Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения 3 страница




Процесс описания такого сокровища помогает ему осознать свою потребность и желание удовлетворить ее. В процессе работы становится очевидным, насколько ее скрывают промежуточные или поверхностные желания, достижения которых практически разворачивают клиента в другую сторону. Например, в одной из работ приобретение клиентом нового статуса оказалось совершенно чужим желанием, которое он принимал за свое. И это выявилось в процессе его исполнения в сказке!

Клиент может сам оценить степень важности своего желания по количеству энергии, выделяемой в теле при описании своего сокровища. Таким образом, облегчается процесс формирования запроса.

2. ГДЕ И КАК?

Далее обсуждаем, где такое сокровище прятаться может, что за место такое, далеко ли, как спрятано, кто охраняет, как получить? Любые варианты - найти (случайно или целенаправленно), получить в подарок, обменять, купить, украсть, отобрать, выиграть (в игре или в сражении)?


3. КУДА?

Следующий шаг - как выглядит путь к сокровищу - на что похож, через что проходит, какие на нем могут быть препятствия или источники помощи? Как справляться с препятствиями и как получать или оказывать помощь? Путь рисуется на карте, где уже отмечено местонахождение сокровища.

4. С КЕМ?

Кого можно встретить и для чего? Как протекает само путешествие между событиями препятствий или помощи? Нужны ли попутчики?

5. ОТКУДА?

На карте отмечаем и место старта - что за место такое? И с чего это вдруг оно в стартовое превратилось? Что в нем такого, что придает желание двигаться, что толкнуло в путешествие? Или кто?

6. КАРТА.

Можно нарисовать карту путешествия с пометками - что и где, обозначить этапы пути.

Описание процесса получения сокровища, а также путь к нему вскрывает привычные механизмы взаимодействия с окружающей средой, способы реагирования на фрустрационные ситуации и умение получать или оказывать помощь и поддержку. Отсутствие препятствий на пути может указывать на низкую фрустрационную толерантность, а множество волшебных вещей указать на неуверенность в собственных силах, на отсутствие внутренней опоры. И так далее. Можно проследить, где происходят нарушения обмена организма со средой, - объем принятого и отданного, и при каких обстоятельствах. Например, герой легко отдает последнюю рубашку тому, кто просит, а получить что-то готов только в жестокой битве. Сразу понятно, что отдаваемое превышает принятое, и такой человек с трудом принимает помощь и поддержку.

7. СКОЛЬКО?

Обсудить длительность планируемого приключения - в километрах, в днях, в годах? За выходные можно управиться или полжизни отдать?

8. КТО?

Теперь самое время описать своего героя. В качестве кого клиент готов совершить путешествие за сокровищем? Кто это изначально и как себя чувствует? Как выглядит? Какими чертами характера обладает? Планируется ли некая трансформация в пути? Как предположительно изменится герой, его жизнь или его внутренний мир при обладании сокровищем?

Образы персонажей помогают понять о самовосприятии клиента. В главном герое, с которым ассоциируется сам клиент, всегда воплощены разрешенные внутренней цензурой черты и свойства. В образах других положительных героев клиент может воплотить желаемые свойства своей личности, с которыми он сам не в силах ассоциироваться. В отрицательных персонажах клиент проецирует свои запрещенные части личности, с которыми он опасается встречаться внутри себя и вытесняет наружу. Обычно он желает их вытеснить и из сказочного пространства - уничтожить совсем, например. Таким образом, картина внутреннего устройства личности разворачивается во всей красе!


Все! Каша из топора готова! При таком сопровождении клиент всегда, не зависимо от оценки своих творческих способностей и незаметно для себя сочинит сказку. Осталось только записать от начала до конца и... только сейчас начинается самое интересное.

