Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра как метод диагностики развития детей




В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку – потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.

Например, на обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:

– подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;

– подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;

– подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоугольники разных размеров).

Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.

Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им больше всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную – после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа. При использовании игры как метода диагностики, определяется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:
– четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Педагогу важно уяснитъ, что игра может быть использована как метод диагностики и как средство коррекционной работы.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Изучите письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23–16 (см. Приложение № 3) «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письменно ответьте на следующие вопросы:

1) Какова цель проведения диагностики развития ребенка?

2) Охарактеризуйте положительные и негативные тенденции использования диагностики в образовательном процессе ДОУ?

1) Насколько точна интерпретация полученных данных в результате использования психолого-педагогической диагностики уровня развития ребенка? Каким образом она может повлиять на дальнейшее развитие ребенка дошкольного возраста?

2) Надо ли проводить тестирование развития ребенка раннего возраста «на входе» в определенную образовательную программу? Ваши аргументы.

3) Как вы понимаете термин «школьная» модель аттестации педагогических работников ДОУ? В чем ее сущность?

4) Какие имеются факты нарушения порядка проведения аттестации ДОУ государственными органами управления образованием субъектов РФ?

 

2. Проведите диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику по методике Калининой Р.Р. Представьте письменный анализ полученных результатов.

 

 

Литература

1. Артамонова О. Предметно-пространственная среда // Дошкольное воспитание. – 1995, № 8.

2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольника. – М., 1991.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1979.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990.

5. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников. – М.: Педагогика. 1978.

6. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1980.

7. Губанова И.Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

8. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992.

9. Дыбина О.В. Образовательная среда в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников. М., 2008.

10. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М.: Просвещение, 1984.

11. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми. – Пенза, 1980.

12. Каптерев П.Ф. О детских играх и развлечениях. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Выпуск IV.

13. Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. – Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.

14. Кравцов Г.Г. Игра как ведущая деятельность дошкольников // Игра в развитии личности дошкольника. – М.: Просвещение, 1990.

15. Литвинова М.А. Детские народные подвижные игры. – М., 1990.

16. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические причины игры // Дошкольное воспитание. – 1998. –№ 4.

18. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 5.

19. Михайленко Н.Я. Проблемы дошкольной игры. – М.: Педагогика, 1990.

20. Михайленко Н.Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Омега, 1994.

21. Матвеева Л.Г., Выбойщик В.А., Мякушкин Д.Е. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1996.

22. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи дошкольников. – М.: Просвещение, 1980.

23. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

24. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда // Дошкольное воспитание, 1998. – № 4, – № 5.

25. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1980.

26. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет при работе с компьютером – М., 2008.

27. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

28. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1992.

29. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение. 1987.

30. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.

31. Степаненкова Э.Я. Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольника. – М., 2001.

32. Тихеева Е.И. Игры и занятия малых детей. – М.: Просвещение, 1965.

33. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.