Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наталья Перская 2 страница




У меня было чувство, что я попала Домой. К своим.

Последние годы мне казалось, что я одна, и язык мой понятен только моим ученикам. А здесь говорили на моем языке! И так легко... Этот язык никто не изобретал, на нем разговаривали

«Странные вещи случаются иногда с нами в жизни. Мы даже не замечаем, что происходит. Так, например, мы вдруг обнаруживаем, что были глухи на одно ухо или слепы на один глаз ну, скажем, в течение некоторого времени», - думала я, рассматривая группу, в которую попала и, прислушиваясь к их словам.

Ощущения были волнующие, почему-то связанные с дальней дорогой, быстрой ездой, с ветром перемен, чем-то таким.

Настоящее. Будущее?

«Если вы по-настоящему интересуетесь чем-то одним, это непременно приведет вас к чему-то другому».

Элеонора Рузвельт

Чувствую, терпеливый Читатель, ты удивлен: нет никакой связи названия с содержанием текста. Ну, ладно, что означает ИМК, ясно. А при чем здесь арт? Что это за терапия из детства, об это вообще ни слова. Не говоря уже о влиянии прошлого на настоящее.

Я расскажу, подожди ещё немножко.

Вот только разберусь, что именно показалось мне таким родным в гештальте, в арте? Такое, чего мне очень не хватало на горной вершине, продуваемой ледяными ветрами?

Не эта ли нехватка мешала написать статью?

Ведь и, правда, для меня распадаются на две составляющие ИМК и арт, если начинаю говорить о них. А во мне они - одно целое... Что же это за винтик, который соединяет их во мне, но прячется от осознавания?

Мне нужна помощь. Нужен голос, вернее, многоголосье моих детей. Обычно, именно они на уроке объясняют мне, что происходит с нами))).

Смотри, вот они - стоят на крылечке гимназии и пристают ко всем ходящим, за кого проголосуют пришедшие: за Афины или за Сократа? Это


 




семиклассники. У них на третьем уроке Суд над Сократом. На доске написано: «Казнить нельзя помиловать». К концу урока им нужно решить, в каком месте поставить запятую. Они стараются затянуть к себе на урок побольше людей.

Демократия ведь))))

Не задумывайся, на чьей ты стороне, мы заглянем к ним в другой раз.

А сейчас мне хочется познакомить тебя с малышами.

Один год я вела ИМК в первом классе. Там этот курс назывался Мироведенье.

Трогательные до невозможности, верящие в Деда Мороза, пахнущие домом и немного ещё молочком, досыпающие в утреннем школьном автобусе, прижав к себе пушистую игрушку, а то и две, они просыпались к моему уроку и тащили огромное кресло для меня, облепив его, как муравьи.

Им ещё далеко до Правды Сократа. Они решают другие вопросы.

Как выманить медведя из пещеры, чтоб мы могли там жить?

- Протянуть ему кусок мяса, он выбежит из пещеры, убежит далеко, а мы будем жить в пещере.

- Прокопать ход подземный в пещеру до самого сердца медведя и копьём ударить ему в сердце.

- Пробежать по его спине и выхватить его лёгкие.
Маленькая девочка, рисуя пещеру, тихонько:

- А вот рядом ещё одна пещера, пустая, мы можем просто перейти туда. Ошеломленное молчание!!!

Где древние люди находили огонь для жизни?

К моему изумлению, отвечая на этот вопрос, все дети рисуют драконов. Причём, драконов с чубчиками, таких добрых, что непонятно, как это милое существо можно назвать драконом. «А что это он делает?» - спрашиваю я. «Он пытается изрыгать пламя» - отвечает ребёнок.

Тема: Общение с миром.

Даша Ш: Когда с нашим миром происходит что-то хорошее, я радуюсь. Когда что-то плохое, мне не по себе.

Инна Т.: Меня за правую руку укусило какое-то насекомое, и я не знаю какое оно. Это не комар, потому что в октябре комаров не бывает. Кто же меня укусил? Может быть, моя рука превратится в тараканью лапу, а может, - в волшебную палочку, но, скорее всего, рука просто заживет.

Вот оно - детство человечества. Живые дети в живом меняющемся мире. Им не нужно преодолевать сопротивление, когда они рисуют. Они рисуют все время. Рисуют и фантазируют. На стенах пещер, просто на стенах, на бумаге. Обустраивают мир, изменяют его «под себя».

