Дисциплина Б1.В.ОД.2 Социология относится к вариативной части гуманитарного. социального и экономического цикла дисциплин ОП ВО, изучается во втором семестре.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами: курс «Обществознание» средней школы, «История».
Знания, полученные в ходе изучения курса «Социология», служат основой для освоения дисциплин: «Философия», «Социальная психология», «Политология», «Теории организации», «Организационное поведение», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования и операции».
Таблица 2.
Вид учебных занятий
и самостоятельная работа
Объем дисциплины (модуля), час.
Всего
Семестр (триместр), курс3
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:
лекционного типа (Л)
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)
практического (семинарского) типа (ПЗ)
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)
Самостоятельная работа обучающихся (СР)
Промежуточная аттестация
форма
час.
Общая трудоемкость (час. / з.е.)
108/3
Примечание: 3 – семестр (триместр) – для очной и очно-заочной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.
Таблица 3.
Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п
Наименование тем разделов)
Содержаниетем(разделов)
Коды компетенций
Коды ЗУН
(в соответствии с табл. 1)
РАЗДЕЛ I. Социология как наука.
Тема 1.
Предмет и структура социологии
Объект, предмет и основные функции социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теории среднего уровня. Теоретическая и прикладная социология, их специфика и взаимосвязь. Основные понятия социологии.
ОК-2
З1
У1
Тема 2.
Основные
этапы и направления
развития
социологической мысли.
Предпосылки возникновения социологии. О.Конт и его позитивистская социология. Г.Спенсер и социологический эволюционизм. Социологические идеи К.Маркса и его роль в развитии социологии. Социологизм Э.Дюркгейма. “Понимающая” социология М.Вебера.
Становление и развитие социологии в России (Н.Я.Данилевский, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский).
Социология ХХ века Зарождение эмпирической социологии (У.Томас Ф.Знанецкий). Возникновение индустриальной социологии (Э.Мэйо). Развитие теоретической социологии (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Современные социологические парадигмы.
ОК-1
З1
З2
У1
Тема 3.Методология и методика социологического исследования.
Понятие и основные виды. Социальная проблема, объект и предмет исследования. Программа социологического исследования и его этапы. Основные требования к выдвижению гипотез. Проблема выборки в социологическом исследовании. Репрезентативность и основные принципы формирования выборочной совокупности. Типы и виды выборки. Понятие шкалы измерения. Типы шкал, правила их построения и основные характеристики.
Методы сбора первичной социологической информации (наблюдение, опрос, эксперимент и анализ документов). Возможности и ограничения их использования. Обработка и анализ первичной социологической информации.
ОК-5
ОК-13
З1
У2
В1
В1
РАЗДЕЛ II. Личность и общество.
Тема 4. Социология личности.
Человек. Индивид. Личность. Личность как субъект социального действия и объект социального исследования. Ролевые теории личности (Р.Линтон, Т.Парсонс и др.) Ролевые конфликты и способы их разрешения. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж. Мид).
Социальное поведение личности и социальный контроль. Социальные установки и ценностные ориентации личности. Самооценка личности. Социальный конформизм.
Социализация личности: понятие, этапы, формы. Агенты и институты социализации.
Анализ девиантного поведения личности.
ОК-12
ОК-6
З1
У1
В1
У2
В2
Тема 5.Социальные статусы и роли.
Понятие социального статуса. Личный и социальный статус индивида. Статусы приписываемые и достигаемые. Статусный портрет личности и несовпадение статусов. Межстатусная дистанция.
Социальная роль как динамическая сторона статуса. Ролевой набор личности. Социальные роли и социальные нормы. Дистанцирование от роли и ролевая идентификация.
ОК-10
З1
У1
В2
Тема 6.
Социальная структура и социальная стратификация общества.
Социальная структура: понятие и составные компоненты.
Основные концепции исследования социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры. Немарксистские подходы к определению классов. Структура современного западного общества. Особенности социальной структуры современного российского общества. Проблемы формирования среднего класса.
Теории социальной стратификации. П.Сорокин о формах социальной стратификации (экономическая, политическая, профессиональная) и социальном пространстве. Проблема критериев социальных страт в эмпирической социологии.
Социальная мобильность и ее виды (вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая). Каналы социальной мобильности.
ОК-2
ОК-6
З2
З3
У1
В1
З1
У1
В1
Тема 7. Социальные группы и институты.
Классификация социальных групп. Реальные и номинальные группы как разновидности больших групп. Агрегаты и социальные организации. Толпа и ее разновидности.
Группы формальные и неформальные, первичные и вторичные. Референтные группы.
Малая группа: признаки и структура. Динамические процессы в группе. Различные способы групповой коммуникации и их влияние на эффективность работы группы. Социометрия как метод выявления и оценки межличностных взаимоотношений. Социометрические индексы, понятие и основные типы.
Понятие социального института и его функции. Основные институты общества.
ОК-7
З1
З2
У1
В1
В2
Тема 8.Социальные действия и взаимодействия
Основные признаки социального действия. Элементы и механизм совершения социального действия. Типология социальных действий М.Вебера.
Сущность социального взаимодействия и условия его возникновения. Теории социального взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психо-аналитическая теория).
Сотрудничество и соперничество как наиболее распространенные типы социального взаимодействия. Социальные сети как способ взаимодействия индивидов. Социальный капитал организации.
Социальные конфликты, классификация и способы разрешения.
ОК-2
З3
У1
В1
Тема 9.
Культура и социальный контроль.
Особенности социологического подхода к рассмотрению культуры. Основные элементы культуры. Понятие материальной и духовной культуры. Субкультура и контркультура. Ценности и ценностные ориентации личности.
Понятие организационной культуры. Корпоративная культура и три ее уровня.
Социальный контроль как механизм поддержания социального порядка. Основные элементы социального контроля. Социальные нормы и социальные санкции. Агенты формального и неформального контроля.
ОК-2
З3
У1
В1
Тема 10.
Общество как система.
Основные признаки общества как социальной системы – целостность, стабильность, динамизм, открытость, саморегуляция. Проблема стабильности социальной системы.
Теория развития общества: формационный и цивилизационный подходы. Соотношение концепций эволюционного и революционного развития общества. Теория индустриального и постиндустриального общества об основных тенденциях развития человечества.
Понятие гражданского общества и его основные характеристики. Гражданское общество и государство.
ОК-13
З1
У1
У2
В2
Таблица 4.
№ п/п
Наименование тем (разделов)
Объем дисциплины (модуля), час.
Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий
СР
Л
ЛР
ПЗ
КСР
Очная форма обучения
Тема 1.
Предмет и структура социологии
О
Тема 2.
Основные
этапы и направления
развития
социологической мысли.
ПО
Тема 3.
Методология и методика социологического исследования.
ДИ
Тема 4.
Социология личности.
Э
Тема 5.
Социальные статусы и роли.
ПО
Тема 6.
Социальная структура и социальная стратификация общества.
ДИ
П
Тема 7.
Социальные группы и институты.
МА
Тема 8.
Социальные действия и взаимодействия
Д
Тема 9.
Культура и социальный контроль.
МА
Тема 10.
Общество как система.
ПО
Промежуточная аттестация
Экзамен в письменно-устной форме
Всего:
Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др. презентация на семинаре (П), Деловая игра (ДИ), МА (модерационный анализ)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление