Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и социальные функции религии




Религия как тип мировоззрения и социальный институт

Социально-демографическая ситуация в РБ и пути ее улучшения.

В последнее десятилетие демограф. ситуация в РБ хар-ся низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, что привело к его естественной убыли во всех областях республики. Численность населения Беларуси по состоянию на 1 января 2015 года составила 9 480,9 тыс. человек. До начала 90-х годов она постоянно росла, но темпы роста постепенно снижались. Особенно интенсивно это снижение проявилось в 90-е годы, а с 1993 года начался процесс естественной убыли населения. Ее масштабы, составившие в 1993 году 11,2 тыс. человек, достигли в 2001 году 48,6 тыс. человек. В целом за 1994-2001 годы численность населения сократилась более чем на 290 тыс. человек, что равнозначно численности такого города как г. Брест.

Рождаемость населения

В условиях соц.-экономич. кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ однодетной и даже бездетной семьи. В РБ в осн. преобладают семьи с одним ребенком. Наиб. наглядное представление об этом дает суммарный коэф.рождаемости (кол-во рождений на одну женщину от 15 до 49 лет), который снизился с 2,0 в 1989 году до 1,3 рождений в 2000 году. Но для обеспечения замещения поколений на ур-не простого воспроизводства этот коэффициент должен составлять 2,016.

Происходящие в ур-не рождаемости перемены не исчерпываются его снижением. Отмечаются тенденции смещения среднего возраста матери при рождении первого ребенка с 20-22 лет к 23-25 годам.

В РБ дети рождаются в осн. в зарегистрированном браке. В то же время в последние годы наметилась тенденция роста числа внебрачных детей: они составили в 2001 году 20,5% против 8,5% в 1990 году от общего числа родившихся.

Наиб. доля детей, рожденных вне брака, приходится на матерей в возрасте 20-29 лет, проживающих в основном (более 65%) в городских поселениях (среди городских женщин рождения вне брака в 2001 году составляли 13,3% от всех рождений, среди сельских - 7,2%). Рост внебрачных рождений также можно объяснить распространением фактических брачных отношений, которые официально не регистрируются.

Религия– мировоззрение, основанное на вере в сущ-ние «священного» начала, явл-ся основой сущ-вания мира и ч-ка, но недоступного для его понимания.. Религия как соц.институт. Религиозный институт относится к несветской культуре, но играет очень важную роль в жизни многих людей как система норм культурного поведения, т. е. служения Богу. О соц. значимости религии в мире говорят след. статистические данные о числе верующих в начале XXI века: из 6 млрд населения земного шара более 4 млрд – верующие. Причем около 2 млрд исповедуют христианство. Православие внутри христианства занимает третье место после католицизма и протестантизма. Ислам исповедуют чуть больше 1 млрд, иудаизм – более 650 млн, буддизм – более 300 млн, конфуцианство – около 200 млн, сионизм – 18 млн, остальные исповедуют другие религии. Среди осн. функций религии как соц. института можно отметить следующие:

1) объяснение прошлого, настоящего и будущего ч-ка;

2) регулир-е морального поведения от рождения до смерти ч-а;

3) одобрение или критика соц. порядков в обществе;

4) объединение людей и поддержка в трудные минуты.

Соц. религии уделяет большое внимание выяснению соц. функций, кот. выполняет религия в общ-ве. В рез-те социологи сформулировали различные точки зрения на религию как соц. институт. Так, Э. Дюркгейм считал, что религия – продукт человека или соц. группы, нужный для морального единства, выражение коллективного идеала. Бог – отражение этого идеала. Ф-и религиозных церемониалов Дюркгейм видит в:

1) сплочении людей – собрании для выраж. общих интересов;

2) ревитализации – оживлении прошлого, соединения настоящего с прошлым;

3) эйфории – общем принятии жизни, отвлечении от неприятного;

4) порядке и обучении – самодисциплине и подготовке к жизни.

М. Вебер уделял особое внимание изучению протестантизма и выделял его позитивное влияние на развитие капитализма, определившего такие его ценности, как:

1) упорный труд, самодисциплина и самоограничение;

2) приумножение денег без расточительства;

3) личный успех как ключ к спасению.