Зачем вообще мы рисуем на уроках? Во многом для того, чтобы лучше узнать, понять те сюжеты, над которыми работаем. Чтобы нарисовать падающие листья, мы с моими детьми стояли и трясли осенние деревья, глядя на водопад


желтых, красных, зеленых, бурых пятен в пронзительно прозрачном осеннем воздухе - летящих, кружащихся, шуршащих, покорных ветру... Мы стояли и впитывали это состояние. А потом получилась картина - всего три листа клена на абстрактном желто-красном фоне.

И это была Картина!

Чтобы нарисовать рыб в воде, мы разглядывали множество аквариумов в зоомагазинах и у знакомых. Чтобы нарисовать одно-единственное дерево, мы месяц глядели на деревья - на то, как ветвятся ветки и как изгибаются стволы, как расположены листья, как хватаются за землю корни... Мы узнали про деревья нечто очень глубокое, нечто общее для них всех, мы почувствовали, как и почему они растут, нам приоткрылись некоторые их тайны.

Дети вообще любят рисовать на картинах деревья: на фоне голубого неба и на фоне звезд, на абстрактном фоне и засыпанные снегом, с бликами солнечного света на листьях и в окружении каких-то то ли сказочных, то ли древних символов...

Стихия живописи и рисунка совершенно безгранична и потрясающе многообразна. Например, картина может выражать звук, музыку, шорох... А как выразить движение?

Я не даю детям многих ответов. Я ставлю вопросы. Возможно, им захочется самим поискать ответы на них. Мир вокруг нас дает эти ответы. Или же они придут изнутри. Или свыше.

Арт это или ИМК?

Об Арте я тогда не знала. Если ИМК, то где Духовные искания? Где Место Человека во Вселенной? Где диалог и кто Собеседник?

Меня буквально разрывало на две части. С одной стороны, дерево не может быть Собеседником. А, с другой, это же Дерево!..

Я очень уставала от этой борьбы с собой. И больше первый класс не брала.

Теперь ИМК у меня начинается с пятого класса. С пятаков))).

Ох, и народец, я тебе скажу!

В Деда Мороза, ясное дело, уже не верят. Но, фотографируясь после первого урока, всяк норовил взобраться ко мне на колени, сталкивая умостившегося там другого.

А ещё они охотятся...

Подходит ко мне коллега. Возмущена. Пятаки не пришли на урок. Она вышла во двор. Видит - крадутся вдоль стен гимназии с луками и копьями:

- Что вы здесь делаете?!

- Охотимся на мамонтов (для наглядности они стали ворошить упавшие листья копьями, видимо там, под листьями, прятались эти упрямые мамонты)

-А звонок вы слышали?

- Нет, мы прислушивались к шорохам...

- Сколько это будет продолжаться, - спрашивает меня коллега.
~ Видимо, пока тема не закончится, - виновато отвечаю я.

-А следующая тема какая? ~ Каннибализм...


 




Какие уж тут духовные искания?..

Духовность выскочила из моей головы, когда, характеризуя себя одной метафорой, ребенок сказал о себе: Я дерево с одиноким листком...

Я уже готова была мчаться на помощь как Чип вместе с Дейлом. И тут выяснилось, что имеется в виду. Папа и мама купили ему вымечтанную крысу с условием, что отдадут её обратно в магазин, если он будет забывать её покормить.

- Так этот одинокий листик на тебе - крыса? - на всякий случай переспрашиваю я.

- Ну, конечно!!!!!! - отвечает печально ребенок, изумленный моей бестолковостью.

Я очень старалась придерживаться линии, о которой мы когда-то договорились в Лаборатории. Диалог. Собеседники. Духовность.

Начинала диалог с пятаками: чем отличается человек от обезьяны?

Через некоторое время выяснялось, что абсолютно ничем. Даже шерсть на спине у папы какого-то росла и мама говорила, что похоже на обезьяну...

Потом кто-то припоминал, что человек мыслит (кстати, для меня это не так уж очевидно, а для детей этого возраста совсем не интересно)...

Что-то происходило неправильно, и я чувствовала себя виноватой и одинокой.

