Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы сбора социологической информации




Выделяют 4 осн. метода сбора социологич.инфы:1. Изучение док-ов. Док-т – специально созданный предмет для передачи и хранения инфы. Док-ты бывают: письмен. (рукописн., машинописн., печатн.), фонетич. (звуков., магнитофон. записи), иконографич. (рисунки, фото и кино док-ты), док-ты на машиночитаем. носителях инфы (на дискетах, дисках). Выделяют также офиц. и неофиц.; первичн. (напр., протоколы) и вторичн.(справки); личн. и безличн. док-ты.Сущ-ют 2сп. анализа док-ов: а) традицион.; б) колич. (метод контент-анализа), когда инфа переводится в колич.показатели. Достоинства метода изучения док-тов в том, что он позволяет оперативно получить необход. данные и не требует затрат. Недостатки этого метода в том, что: 1) инфа не всегда бывает достоверной; 2) в док-ах, как правило, не содержится инфы о внутр. мире, о состоянии сознания работников. 2. Социологич. наблюдение – это целенаправлен. Систематизир. восприятие какого-л.явления, черты, св-ва и особенности кот. фиксируются исследователем в дневнике, журнале, бланке наблюдений. Виды наблюдения: 1) внешн. (со стороны, или невключен.); 2) внутрен. (включен.) наблюдение, кот. бывает: а)открытое; б) скрытое (инкогнито) – исп-тся при изучении девиантного и деликвентного поведения (впервые исп-ли социологи в Чикаго в 1930-е гг.). Достоинства метода: дает возм-сть непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Недостатки наблюдения: метод требует значительных затрат времени, кадровых и финансовых рес-ов; кроме того возможности ч-ого восприятия ограничены, поэтому ис-ль может упустить что-то важное. 3. Социологич. опрос – главный метод сбора социологич. инфы. Им, как правило, собирается от 50до 90% социологич. инфы. Он представляет собой вопросно-ответный метод сбора социологич. данных, при кот. источником инфы выступает сообщение респондентов. Приоритетность применения опроса в случаях, когда: слабая обеспеченность изучаемого предмета статистической и документальной инфой; исследуемые явления малодоступны непосредственному наблюдению; когда предметом изучения яв-ся эл-ты общ. или индивидуального сознания (потребности, интересы, мотивы, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.); в кач-ве контрольного метода для перепроверки данных, полученных др. методами.Опрос бывает индивидуальный или групповой; устный (беседа, интервью, телефонный) или письменный (анкетирование, почтовый опрос, прессовый опрос); личный или опосредованный; свободный или формализованный; сплошной или выборочный и т.д. Наиболее распространенный в практике прикладной С. вид опроса – анкетирование. Вопросы в анкете можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, поведения и о личности респондента); по ф-ии (осн. и неосн.); по форме (закрытые, полуоткрытые и открытые; прямые и косвенные; дихотомические, порядковые, номинальные). Широко примен. интервью. Оно требует больших затрат времени и ср-в, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. В прикладной С. различают 3 вида интервью: формализованное (стандартизированное), фокусированное и свободное (нестандартизированное). Метод опроса предусм.получение социологич.инфы в ситуации соц.-психологич. общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и кач-во получаемых данных. В С. выработано значит-ное кол-во методич. требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данного метода сбора социологич.инфы.4. Соц. эксперимент. Различают – естественный(полевой) и искусственный (лабораторный). Кроме того эксперимент делят на линейный (имеется одна, исследуемая, группа) и параллельный (две группы: одна – экспериментальная, вторая – для контроля). Кроме этих четырех осн. др. методами сбора социологич.инфы яв-ся: тестирование – (отанглийского test – проба, испытание); социометрич.метод – метод изучения межличностных отношений в группах (введен в 1930-х гг. американским социологом Дж. Морено); метод экспертных оценок и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.