Религиозн. фактор влияет на экономику, политику, гос-во, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деят-ть верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Происходит «наложение» религиозных отношений на другие общ. отношения. Ядром религиозного института яв-ся церковь. Церковь представляет собой организацию, использующую разнообразные ср-ва, в т.ч. религиозную мораль, обряды и ритуалы, с помощью кот. обязывает, заставляет людей поступать соответствующ. образом. Церковь нужна общ-ву, так как является духовной опорой миллионам людей, дает им ориентиры в виде норм морали, поведения и ценностей Религиозные институты и общество должны находиться в состоянии гармонии, взаимодействуя друг с другом в деле формирования общечеловеческих ценностей, не допуская перерастания социальных проблем в межэтнические конфликты на религиозной почве.


Религия – общ.явление с системным характером. Структура:

1. Религиозное сознание – совоку-ть теорий, концепций, идей, представлений, составляющих мировидение, кот. дает ответы на наиб. важные вопросы ч-го бытия.

1.1 Религиозная психология. В центре – вера, чувство.

1.2. Религиозная идеология.

1.3. Религиозная наука – теология («богословие»).

2. Религ. Отнош. – мат. «плоть» религии; конкретн. связи людей, в кот. вопл. религ. сознание: обряды, ритуалы, праздники.

3. Религ. организации – люди, кот. объединены общностью сознания и религ. практики + подчинены з-ам совместн.бытия.

3.1. Клир - духовенство

3.2. Миряне – обычные люди

Вывод: религия – соц. институт в системе общества.

Функции религии:

1. Мировоззренч. Ф-ию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на ч-ка, общ-во, природу. Религия включ. миропонимание (объяснение мира в целом и отдельных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствование (эмоц. принятие или отвержение), мироотнош. (оценку) и проч.

2. Религия вып-т компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий сущ-ния.

3. Религия обеспеч. общение, осущ. коммуникативную ф-ию. Религиозное сознание предписывает два плана общения:

• верующих друг с другом;

• верующих с сущ-ми – Богом, ангелами, душами умерших, святыми и т.д., кот. выступают в кач-ве посредников общения между людьми – в литургии, молитве, медитации.

4. Регулятивная ф-ия сост. в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок стереотипов, мнений, традиции, обычаев, институтов осущ-тся упр-ние деят-тью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

5. Соц.-организующая (или дезорганизующая) ф-ия объединяет /разъединяет отдельные соц. группы, учреждения и общ-во в целом. Организующая ф-ия выполняется в тех пределах, в кот. признается общее вероисповедание (татары – мусульмане, евреи - иудеи).

6. Культуротранслирующая. Религия, являясь составной частью к-ры, способствовала р-тию определенных ее слоев – письменности, книгопечатания, искусства, одни культурные феномены принимала, др. – отталкивала. Обеспечивалось сохранение и р-тие ценностей религиозной культуры. Осущ-ется передача накопленного наследия от поколения к поколению.

7. Легитимирующая (лат. legitimus – законный, узаконенный) ф-ия означает узаконение некоторых общ. порядков, институтов (гос., полит., правовых и др.), отношений, норм, образцов как должных или, наоборот, утверждение неправомерности каких-то из них.


 

39. Конфессиональное разнообразие Беларуси: история формирования и современное состояние.

РБ – поликонфессиональное гос-во. В Бел-си зарегистрировано 3106 религиозных общин, кот.представляют 25 религ.напр-ий. В последние годы отмечаются процессы стабилизации организованности. По данным опросов, ок. половины населения относят себя к верующим, но большинство не участвуют деят-ти религ. организаций. Больш-во верующих отождествляют себя с православием (80%) и католицизмом (10-15%).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Бел. православная церковь. Др. направлением православия в Беларуси является старообрядчество.

Вторым по влиянию религ. объединением в РБ явл-ся Римско-католическая церковь. Также зарегистрированы храмы греко-католиков, община католиков латинского обряда и религ. организации протестанцизма.

В РБ сохраняются стабильная конфессиональная структура, устойчивая и управляемая религ. ситуация. Предприним. усилия для создания благоприятных условий деят-ти религ. организаций, развития международного диалога и сохранения межконфессионального согласия. Религ.организации освобождены от уплаты земельного налога на недвижимость. Уполномоченный по делам религий и национальностей и местные органы гос управления взаимодействуют с религ. организациями в решении соц. значимых вопросов. Конфессиональная политика гос-ва напр-на на р-тие взаимод-вия с «традиционными» конфессиями, в первую очередь с бел православной церковью. Приоритеты конфессиональной политики отражены в белорусском законодательстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1233; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.