А потом я опять забывала о том, как должно быть. И мы с детьми азартно обсуждали захоронения древних. Ну, ладно им клали в могилу оружие и еду. Но уже неандертальцы устилали дно могил еловыми ветками, а сверху укрывали мертвых цветами (это показал химический анализ земли в местах захоронений). Я рассказывала о скелете человека, умершего в 40 лет, скрюченном артритом (получается, его кормили, он же не мог охотиться), говорила, что видела в Израиле окаменевшие останки умершего, а в изголовье у него - свернувшийся скелетик маленькой собачки. Это была бомба! Артрит - кто его знает, что такое? Да и 40 лет - глубокая старость для 10-летних детей. А вот собачка!!!! И дети начинали буквально подпрыгивать с поднятыми руками и говорить о чувствах: о любви, о сострадании, о себе. Попутно выяснялось, что они буквально все хотят быть похороненными с их собачками, кошечками, хомячками и крысами.

Именно этот урок для меня - настоящее начало курса. И именно на это я отозвалась сердцем на Арте в Киеве, у Наташи с Денисом.

Вот - этот винтик между Артом и ИМК... Духовность, конечно, никто не отменял. А чувства?

Коллеги упрекали меня за уклонизм в психологию.

А я и сама подумывала, что психология была всегда, называли её по-разному. Сам посуди, вот группа садится в круг. И договаривается о правилах, о конфиденциальности. То есть, другими словами, об особых отношениях в особом пространстве.

А ты ведь слышал о Ритуале? Не о ритуале, а вот именно так, с большой буквы. В. Тернер в своей книге «Символ и ритуал» описывал жизнь в племени Ндебу. Тернер говорил, что провел там много времени, выучил их язык, ел их пищу и знал всех родственников. Но душу этого племени он смог понять только,


когда его допустили к участию в Ритуале. Вот, что он пишет об этом священнодействии: «Ритуал «включает» человека. Он «подпитывает» его, находит «повреждение» и исправляет его»...

Для меня это о терапии.

Не хочу утомлять тебя подробным описанием структуры Ритуала. Скажу только, что место для него находят у истоков реки, чтоб вода унесла все лишнее. Очерчивают круг и тщательно утрамбовывают землю мотыгами.

Дети объясняют это так:

- гладкая площадка - это посадочная площадка для духов.

- чтоб духи сверху увидели, как хорошо люди всё сделали, и им захотелось туда спуститься.

 

- чтоб поверхность была скользкая и болезнь соскальзывала.

- чтоб поверхность напоминала воду, и болезнь смывало, как водой.

В любом случае это - особое пространство, на котором находятся люди, связанные друг с другом особыми отношениями. И даже время там идет по-другому. Все, что происходит - тайна. Все, что происходит - символично и, я бы сказала, терапевтично. Ну не назовешь это иначе! Ясно, что нога не сможет заново вырасти, но психосоматика снималась.

Я поражалась всему, что читала о первобыте. Вот уж точно Человек занимал центральное место во Вселенной. Они считали, что Вселенная живая и живет по определенным правилам. Если придерживаться этих правил, то вполне можно управлять окружающим миром. Они рисовали зверей и кидали в изображения копья, то есть моделировали ситуацию успеха, проигрывали её. Конечно, кроме этого были и заклинания. На охоту шли уверенными, они знали, что теперь зверя просто «подведут» под копье.

Они были творцами. Инициируясь, они получали особое знание - миф о происхождении мира и вещей. А, значит, могли создать мир, вещь, что угодно!!!

Мы и сегодня повторяем многие формы, но мы забыли содержание. Знаешь, например, почему невесты в белых платьях? Это символ их «смерти» в прежнем качестве: дочки, сестры, внучки... Муж переносит на руках через порог в свой мир, она теперь часть этого мира. Но в прошлом, правда, верили в это. Каждый ритуал предусматривал «смерть» в прежнем качестве. Прежде, чем стать другим, нужно было стать «чистым листом», на котором потом можно будет «нарисовать» новую судьбу.

Но я отвлеклась. Дети не только рисуют, они пишут тексты, они высказываются, проговаривают и проговариваются. О чем бы ребенок ни писал, он пишет о себе. Посуди сам, вот моя запись:

Сегодня читала пятакам китайскую легенду. Был там противный такой

камень с душой в виде жабы. Я спрашиваю: а чего камень был настолько

рзкии? Дети объясняют: когда он был маленький камешек, и душа у него была

* е лягушонка, он был симпатичный. А потом он рос, а мимо него люди

Ши'х°дили, а кто-то на него даже садился, а кто-то даже становился. Вот

У "его и испортился характер.


Даша С: Заклинание.

