-525 до н.э) искать новую субстанцию. Сгущение и разрежение он объяснил дыханием мира. Мир дышит и тем самым то разрежает, то сгущает воздух, превращая его то в камни, то в воду, то в огонь. Субстанция подобна воздуху. Однако размышления этих философов не отвечали на вопрос о причинах бесконечного изменения мира. Об этом стал размышлять философ Гераклит (530-470 до н.э..) из Эфеса. Это был второй по величине и богатству город-колония греков в Малой Азии. Гераклит принадлежал к царскому роду, но власть царей была свергнута, а функции жреца Гераклит передал брату. Последние годы жизни Гераклит провел в горах, в хижине. Из его сочинения «О природе» сохранилось около 130 фрагментов. Гераклит стихийно, интуитивно смотрит на мир как диалектик. Диаалектика – метод при котором мир представляется в единстве и борьбе противоположностей. Мир - это процесс, считает Гераклит, в котором все переходит в свою противоположность: холодное - в теплое, теплое - в холодное, сухое - во влажное, влажное - в сухое. Это происходит само собой. Отсюда, все противоположное тождественно: бессмертные - смертны, смертные - бессмертны, смертью друг друга живут, жизнью друг друга умирают. Огонь живет смертью воды, воздух - огня, вода - воздуха, земля - воды. Мир находится в вечном беспрерывном изменении. Космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим. Субстанция похожа на огонь. Он как птица Феникс – сжигая себя рождается вновь из пепла. Все рождается благодаря смерти, как огонь рождается благодаря гибели веток в пламени. В одну реку нельзя войти дважды, все течет, все изменяется- тоже слова Гераклита. Универсальная субстанция, снимавшая многие проблемы была предложена Демокритом (460-370 до н.э.). Демокрит родился в городе Абдеры (Фракия). Он написал около 70 сочинений основные из них: «Большой мирострой», «Малый мирострой». Считают, что идею подсказала Демокриту наблюдательность. Камни мостовой, которые стираются постепенно, белье, которое мокрое и тяжелое вскоре становится сухим и легким. От белья и камней отделяются невидимые частицы. Но почему мы не видим его? Ясно, что из-за величины. Демокрит называет их неделимыми (по-гречески - атомы). Атом – это понятие, предельная неделимая частица в основе Бытия. Из них состоят все вещи. Атомов бесконечно много. Они имеют разную форму (изогнутые, крючковатые, шероховатые), различаются по весу (легкие и тяжелые). Число этих различий бесконечно, «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными. Однако неделимость атомов не объясняет например почему яблоко можно разрезать. В схеме демокрита не хватало еще составляющей.Атомы двигаются в пустоте, при этом они сталкиваются из-за разницы скоростей. Порядок и расположение атомов дают разные составные тела. Возникновение вещей есть соединение атомов, а исчезновение вещей - разъединение атомов при столкновении. Многообразие вещей происходит от того, что атомы отличаются по форме, порядку и положению. Вихреобразное движение атомов - причина образования мира, так как под действием тяжести атомы разделились, возникли Земля, светила. Атомами у Демокрита объяснялось все: мысли, душа, познание. Познание начинается с ощущений, которые исправляются более тонким усмотрением ума (атомы же невидимы). От вещей отделяются копии, виды, которые внедряются в человека через органы чувств. Копии вещей отделяются от них и несутся в пустом пространстве, достигая наших органов, проникая в их поры. Ум помогает познать недоступное чувствам и исправляет недостаточно точные суждения. «Во мнении существует сладкое, горькое, холодное, цвет, в действительности же лишь атомы и пустота». По преданию, Демокрит выколол себе глаза, чтобы не смотреть на этот неистинный мир, а созерцать истину в уме. Демокрита считают главным материалистом древности. В истории философии так и будут говорить о материалистах: он сторонник линии Демокрита. В начале ХХ в. физики назвали частицу термином Демокрита, решив, что она неделима. Но оказалось, что атомы физические делимы и состоят из элементарных частиц - протонов, электронов и нейтронов. В философии это вызвало споры, однако Демокрит использовал свой термин Атом, как понятие, обозначающее субстанцию. Предельный кирпичик Бытия. Следовательно, атом современной физики с Атомом Демокрита не совпадают. Диалектики в философии расставили все на свои места. Процесс познания бесконечен и электрон также неисчерпаем и делим, как и атом. Элементарные частицы состоят из кварков. Но и кварки вряд ли неделимы, так как они различаются по своим свойствам, например, у них разные электрические заряды. А это означает, что кварки различаются и внутренним строением, то есть делимы. Поиск же частиц, из которых состоит все, продолжается. Философия Демокрита говорит о принципе объяснения мира, а он актуален и сегодня. Мир это Атомы, движущиеся в пустоте. Однако первым философом оторвавшимся полностью от чувственного мира в размышлениях о субстанции стал Пифагор. Субстанция с его точки зрения – это число. Ибо мысль выше чувства и мы можем объяснить и выразить в числах больше. Чем можем почувствовать и даже представить. Эта идея - также одна из традиций мировой философии. Парменид из города Элея (Южная Италия) и его ученик Ксенофан (род. около 515 или 544 до н. э.) доказывали, что мир не может быть в вечном движении, как утверждал Гераклит. Боги созданы человеком по подобию людей, не случайно боги разных народов внешне похожи каждый на свой народ. На самом деле бог – это субстанция – основа мира и похож он на вещественный шар, в котором нет пустоты, потому что пустота - это ничто, а ничто не бывает, потому оно и называется «ничто». Значит, нет и движения, так как пространство заполнено полностью, двигаться некуда. Мысль всегда есть мысль о существующем. О несуществующем мыслить нельзя, значит небытия нет. Поэтому возникновения и уничтожения тоже не может быть. Мир един, в нем нет частей. Так началась одна из традиций мировой мысли соединять основу мира и понятие Бога. Ученик Парменида - Зенон (490-430 до н.