Приступаем к эксперименту по воссозданию сказочного пространства «здесь и сейчас» «СКАЗКОДРОМ». Клиент сам распределяет роли и размечает пространство помещения под определенные сцены своего сюжета. Участникам он объясняет приблизительный смысл и ход действия его персонажа, оставляя некоторую степень свободы самовыражения. Это важно для последующего обсуждения - насколько кому хотелось следовать заданному сценарию, а где было желание действовать иначе и почему, где энергия поднималась, а где падала.

Такие места в игре очень важны и могут указывать на прерывание контакта и на, собственно, способ прерывания. Например, злобные разбойники вместо злости чувствуют симпатию к герою и желание подружиться, а вынуждены его всячески гнобить. Это указывает на присутствие проекций, которыми клиент награждает окружающих, о плохом контакте с собственной агрессивной частью. И тогда уместно проиграть эту часть сказки еще раз с клиентом в роли одного из разбойников. А если, например, какие-либо требования герой выдвигает неуверенным голосом со скованной жестикуляцией, можно смело предполагать наличие ретрофлексии. Все наглядно!

Для этого предлагаю использовать ролевую игру. С клиентом в образе главного героя, с прохождением им собственной сказки в созданном здесь и сейчас пространстве, уже наполненном волшебством, персонажами, сокровищем в конце и препятствиями на пути к нему... в общем, путь зовет героя.

В процессе прохождения сказочного сценария клиент вступает в контакт с различными сказочными персонажами и наглядно демонстрирует нам свои способы плодотворного взаимодействия или механизмы прерывания контакта. Клиент может в реальном времени понять, что он чувствует, например, при получении помощи или при преодолении препятствий. Зачастую проживаемые эмоциональные реакции неожиданны и очень далеки от запланированных. И клиент, наконец, встречается с реальностью, какой бы сказочной та ни была.

Методология

В основе метода лежит построение клиентом сказочной реальности, в которой есть место и условия для исполнения желаний. То есть сочинение сказки, где реальные желания превращаются в метафорические. Причем метафоры могут в начале отражать только поверхностные или промежуточные желания, исполнение которых не просто позволяет появиться новым, т. е. двигаться вперед, а позволяет выйти на более глубокий пласт переживаний в процессе эксперимента.

Следующий шаг - создать образ героя, желающего получить некие сокровища, ради которых он готов проделать полный приключений и опасностей путь.


 




Затем этот мир воссоздается в пространстве, которое становится сказочным. В котором обязательно есть четкие границы, вход и выход. Придуманные ритуалы входа и выхода из сказки очень наглядны и уже сами по себе дают массу материала для работы.

Приобретать сокровища можно каким-то определенным способом (найти, отобрать, выманить, получить в подарок). Способ получения сокровища - также огромный материал для работы. И это только сценарий!

Далее начинается режим ролевой игры, в которой клиент очень наглядно демонстрирует, как он встречается и не встречается с окружающим его сказочным миром, как реагирует на препятствия или помощь, когда появляется желание действовать не по сценарию. Наиболее интересные места можно потом «переиграть» - на более медленной скорости для лучшего прочувствования и понимания или со сменой сценария для более комфортного прохождения ситуации. Это уже вариант творческого приспособления, он же контакт или прерывание оного!

Например, в одной из постановок герой вместо того, чтобы убить главного врага, в пылу сражения вдруг выкрикнул, что тот - женщина (роль злодея-мужчины действительно исполняла женщина), и этим обессилил его. И, казалось бы, творческое приспособление для победы в обсуждении обернулось прерыванием контакта со своей мужской частью.

Конечно, данный метод поднимает большой пласт переживаний клиента, и не один. В поле есть опасность появления множества фигур, и есть риск попросту не охватить все поле, или же попросту перегрузить сознание широтой и глубиной перспектив осознавания. Поэтому для создания безопасности сказочного пространства требуется очень тщательная подготовка сценария, вплоть до приобретения им «хорошей формы».

Зоны фокусировки гештальт-терапевта в «СКАЗКОДРОМЕ».

