Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические материалы. Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)




СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ГЛОССАРИЙ

Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)

Задачи и ситуации

Вопросы для самопроверки

Резюме

Особенности организации капитального строительства в нефтяной и газовой промышленности

Пути повышения эффективности использования основных фондов в нефтяной и газовой промышленности

Качественные характеристики месторождений

Проблемы нефтегазодобычи Тюменской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

Задания для контрольных работ


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие по курсу «Экономика отраслевых рынков» нацеливает студентов на закрепление понимания теоретических аспектов функционирования современной экономической системы. Предназначено для студентов направления «Экономика» дистанционной формы обучения, изучающих данный курс.

В учебном пособии нашли отражение все основные темы курса: концентрация, барьеры для входа фирм на рынок и выхода с него, монополия и олигополия, антимонопольная политика государства, интеграция, в том числе вертикальная, результативность рынка.

Учебное пособие содержит лекционные материалы, программу курса, планы семинарских занятий, практические задания, тесты, перечень вопросов к экзамену, задания для контрольных работ, перечень вопросов для самоподготовки, глоссарий и список рекомендуемой литературы.

В процессе решения задач и практических ситуаций происходит закрепление теоретического курса «Экономика отраслевых рынков».


 

Рабочая программа дисциплины

 

Пояснительная записка

Цели и задачи курса

Курс «Экономика отраслевых рынков» посвящен анализу рыночных структур и поведения фирм в ситуациях, когда они обладают рыночной властью. Основные вопросы, рассматриваемые в этом курсе, это вопросы приобретения и упрочнения рыночной власти, формы ее проявления, влияние рыночной власти на общественное благосостояние.

Цель преподавания курса «Экономика отраслевых рынков» - развитие и углубление навыков экономического анализа и оценки поведения фирмы в условиях разных типов рыночных структур и отраслевой политики государства. Таким образом, происходит формирование у студентов представления о поведении фирмы и ее эффективности в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, в том числе государства.

К основным задачам дисциплины «Экономика отраслевых рынков» относятся:

- овладение основными закономерностями функционирования различных рынков;

- дать представление об основах анализа отраслевых рынков;

- изучить современные методы регулирования различных типов рынка, в том числе с учетом специфики естественных монополий;

- дать основные модели поведения фирм в условиях различных рыночных структур

- дать обзор специфики ценового поведения предприятий в условиях различных рыночных структур;

-дать представления об особенностях функционирования рынков и принятия решений фирмами в России;

- показать деятельность хозяйствующего субъекта в условиях рыночной концентрации и монопольной власти;

- представить роль информации на отраслевом рынке;

- изучить явления вертикальной интеграции и вертикальных ограничений;

- установить мотивы и условия эффективной дискриминации;

- исследовать пути совершенствования государственной отраслевой политики.

Успешное освоение содержания дисциплины «Экономика отраслевых рынков» позволяет приобрести знания, умения и навыки:

- самостоятельного анализа эндогенных и экзогенных параметров рыночной структуры на базе обработки статистическими методами эмпирического материала;

- оценки поведения фирм и эффективности принятых решений в различных рыночных ситуациях;

- адаптации теоретических моделей поведения фирмы к конкретной рыночной ситуации;

- анализировать различные формы государственного регулирования с учетом возможностей их применения в России.


Содержание дисциплины

 

Тематический план

№ темы Количество часов
Лекц. занятий Практ. занятий Самост. работа Всего
Тема 1. Цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков        
Тема 2. Информация и структура рынка        
Тема 3. Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение, потери общества        
Тема 4. Олигополия        
Тема 5. Вертикальная интеграция        
Тема 6. Ценовая дискриминация        
Тема 7. Отраслевой рынок и дифференциация продукта        
Тема 8. Государственная отраслевая политика        
Тема 9. Рыночная специфика нефтегазового сектора Тюменской области        
Итого        

 


Содержание лекционного курса

 

Тема 1. Цели, предмет и особенности экономики отраслевых рынков

 

Значение, предмет, сфера исследования экономики отраслевых рынков; два подхода к изучению: с точки зрения взаимосвязи структуры, поведения и результата и с точки зрения теории цен; издержки контроля и трансакционные издержки; взаимосвязь с другими дисциплинами.