э.) заметил что мысль может противоречить чувствам в своих апориях Апория – (а- не, порос – выход – буквально – нет выхода.)«Стрела», «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия». О стреле, которая чувствами воспринимается летящей, мышление говорит, что она не летит, так как весь путь разделен на отрезки в каждом из которых можно допустить, что стрела покоится. Следовательно стрела покоится на всем протяжении пути. Чувства и разум дают нам разную картину. Противоречия Зенона разрешит Гегель в диалектике, но Зенон перед диалектикой остановился. Он только поставил проблему. У Пушкина на эту тему есть стихотворение: «Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее он не мог бы возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей». Мудрец брадатый - это Зенон, а возражал ему Антисфен. В действительности аргументы Антисфена раскритиковали, потребовав ответить на рассуждение рассуждением, а не действием. Однако Пушкин имеет в виду будущее философии. Понимание противоречия чувства и мысли. Чувства представляют движение Солнца, а Галилей открыл, что движется сама земля. Итак, мы видим, что главный вопрос для философов того времени - это объяснение возникновения и исчезновения существующего, а значит, объяснение и многообразия мира. При этом в основе лежало убеждение, что истина может быть найдена разумом, а не чувствами. Это началось еще с Пифагора, который утверждал, что полная истина может быть получена только в мире сверхчувственного разума. Для этого нужна математика, так как каждая вещь есть число. То, что постигнуто разумом, во много раз выше того, что постигнуто чувствами. Наиболее ярко это расхождение проявилось у Зенона. Эта традиция была продолжена. Каждый философ находил свое объяснение субстанции. Но человек стремится к единой истине. В этих условиях должна была появиться школа подобная софистам. Это были платные учителя мыслить, говорить и делать. («Софист» - от слова София- мудрость). В то время умение говорить, убеждать стало жизненно важным. Многие политики для привлечения народа на свою сторону стремились увеличивать размеры выплат тем, кто был на службе у государства. Риторика - искусство красноречия - стала царицей всех искусств. Истина никого не интересовала, важна была убедительность. Софисты обучали выступать, а это было важно для свободных граждан Греции, которые поголовно занимались политикой. Многие софисты обладали удивительным даром слова. Они брались доказать все, что угодно. Например, доказывали, что человек не знает собственного отца. Для этого поджидали момента и, накрыв плащом отца, спрашивали у сына: не знает ли он человека под плащом. Тот, естественно, отвечал, что не знает. Тогда ему показывали, что он не узнал собственного отца. (Этот парадокс называется «Покрытый»). По легенде, знаменитый софист Протагор однажды заключил договор с учеником Еватлом. По этому договору Еватл заплатит за обучение, как только выиграет свой первый процесс. Проходит время, Протагор, встретив Еватла, спрашивает, почему он не платит. Тот отвечает, что не ведет процессы и не хочет их вести. Тогда Протагор объявляет, что подает на него в суд. Это и будет процессом, а Еватлу придется заплатить в любом случае: если выиграет, то заплатит по договору, а если проиграет - заплатит по решению суда. На что Еватл ответил, что не заплатит в любом случае: если выиграет - не заплатит по решению суда, если проиграет, то не заплатит по договору. (Этот софизм не имеет решения и сегодня.) Софисты заметили, что в разных городах - разные законы, но люди жили одинаково. Какие же законы считать истинными? Протагор ответил: «Человек мера всех вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют». То есть какие законы люди считают истинными, те и истинны. Но если все мнения истинны, то истинного мнения нет, то есть истины вообще не существует. Истину знает большинство предложил Протагор. Достойный ученик Протагора софист Горгий заявил, что если все взгляды философов истинны, то это нарушает логику, так как все говорят разные вещи. Однако если допустить, что все ошибаются, логика будет сохранена. Горгий считает, что а) никто ничего не знает; б) если знает, то не объяснит; в) если объяснит, то другие не поймут Софистика станет ругательным словом в философии. Софистика – это сквозняк. Она расчищает место для новых идей уничтожая любые предыдущие. Но человек не может вечно находиться на сквозняке. Он ищет устойчивости. Что-то должно было произойти в развитии философии. Чтобы ответить софистам и их предшественникам. Такой поворот произошел и он связан с именем Сократа.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |