Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различные подходы к возрастной периодизации личности




Темы рефератов

1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного.

2. Проблема человека в основных педагогических и психологических школах XX в.

3. Психические свойства и интегральные характеристики человека.

4. Психологическое знание и педагогическая деятельность.

5. Понятие о субъекте и его психической организации.

 

Рекомендуемая литература

1. Васильева Т. Н. Основы андрагогики: учебник для вузов / Т. Н. Васильева. – М.:КноРус, 2009. – 256 с.

2. Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М.: ПЕРСЭ, 2007. – 272 с.

3. Колесникова И. А. Основы андрагогики: учебник для вузов / И. А. Колесникова. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

4. Рассел Д. Андрагогика / Д. Рассел. – М.: ПЕРСЭ, 2013. – 80 с.

 

 

Глава 5. ВЗРОСЛЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Самое широкое определение взрослого человека дано в 1976 г. на Генеральной сессии ЮНЕСКО в Найроби. Она называет взрослым «всякого человека, признанного взрослым в том обществе, к которому он принадлежит». Понятие «взрослый человек» связывается с такими характеристиками как психофизическая зрелость, профессиональная деятельность, семейные обязанности, ответственность за происходящее. Взрослый человек, по определению С.И. Змеёва, «лицо, обладающее физиологической, социальной, нравственной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и уровнем самосознания, достаточным для ответственного самоуправляемого поведения». Важно отметить, что «взрослость» связывается не с возрастом, а с социально-психологическими факторами, которые, с одной стороны, осознаются самим человеком, а с другой – признаются обществом, проявляются в общественной жизни.

Жизненный цикл человека традиционно принято разделять на следующие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

Хронологические рамки периода взрослости различные ученые представляют по-разному. Е.И. Степанова взрослость относит к 18-40 годам, Ю.Н. Кулюткин – к 16-70, английский ученый Д.Б. Бромли, называет взрослыми тех мужчин и женщин, которым более 23 лет и которые включились в профессиональную жизнь и взяли на себя активные социальные роли и семейные обязательства.

На развитие личности влияет три группы факторов: нормативный возрастной, нормативный исторический, ненормативный. Возрастные изменения максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости. Роль нормативного возрастного фактора повышается в старости. Исторические условия (война, революция, экономический спад, подъем и т.д.) наиболее сильно на развитии личности отражаются в юности. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни, достижение или недостижение человеком поставленных целей, обретение любви, рождение ребенка, потеря близкого человека) повышается с возрастом.

Периодизация психического развития – это принцип рассмотрения развития психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов). Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей. Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее содержательными, разработанными являются периодизации развития в детстве, отрочестве – это время становления психических функций, личностных новообразований. Во взрослости человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитую устную, письменную речь, качественные изменения которых в значительном диапазоне уже не наблюдаются.

Существуют различные периодизации развития взрослого человека. Американские ученые Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейланд предлагают выделять следующие периоды:

1. 16-22 года. Время взросления, стремления к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома.

2. 23-28 лет. Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями, сформированность представлений о своей будущей жизни, работе. Встреча со спутником жизни, заключение брака.

3. 29-32 года. Переходный период: прежние представления оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново.

4. 33-39 лет. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным.

5. 40-42 года. Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утрачена.

6. 43-50 лет. Новое равновесие. Привязанность к семье.

7. После 50 лет. Семейная жизнь, успехи детей – источник постоянного удовлетворения. Возникают вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.

Отечественные авторы также предлагают ряд периодизаций. В.Ф. Моргун предлагает выделять следующие этапы:

1. Юность (18-23 года). Порог взрослой жизни. Поиски своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение.

2. Молодость (24-30 лет). Выработка индивидуальности, осознание нереальности юношеских мечтаний. Более конкретные представления о будущей жизни. Встреча с будущим супругом, брак. Специализация в выбранной профессии.

3. Переход к расцвету (около 30 лет). Кризис в том случае, если недостаточно благополучно прошла эпоха самоопределения.

4. Расцвет (31-40 лет). Время высокой работоспособности и отдачи. Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином, впервые серьезно задумывается над вопросом «Что останется людям?».