Фирма как ключевой институт экономки отраслевых рынков: основные концепции фирмы (технологическая, контрактная, стратегическая); классификация внутренних структур фирмы (по размеру, по формам собственности, по организационно-правовой форме, по типам внутренних структур управления).

Методология исследования рыночных структур, анализ структуры рынков, факторы, определяющие структуру рынка, динамика рынка. Структура рынка и эффективность функционирования рынка.

 

Тема 2. Информация и структура рынка

 

Модель «рынка лимонов» Акерлофа; проблемы «риска недобросовестного контрагента» и «негативного отбора»; решение «проблемы лимонов»: сигналы о качестве; ассиметричная информация и негативный отбор на рынке кредитов; ассиметричная информация о ценах.

Модели дифференциации продукта и их практическое применение:

1. Модель монополистической конкуренции Чемберлина;

2. Модель «линейного города» Хотеллинга;

3. Модель «кругового города» Салопа;

4. Модель дифференциации продукции по совокупности характеристик Ланкастера;

5. Модель зависимости оптимального объема рекламных расходов от характеристик остаточного спроса на товар фирмы (модель Дорфмана-Штайнера);

6. Модель выбора потребителя на рынке товаров, различных по качеству (модель Саттона).

 

Тема 3. Рыночная концентрация: монопольная власть и доминирующее положение, потери общества

 

Показатели концентрации продавцов на рынке и проблемы их определения: показатель размера фирмы, показатели концентрации; барьеры входа на рынок и выхода с рынка и структура рынка; слияние и поглощение, показатели монопольной власти: коэффициент Бэйна (норма экономической прибыли), коэффициент Лернера, максимизация прибыли монополии, последствия монопольной власти.

Доминирующая фирма: ценовое лидерство доминирующей фирмы (детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде); модель самоубийственного поведении доминирующей фирмы; статические модели ценообразования, ограничивающие вход; динамическая модель ценообразования, ограничивающая вход; потребительское ценообразование на рынке доминирующей фирмы; квазиконкурентные рынки.

 

Тема 4. Олигополия

 

Экономические теории олигопольного ценообразования, условия, способствующие координации олигополий. Условия, ограничивающие олигопольную координацию. Динамика ценообразования в условиях монополии и олигополии.

Классификация некооперативных стратегий поведения; кооперативные модели поведения олигополистов.

Тема 5. Вертикальная интеграция

 

Понятие вертикальной интеграции, ее преимущества и недостатки, формы вертикального контроля, вертикальные ограничения в отношениях между производителями и дистрибьюторами, власть покупателя и вертикальное ценообразование. Образование холдингов в России.

 

Тема 6. Ценовая дискриминация

 

Мотивы и условия эффективности ценовой дискриминации; типы ценовой дискриминации: совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки, ценовая дискриминация по группам потребителей.

Методы ценовой дискриминации: связанные продажи, определение комбинаций объема покупки/цены (нелинейное образование), сезонное ценообразование.

Межвременная дискриминация; парадокс Коуза. Ценовая дискриминация на отечественных и зарубежных рынках.

 

Тема 7. Отраслевой рынок и дифференциация продукта

 

Дифференциация продукта, структура рынка и конкуренция. Структура рынка, патенты и технологические инновации. Модели рынка с горизонтальной дифференциацией продукта.

 

Тема 8. Государственная отраслевая политика

 

Промышленная политика государства в отношении рыночных структур, типы отраслевой политики; естественная монополия: государственной регулирование естественных монополий, методы ценообразования на продукцию естественных монополий, регулирование доходности естественной монополии, внедрение конкуренции на рынок естественной монополии.

Сущность, инструменты: протекционизм, импортные тарифы и импортные квоты, экспортные субсидии.

Политика протекционизма, импортзамещения и стимулирования экспорта: модель доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке, модель олигополии в международной торговле.

Цели антимонопольной политики государства.

