Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ




Рассмотрите, на каких законах природы базируются доказательства, выделите в тексте нужные места. Выберите два доказательства и приведите примеры, подтверждающие или опровергающие предложенные Фомой Аквинским закономерности.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

5. Соберите слова из двух частей, подходящие для описания философского мышления Средних веков и эпохи Возрождения и впишите в соответствующую часть таблицы.

 

философия Средневековья философия эпохи Возрождения
   

 

1. Приведите примеры дедуктивного и индуктивного рассуждения.



________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Прочитайте отрывок из "Нового органона" Ф. Бэкона, посвященный заблуждениям причинам заблуждения человека – "идолам"

XLI

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать. что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

XLII

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире.

XLIII

Существуют еще идолы, которые происходят как бы в силу взаимной связанности и сообщества людей. Эти идолы мы называем, имея в виду порождающее их общение и сотоварищество людей, идолами площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Определения и разъяснения, которыми привыкли вооружаться и охранять себя ученые люди, никоим образом не помогают делу. Слова прямо насилуют разум, смешивают все и ведут людей к пустым и бесчисленным спорам и толкованиям.

XLIV

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств. Их мы называем идолами театра, ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретенных философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры. Мы говорим это не только о философских системах, которые существуют сейчас или существовали некогда, так как сказки такого рода могли бы быть сложены и составлены во множестве; ведь вообще у весьма различных ошибок бывают почти одни и те же причины. При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности. Однако о каждом из этих родов идолов следует более подробно и определенно сказать в отдельности, дабы предостеречь разум человека (Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Новый Органон)

 

К какому типу идолов Вы бы отнесли проблему "эффект наблюдателя" (когда при опыте с дифракцией электронов (и фуллеренов) физики попытались зафиксировать с помощью приборов, через какую щель в действительности проходит электрон (или фуллерен), он "перестал" демонстрировать волновую природу)? Почему?

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приведите примеры для иллюстрации ошибок в научном познании, связанных с двумя "идолами" (по Вашему выбору)

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Вставьте подходящие по смыслу слова в следующие рассуждения философов

Френсис Бэкон (1561-1626)

Рене Декарт (1596-1650)

4. Рене Декарт для классификации наук использовал метафору дерева.

       
   
 
 
 
Расставьте в нужных местах: механика, этика, метафизика, медицина, физика

 

 


5. Распределите предложенные идеи и произведения по соответствующим столбцам:

1) монизм, 2) перцепции монад, 3) эмпиризм 4) есть одна субстанция – Бог, или природа, 5) «я мыслю, следовательно, я существую», 6) «Богословско-политический трактат», 7) дуализм, 7)"призраки" или "идолы", 8) "Новый Органон", 9) существует две субстанции – мыслящая и протяжённая, 10) картезианство, 11) «Размышление о методе», 12) «Метафизические размышления», 13) пантеизм, 14) путь паука, муравья и пчелы, 15) «Новые опыты о человеческом разумении» 16) «Теодицея», 17) субстанции присущи постоянные свойства, в том числе протяжённость и мышление, 18) индуктивный метод, 19) божественная субстанция, являющаяся причиной самой себя, 20) плюрализм,

21) «Новая Атлантида».

Б.Спиноза Ф.Бэкон Р. Декарт Г. Лейбниц
       

 

Тема 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

1. Постройте схему категорий рассудка И.Канта.

2. Нарисуйте свою схему триады Г.Ф.В. Гегеля. Приведите пример, ее иллюстрирующий.

 

 

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Заполните схему деления философии по Г.Ф.В. Гегеля

4. И. Кант формулирует четыре метафизических вопроса и доказывает, что ответы на них должны быть взаимоотрицающими. Но это противоречит тем самым законам разума, на которых Кант строит доказательства. Антиномии делятся у него на два вида, смотря по тому, какой логический закон в них был нарушен:

- математические – антиномии 1-я и 2-я, которые отличаются тем, что оба ответа (тезис и антитезис) оказываются одновременно ложными. А это нарушает закон исключенного третьего.

- динамические – антиномии 3-я и 4-я, которые отличаются тем, что оба ответа (тезис и антитезис) оказываются одновременно истинными в одном и том же смысле. А это нарушает закон противоречия.

Антиномии Тезисы Антитезисы
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве» «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве»
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого» «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого»
«Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо ещё допустить свободную причинность» «Нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы»
«К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность» «Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причины»

(И.Кант Критика чистого разума)

Ценность антиномий Канта в том, что каждая из них содержит важное научное открытие, позднее положенное в основу теории относительности и квантовой механики:

а) принцип дополнительности Н. Бора,

б) принцип неопределенности В. Гейзенберга,

в) принцип относительной одновременности А. Эйнштейна,

г) принцип сохранения энергии как прямое следствие однородности времени, по теореме Э. Нётер.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 155; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.55.5
Генерация страницы за: 0.135 сек.