В процессе игры гештальт-терапевт может фокусироваться не на том, куда и зачем идет клиент в образе героя, а как он это делает. Для этого сказка составляется из этапов, одни из которых состоят в принятии или оказании помощи, а другие - в преодолении фрустрирующих ситуаций.

В результате перед нами «онлайн» разворачивается серия циклов контактов клиента со всеми особенностями и механизмами прерывания контакта. И цикл контакта принятия помощи может очень отличаться от преодоления препятствий. Зоны прерывания могут также разниться. Эти моменты стоит исследовать более подробно, разворачивая гештальт-эксперимент и переигрывая данные места.

Другая зона фокусировки гештальт-терапевта - это «выбор без выбора». Например, при встрече с угрожающим персонажем клиент планирует битву. Это может быть местом перепутья, например, где существуют и другие варианты взаимодействия, которые клиент просто «проскакивает», не задумываясь, скользит по привычному, хотя и не самому творческому пути. И если его вернуть на это место, отмотав назад волшебное время сказки, и указать на проскоченный валун с надписью «Налево пойдешь...», можно подключить его эго-функцию и


создать, таким образом, условия свободного выбора удовлетворения потребности.

В этом случае сказочное поле приобретает структуру, а процесс терапии -четкое направление.

Конечно же, существуют и другие зоны, которые пока находятся в стадии разработки, что естественно при таком обилии материала.

Основным ориентиром для работы все же остается уровень энергии клиента, места ее подъема и падения. Поэтому на каждом этапе планируется отмечать ее уровень по виртуальной шкале «жизненных сил», чтобы использовать эти данные для последующей работы.

Ожидаемые результаты

Таким образом, данный метод позволяет четко выделять актуально-доминирующую потребность, придумывать способ и проигрывать модель ее удовлетворения в режиме «здесь и сейчас».

Зачем сказка? Справедливый вопрос! Казалось бы, жить-то здесь, и помогать клиенту ближе в общепринятой реальности! Не смахивает ли путешествие «туда» на бегство? А вдруг там больше понравится? А вдруг с ресурсами «оттуда» здесь он будет как слон в посудной лавке?

Да, все опасения верны, и касаются любого процесса психотерапии, невзирая на методы. А разрешение этих вопросов зависит, на мой взгляд, исключительно от профессионализма психотерапевта. Предлагаю сосредоточиться на выгодах.

• Процесс создания сказки сразу активирует творческую часть личности.

• Принятие авторской позиции формирует чувство ответственности за себя и свои поступки.

• Сказочная реальность обеспечивает выход за рамки стереотипов «не могу» и «не возможно», позволяет свободно и творчески приспосабливаться или влиять на условия окружающей среды.

• Яркость, наглядность, новизна и динамичность метода позволяет привлечь новых клиентов и студентов, что обеспечит идеологическую и экономическую эффективность.

Создание обучающей программы по этому методу способно охватить все основные направления психотерапии - межличностные отношения, психосоматику, зависимости, неврозы с депрессиями, личностный рост и даже супервизию, - а также заполнит пустующую нишу в гештальт-подходе, т. к. сказкотерапия до сих пор в гештальт-терапии используется мало и без использования ролевых игр, а в обучение гештальт-терапевтов входят, преимущественно, другие методы арт-терапии.

Выводы

1. Использование метода сказкотерапии сквозь призму гештальт-подхода с использованием ролевой игры взаимовыгодно - гештальт-терапия


обогащается новым направлением, а сказкотерапия как метод приобретает подвижность и гештальт-философскую глубину.

2. Сказочная реальность - это заведомо ресурсное место, поэтому именно там легко расстаться с привычными формами защит и сопротивления, ощутить себя свободным в русле «возможно все» и смело расширять границы своих желаний и возможностей, а также менять привычные представления о себе.

3. Метод «СКАЗКОДРОМ» позволяет разработать новую обучающую программу, включающую синтез обоих направлений на качественно новом уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.