(Мне кажется, что главное в заклинании (то, что отталкивает демонов) - это интонация, с которой оно произносится. В голосе не должно быть страха, надежды, а должна быть какая-то нейтральность, жёсткость, но с иллюзиями):

Он подкрадывается тихо, незаметно, из-за всяких мелочей, ссоря учеников нашего класса. Так закляни его Дух дружбы и радости, чтоб не вернулся он никогда.

Чего боятся демоны? -Микробов...

Женя Г.: Домовой.

Я, конечно, сомневаюсь, что у меня есть домовой, но я точно знаю, что они бывают.

Вот, к примеру, у моей знакомой есть кошка, которая, по её рассказам, выполняет «функции» домового.

Я представляю себе домового в виде шерстяного клубка с лицом человека. Моим представлениям есть «подтверждение» - папа говорил, у его знакомых есть домовой в виде клубочка бурой шерсти. Домовой не злой, но и не добренький (как угодишь), это существо с характером. С ним не поиграешь и не покомандуешь, скорее наоборот.

Я думаю, что у домового есть право нами распоряжаться, ведь он - бог, хотя и низшего уровня. Но я счастлива, что у нас его нет - не люблю я, когда мной командуют.

Так что командиров мне не надо!

Дети учатся давать определения. Как же без определений можно договориться? Вступить в контакт?

Что такое пустота?

Это скука.

Это ничего.

Это то, что вынуждает нас грустить, бояться.

То, где ничего нет.

Это то, где даже воздуха нет.

Это то, откуда даже ноль нельзя забрать.

Что такое тепло?

Приятное ощущение.

Это там, где тебе хорошо.

Это то, без чего нельзя жить.

Охрана, дом.

Это дом, мама.


Что такое пылинка?

Это тварь.

Часть земли.

То, без чего можно жить.

Микроскопический летающий аппарат.

Это я.

Мы читаем с ними Ветхий Завет. Это уже 6-й класс. Они пишут об Иосифе. А получается - опять о себе:

Иосиф и его братья

«Эта притча рассказывает о жизни.

Бог, скульптор мира, поступает правильно. Но владелец скульптора может уволить его в любую секунду (перестать в него верить).

Иосиф - открытый человек, не боится рассказать о своих чувствах и мыслях. Он очень обаятельный.

Братья - люди с обычным характером. Братьям надоел Иосиф потому, что он высказывает сны, которые им неприятны. Самое плохое, когда Братья хотели убить Иосифа и чуть не сделали это.

Бог не наказал братьев, а сделал им благо. Мне кажется, что, скорее всего, Бог не успел предупредить Братьев о грехе и дать им шанс, как он дал Каину. И я думаю, что он сделал им добро, так как считал себя виноватым. Он как бы расплачивается за свою вину.

Над текстом «Иосиф и его Братья» нужно подумать: как надо поступать, а как нет; что есть добро, а что - зло. И ещё -Ты в ответе за того, кто в тебя верит!»

Женя К.

Рассуждения об Иосифе

«Мне кажется, что всю его жизнь кто-то делал за него. Жизнь Иосифа не складывалась сама собой. Все его заслуги в ясновидении, данном ему Богом. Не Иосиф спас Египет, Бог дал ему этот дар. Пожалуй, единственное, что было действительно его - это ум, изобретательность. Он сам придумал собирать зерно, он придумал проверку для братьев.

Жизнью большинства библейских персонажей управляет Бог. Но все они живут ради одного самостоятельного дела».

Женя Г.

«Я считаю, что Библия была создана не только как предмет поклонения и веры, но и для того, чтобы навязать свою веру.

Иосиф - избранец Бога, но не идеал. Далеко не идеал.

Почему избранец был так самолюбив? Почему считал себя лучше других? очему щак жестоко отомстил своим братьям? Ведь Бог велит: «Умей пРощать». Иосиф был силён и именно поэтому Бог избрал его».

Владик П.


Иосиф

«Не знаю, но сначала (так мне кажется) он не соответствовал образу избранника Бога. Он ябедничал отцу, если его братья, как ему казалось, делали что-то неправильное.

Но как он изменился, когда попал в Египет! Он прошел через пустыню (испытал то же, что его братья). Он прошёл обряд инициации и изменился в лучшую сторону.

Но почему же с самого начала он не простил братьев?

Этот вопрос - загадка веков. Кто знает, может, мы его разгадаем!»

Даша С.

Мне даже не хочется комментировать детские тексты, пусть каждый прочтет в них, что прочтется.

Как-то я задала детям 7-го класса вопрос: что такое ИМК? Их ответы для меня - ответ на вопрос, как прошлое влияет на настоящее.

