Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-личностное становление человека в системе непрерывного образования




 

Одним из приоритетных направлений политики современного развитого государства является непрерывное образование. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образовательного процесса, условие становления человека. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля, была впервые теоретически обоснована и представлена чешским ученым Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему обучения по принципу обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией.

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе используются такие сочетания как «образование взрослых»; «продолжающееся образование»; «дальнейшее образование»; «перманентное образование»; «пожизненное образование»; «пожизненное учение». Общей для всех этих терминов является идея пожизненной незавершенности образования для взрослого человека, существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества.

Модель непрерывного образования включает в себя:

– государственные и негосударственные образовательные учреждения, обеспечивающие приобретение, углубление и расширение общего и профессионального образования;

– самообразование как специфическая образовательная система;

– содержание образования, сформированное на основе принципа социальной актуальности предлагаемой учащимся системы знаний.

Система непрерывного образования выполняет в обществе следующие функции:

– развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста);

– компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);

– адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации);

– ресоциализации (повторной социализации).

В содержании непрерывного образования принято выделять три основные области:

– обучение грамотности, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.;

– профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

– общекультурное – дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью.

Значимыми показателями образованности на сегодняшний день в обществе являются: грамотность, профессиональная компетентность, культура.

Грамотность – это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой или коммуникационной системе. Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями общества. «Уровень грамотности» – понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусственных языков.

Непрерывное образование подразделяется на виды: формальное, неформальные, информальное.

Формальное непрерывное образование называется так потому, что оно регламентируется, нормируется (приобретает установленные формы) со стороны государства и общества (посредством стандартов, образовательных систем определенного типа, закрепленных законодательно. Люди, получившие формальное образование, приобретают совокупность законодательно установленных прав, основанием для предоставления которых служит документ (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца. Определенные ступени формального образования утверждаются государством как обязательные для всех граждан.

Неформальное непрерывное образование включает в себя все виды образовательных программ и учебных курсов, не дающих права на получение сертификата, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Неформальное образование при желании позволяет осуществлять общекультурное развитие человека на всех этапах его жизни независимо от исходного образовательного уровня.

Информальное образование (т.е. находящимся вне какой-либо формы) – обучение, «встроенное» в течение жизни; осуществляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других (общение с друзьями, коллегами).

В реальной жизни все три вида непрерывного образования взаимопересекаются, обеспечивая действительную непрерывность учения образования в течение жизни.

Реализация непрерывного образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней формального образования – дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального, высшего, где каждый образовательный уровень предполагает возможность перехода на последующий.

Важный содержательный признак непрерывности – «горизонтальная интеграция», т. е. соотнесенность образования, получаемого вне формальной образовательной системы (в том числе спонтанно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образованием в рамках учебных заведений и специально организованных образовательных программ.

Непрерывность образования в России обеспечивается различными учреждениями дополнительного образования взрослых следующих видов:

– академии, курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

– институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (высшая школа);

– межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

– учебные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки (учебные центры обучения работников на производстве);

– иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых.

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских занятиях:

1. Понятие «взрослый человек». Отечественные и зарубежные периодизации развития взрослого человека.

2. Психофизические закономерности развития взрослых.

3. Факторы, определяющие специфику возрастных информационных запросов взрослого в обучении.

4. Функции непрерывного образования в России.

5. Модель и виды непрерывного образования в России.

 

Задания для практической работы:

1. Изучив периодизацию развития взрослого человека В. Ф. Моргуна, определите образовательные задачи, стоящие перед взрослым человеком на каждом из выделенных этапов.

2. Выберите из круга своих знакомых взрослого человека, который в настоящее время где-либо обучается. Попросите его ответить на следующие вопросы:

– Что послужило причиной того, что он продолжает обучение во взрослом возрасте?

– Что его привлекает в позиции ученика? Что делает эту позицию не комфортной?

– Какие формы обучения он считает для себя более: информативными, продуктивными в плане профессионального, личностного развития?

– Планирует ли он продолжать учебу в дальнейшем и зачем?

На основе полученной информации составьте портрет «Взрослого ученика».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.