Антимонопольная политика США: цели, субъекты антимонопольной политики, антимонопольной законодательство. Антимонопольная политика в Западной Европе: особенности, антимонопольное законодательство. Антимонопольная политика отдельных развитых стран (Германия, Великобритания, Италия, Япония): субъекты антимонопольной политики, рассмотрение антиконкурентных дел.

Антимонопольная политика стран с переходной экономикой: понятие монополистических действий. Антимонопольная политика в России: антимонопольное законодательство, различие между горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм, заключение картельных соглашений, определение доминирующей фирмы, методы регулирования монопольного поведения, отношение в законодательстве к слияниям и поглощениям фирм.

 

Тема 9. Рыночная специфика нефтегазового сектора Тюменской области

 

Проблемы развития нефтегазодобывающей отрасли. Пути роста эффективности деятельности фирм отрасли. Местная специфика предприятий отрасли в Тюменской области. Показатели концентрации деятельности в отрасли.


Темы практических занятий

 

Семинар 1

 

Рыночная концентрация. Общий анализ рынка.

Вопросы для обсуждения:

1. Схема анализа рынка: особенности прямых и обратных связей.

2. Фундаментальные условия отрасли (со стороны спроса и со стороны предложения). Роль базовых условия для развития структуры рынка.

3. Факторы структуры отрасли. Значение потенциальных экономических агентов (продавцов и покупателей) как фактора рыночной структуры.

4.Параметры поведения фирмы на рынке. Какие параметры в наибольшей степени отвечают целям отраслевого анализа в рыночной и переходной экономиках? В каких случаях главную роль играет цена, в каких объем выпуска фирмы, в каких качество товара как параметры рыночного поведения предприятия? Каково влияние выбора фирмы на структуру рынка и его результативность?

5. Показатели функционирования отрасли (рынка). Дискуссия относительно адекватных показателей результативности для разных отраслей и разных типов экономик. Эмпирические исследования эффективности рыночных структур. Какова взаимосвязь между фундаментальными условиями отрасли, структурой рынка, поведением фирмы и результативностью отрасли? Привести примеры для эффективных и неэффективных отраслей.

6.Факторы отраслевой политики государства. Каковы возможности государственной промышленной политики с точки зрения ее влияния на результативность отраслей экономики?

7. Проанализировать несколько отраслей (с разной рыночной структурой) по предложенной схеме.

8. В чем причина того, что одни параметры размера фирмы показывают более высокий уровень концентрации, чем другие? Какие же параметры нам использовать для анализа?

9. Какую роль играет диверсификация компаний в изменении уровня концентрации в стране?

10. Почему позиции лидеров отрасли являются, как правило, устойчивыми? Верно ли это правило для стран с переходной экономикой?

11. Зависит ли уровень концентрации в стране от формы организации промышленности?

12. Проанализируйте факторы “искажения” уровня совокупной концентрации в стране. Какую роль в этом процессе играет импорт?

 

Семинар 2

 

Ценовая дискриминация.

Вопросы для обсуждения:

1. Виды ценовой дискриминации, встречающиеся на практике. Индивидуальная дискриминация. Групповая дискриминация. Продуктовая дискриминация.

2. Воздействие ценовой дискриминации на экономическое благосостояние. Воздействие ценовой дискриминации на распределение доходов, на экономическую эффективность.

3. Ценовая дискриминация и естественная монополия.

4. Воздействие ценовой дискриминации на конкуренцию. особые проблемы географической ценовой дискриминации. Ценообразование на основе системы базисных пунктов и конкуренция. Пространственное ценообразование и эффективность.

5. Антитрестовская политика в отношении ценовой дискриминации. Аргументы в защиту дискриминаторов.

6. Межвременная дискриминация. Распределение спроса на товары с длительным сроком службы во времени. Дилемма Коуза. Способы предотвращения снижения прибыли в долгосрочном и краткосрочном периодах. Проблема лизинга или купли-продажи инвестиционных товаров. Планируемое устаревание товара.

7.Проанализировать виды ценовой дискриминации, которые применяют российские и зарубежные фирмы в России и на международных рынках.


рекомендации по самостоятельной работе студента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.