Что такое ИМК? 7 класс.

ИМК - это душа истории древней и настоящей, это понимание мной истории и историей меня,

Для меня ИМК - это не только история мировой культуры, а знания, которые мне помогают сдерживаться и быть терпеливым в любой ситуации. ИМК-это какой-то одушевлённый предмет.

Для меня ИМК - это любимый урок. Он очень мне помогает в жизни. Я научилась высказывать своё мнение, не стыдясь его, и говорить правду, может быть даже правду своей души. Для меня - это главный урок жизни.

Я думаю, что ИМК нужно переименовать в ИМВМ- История Моего Внутреннего Мира, потому что на этом уроке мы работаем не только с историей человечества, но и открываем для себя свои же загадки.

Мне нравится этот предмет, не похожий ни на что. И то, что я там узнаю, я не найду нигде, даже если буду копаться в книгах целый год. Это помощник, который поможет всегда, когда захочешь.

На ИМК ты понимаешь чувства других людей, вникаешь в их рассуждения, понимание мира. На ИМК я заглядываю в самые тёмные уголки своей души и, тем самым, больше понимаю себя.

ИМК отличается от истории тем, что история - это познание каких-то людей, например, римлян. А на ИМК мы вроде говорим о римлянах, а получается, что узнаём и о себе тоже.

Историю прошлого нам рассказывают, и мы не можем изменить её, и даже так и не проникаем в неё. Мы в истории видим внешний вид людей, а в ИМК мы видим душу, мы пытаемся понять, почему люди так поступали, может, человек не такой в душе, как снаружи.


Может быть, это покажется странным, но мне понравилось то, с чем я была совсем не согласна. Платон. Мне понравилось вступать с ним в споры, доказывать свою правоту. Я смотрела на мир другими глазами. И многое, что раньше не понимала, сейчас поняла. Интересно, если бы мы встретились с Платоном, смогли бы понять друг друга и договориться?

Я спонтанно задала детям этот вопрос. Очень болела голова, урок вести не могла, а занять их чем-то нужно было.

Сейчас думаю, что подсознательно готова была обратиться к детям. Ну, в самом-то деле гуманитарный курс для детей или дети для гуманитарного курса?

Не могу одним словом передать тебе, что я чувствовала, читая детские слова впервые! Чувствовала их поддержку, их любовь ко мне и мою к ним, благодарность, гордость. И... свободу. Да, именно свободу. Бог знает, сколько бы я ещё металась между ДОЛЖНА и ХОЧУ? Дети как будто дали мне право хотеть и не чувствовать себя предательницей.

Оставалось совсем немного - дать это право самой себе! Делать самой выбор и нести за него ответственность.

Делать выбор? Но ведь я его уже сделала!

Я пришла к Арту через ИМК. И мне некуда от этого факта деться. Я помню об Арте, когда веду уроки. И обращаюсь к Прошлому на терапии.

Вовсе не нужно выбирать между духовностью и чувствами. Как можно отказываться от чувств, особенно в работе с детьми? И духовность в таком ракурсе, рядом с чувствами, меня очень даже устраивает!

Это и есть мой выбор и моя ответственность за него.

И стало как-то прозрачно ясно, что я пришла к этим людям, в гештальт, не только за счастьем, а и за своей судьбой. Я пришла осуществить предназначение, мне ещё не известное. Ради этого я готова пройти через труд, боль, тоску, что угодно.

Я хочу много узнать, многому научиться и кое-что сделать...

Тебе же, друг мой Читатель, я хочу сказать ещё несколько слов на прощание:

Время начинается в старом доме твоего детства, где оброненные минуты не исчезают совсем. Они только закатываются в невидимые щели, а потом возвращаются, всегда случайно, - старой игрушкой или полузабытым запахом, радугой в чайном блюдце, шорохом в пустой комнате, волшебством даже при укусе комара... Можно быть поэтом, не написав ни строчки. Поэт - это тот, у кого память такая глубокая, что дна не достанешь. А если достанешь, то окажешься в том самом доме детства, окружённый любимыми тобой людьми, окажешься там, где начинается твоё мироощущение. Всё остальное уже потом достраивается и перестраивается и, может быть, изменяется. Но до тех пор, пока живёт в человеке его детство, пока не ушла из него память стен, дождей, лиц, -ему не так уж страшен внешний мир.

Ибо кто отнимет у тебя то, что знаешь только ты сам?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.