Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура дисциплины (модуля)




Содержание и структура дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля)

Объем дисциплины (модуля)

Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Дисциплина Б1.В.ОД.2 Социология относится к вариативной части гуманитарного. социального и экономического цикла дисциплин ОП ВО, изучается во втором семестре.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые следующими предшествующими дисциплинами: курс «Обществознание» средней школы, «История».

Знания, полученные в ходе изучения курса «Социология», служат основой для освоения дисциплин: «Философия», «Социальная психология», «Политология», «Теории организации», «Организационное поведение», «Маркетинг», «Маркетинговые исследования и операции».

Таблица 2.

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины (модуля), час.
Всего Семестр (триместр), курс3
                       
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                          
лекционного типа (Л)                          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                          
практического (семинарского) типа (ПЗ)                          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                          
Промежуточная аттестация форма                          
час.                          
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3                        
                                   

Примечание: 3 – семестр (триместр) – для очной и очно-заочной формы обучения, курс – для заочной формы обучения.

 

Таблица 3.

Содержание дисциплины (модуля)

№ п/п Наименование тем разделов) Содержаниетем(разделов) Коды компетенций Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)
  РАЗДЕЛ I. Социология как наука. Тема 1. Предмет и структура социологии   Объект, предмет и основные функции социологии. Социология в системе наук об обществе. Структура социологического знания. Макро- и микросоциология. Теории среднего уровня. Теоретическая и прикладная социология, их специфика и взаимосвязь. Основные понятия социологии. ОК-2 З1 У1
    Тема 2. Основные этапы и направления развития социологической мысли.   Предпосылки возникновения социологии. О.Конт и его позитивистская социология. Г.Спенсер и социологический эволюционизм. Социологические идеи К.Маркса и его роль в развитии социологии. Социологизм Э.Дюркгейма. “Понимающая” социология М.Вебера. Становление и развитие социологии в России (Н.Я.Данилевский, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский). Социология ХХ века Зарождение эмпирической социологии (У.Томас Ф.Знанецкий). Возникновение индустриальной социологии (Э.Мэйо). Развитие теоретической социологии (П.Сорокин, Т.Парсонс, Р.Мертон). Современные социологические парадигмы. ОК-1 З1 З2 У1
    Тема 3.Методология и методика социологического исследования.   Понятие и основные виды. Социальная проблема, объект и предмет исследования. Программа социологического исследования и его этапы. Основные требования к выдвижению гипотез. Проблема выборки в социологическом исследовании. Репрезентативность и основные принципы формирования выборочной совокупности. Типы и виды выборки. Понятие шкалы измерения. Типы шкал, правила их построения и основные характеристики. Методы сбора первичной социологической информации (наблюдение, опрос, эксперимент и анализ документов). Возможности и ограничения их использования. Обработка и анализ первичной социологической информации. ОК-5   ОК-13 З1 У2 В1     В1
  РАЗДЕЛ II. Личность и общество. Тема 4. Социология личности.     Человек. Индивид. Личность. Личность как субъект социального действия и объект социального исследования. Ролевые теории личности (Р.Линтон, Т.Парсонс и др.) Ролевые конфликты и способы их разрешения. Теория зеркального «Я» (Ч.Кули, Дж. Мид). Социальное поведение личности и социальный контроль. Социальные установки и ценностные ориентации личности. Самооценка личности. Социальный конформизм. Социализация личности: понятие, этапы, формы. Агенты и институты социализации. Анализ девиантного поведения личности.   ОК-12     ОК-6 З1 У1 В1   У2 В2  
    Тема 5.Социальные статусы и роли.   Понятие социального статуса. Личный и социальный статус индивида. Статусы приписываемые и достигаемые. Статусный портрет личности и несовпадение статусов. Межстатусная дистанция. Социальная роль как динамическая сторона статуса. Ролевой набор личности. Социальные роли и социальные нормы. Дистанцирование от роли и ролевая идентификация. ОК-10     З1 У1 В2    
    Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация общества.   Социальная структура: понятие и составные компоненты. Основные концепции исследования социальной структуры общества. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры. Немарксистские подходы к определению классов. Структура современного западного общества. Особенности социальной структуры современного российского общества. Проблемы формирования среднего класса. Теории социальной стратификации. П.Сорокин о формах социальной стратификации (экономическая, политическая, профессиональная) и социальном пространстве. Проблема критериев социальных страт в эмпирической социологии. Социальная мобильность и ее виды (вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая). Каналы социальной мобильности. ОК-2     ОК-6 З2 З3 У1 В1     З1 У1 В1  
    Тема 7. Социальные группы и институты.   Классификация социальных групп. Реальные и номинальные группы как разновидности больших групп. Агрегаты и социальные организации. Толпа и ее разновидности. Группы формальные и неформальные, первичные и вторичные. Референтные группы. Малая группа: признаки и структура. Динамические процессы в группе. Различные способы групповой коммуникации и их влияние на эффективность работы группы. Социометрия как метод выявления и оценки межличностных взаимоотношений. Социометрические индексы, понятие и основные типы. Понятие социального института и его функции. Основные институты общества. ОК-7     З1 З2 У1 В1 В2
    Тема 8.Социальные действия и взаимодействия   Основные признаки социального действия. Элементы и механизм совершения социального действия. Типология социальных действий М.Вебера. Сущность социального взаимодействия и условия его возникновения. Теории социального взаимодействия (теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психо-аналитическая теория). Сотрудничество и соперничество как наиболее распространенные типы социального взаимодействия. Социальные сети как способ взаимодействия индивидов. Социальный капитал организации. Социальные конфликты, классификация и способы разрешения.   ОК-2     З3 У1 В1  
    Тема 9. Культура и социальный контроль.   Особенности социологического подхода к рассмотрению культуры. Основные элементы культуры. Понятие материальной и духовной культуры. Субкультура и контркультура. Ценности и ценностные ориентации личности. Понятие организационной культуры. Корпоративная культура и три ее уровня. Социальный контроль как механизм поддержания социального порядка. Основные элементы социального контроля. Социальные нормы и социальные санкции. Агенты формального и неформального контроля.   ОК-2     З3 У1 В1  
    Тема 10. Общество как система.     Основные признаки общества как социальной системы – целостность, стабильность, динамизм, открытость, саморегуляция. Проблема стабильности социальной системы. Теория развития общества: формационный и цивилизационный подходы. Соотношение концепций эволюционного и революционного развития общества. Теория индустриального и постиндустриального общества об основных тенденциях развития человечества. Понятие гражданского общества и его основные характеристики. Гражданское общество и государство.   ОК-13     З1 У1 У2 В2  

 

 

Таблица 4.

 

№ п/п Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час. Форма текущего контроля успеваемости4, промежуточной аттестации
Всего Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
  Тема 1. Предмет и структура социологии               О
  Тема 2. Основные этапы и направления развития социологической мысли.               ПО
  Тема 3. Методология и методика социологического исследования.               ДИ
  Тема 4. Социология личности.               Э
  Тема 5. Социальные статусы и роли.               ПО
  Тема 6. Социальная структура и социальная стратификация общества.               ДИ П
  Тема 7. Социальные группы и институты.             МА
  Тема 8. Социальные действия и взаимодействия               Д
  Тема 9. Культура и социальный контроль.               МА
  Тема 10. Общество как система.             ПО
Промежуточная аттестация             Экзамен в письменно-устной форме
Всего:              

Примечание: 4 – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), письменный опрос (ПО), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др. презентация на семинаре (П), Деловая игра (ДИ), МА (модерационный анализ)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.