5. Переход к зрелости (около 40 лет). Кризис, возможность личностных сдвигов, если на предыдущем этапе не было целенаправленной работы по самосовершенствованию.

6. Зрелость (40-55 лет). Вершина жизненного пути личности. Достижение профессионального мастерства, положения в обществе, стремление передать свой опыт другим.

7. Кризис (50-55 лет). Осознание возрастных перестроек, начало физиологического старения, что приводит или к пессимизму, или к изменению образа жизни, постановке новых целей.

8. Пожилой возраст (55-75 лет). Продолжение творческой активности, передача накопленного жизненного опыта, общение.

9. Старческий возраст (75-90 лет). Психологическая перестройка в связи с уходом на пенсию смягчается сохранением широкого круга друзей, включением в посильные виды деятельности, выполнением функций бабушки или дедушки.

10.Долгожительство (свыше 90 лет). Адаптация к новой ситуации благодаря использованию имеющегося опыта, включению многих приспособительных систем, в том числе и на уровне личности.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35-40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость в разделении этого процесса периода на периоды, стадии.

Понятие социальной зрелости (взрослости) можно раскрыть через одно из определений Р. Муккиелли (французский ученый-андрагог). Он назвал взрослыми тех мужчин и женщин, «которые … обладают достаточно прагматичным, реалистичным пониманием своих социальной включенности, положения, возможностей и устремлений»

Все эти качества взрослого – результаты развития его личности. Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. Одной из популярных современных концепций личностного развития, как известно, стала теория, американского психолога Э. Эриксона. Он выделил и описал 8 стадий развития личности человека по возрастам. Рассмотрим последние 3-и, те, что касаются взрослых (таблица 2).

 

Таблица 2 – Стадии развития личности по Э. Эриксону

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
6.Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)   Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.   Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)   Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.  
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет)   Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.   Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

 

Эриксон Э. утверждал, что на каждом этапе возникают личностные новообразования, в силу чего происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. Причины (условия развития личности) для новообразований создаются в прошлом, это – противоречия между потребностями личности, собственными ресурсами и окружающей средой. Они выражаются в потребностях в новых ролях и статусах, для приобретения которых нужны новые знания, умения, навыки и качества. Так, знаменитый американский психолог, исследователь проблемы потребностей личности А. Маслоу отмечал, что «потребность в знании... интегрируется со страхом перед знанием, с тревогой, с потребностью в безопасности и уверенности». А в процессе обучения осуществляется «диалектическое взаимодействие стремления вперед и движения назад, которое одновременно является битвой между страхом и мужеством». Именно новые потребности личности взрослого человека создают рынок для андрагогов.

Таким образец высший уровень развития любого специалиста – это педагогический уровень. Заметим, что именно педагогика и образование являются стержнем человеческой культуры, поскольку обеспечивают преемственность и сохранение лучшего опыта человечества. Профессионал, ставший Наставником – Учителем, по-своему тоже является носителем культуры в лучшем смысле этого слова.

Возрастной подход требует ориентации образовательного процесса на норму развития взрослого, учета закономерностей его психического развития что позволяет обнаружить специфические возрастные ресурсы взрослого. Исследователями (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.А. Бодалев, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, С.Л. Рубинштейн, Г.С. Сухобская и др.) выделяются следующие закономерности психофизического развития взрослых:

чередование стабильных и кризисных фаз: взрослость включает кризис середины жизни и две стабильные фазы: раннюю взрослость и среднюю взрослость);

гетерохронностъ (неравномерность развития психических функций человека на протяжении всей жизни): после 30-35 лет отмечается постепенное снижение невербальных функций, а вербальные начинают прогрессировать, достигая высокого уровня после 40-45 лет; у взрослых, например, наблюдается снижение памяти, но значительное повышение показателей внимания, снижение скорости переработки информации, но повышение глубины и критичности мышления;

кумулятивностъ: накопление изменений в психике, приводящее взрослых к новому качеству интеллекта – к мудрости, понимаемой как экспертные знания о фундаментальных жизненных законах и реалиях;

ведущая роль социокультурного контекста: положительное влияние активного образа жизни и личностной позиции взрослого на характер его психического развития.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.