Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регистрационный номер ТД – СГ. 010 тип




Программа по философии

Минск 2012

В. М.Клокоцкий, И. И. Терлюкевич

Электронный учебно-методический комплекс

ФИЛОСОФИЯ

 

для студентов всех специальностей

Авторы:

 

 


Предисловие

Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем:

· философия задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания;

· философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания;

· философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные смысложизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности;

Основные цели преподавания философии:

· формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;

· формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально – ориентированного мышления;

на основании типовой программы дисциплины «ФИЛОСОФИЯ», утверждённой

Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008г.,

Раздел 1. Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен.

Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Знания, ценности и эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Становление философии как рационально-теоретического типа мировоззрения. Многомерность и полифоничность философии.

Специфика проблемного поля классической философии. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания. Основные разделы в системах классической и неклассической философии. Современная философия как динамичная совокупность идей, концепций, учений.

Специфика философского мышления. Рефлексивность и критицизм как фундаментальные характеристики классической философии. Эвристичность и творческий характер философского мышления. Проблема метода в философии.

Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Аксиологический потенциал философии.

Философские категории и универсалии культуры. Язык философии: дилемма инвариантности и многообразия.

 



Тема 2. Исторические типы классической философии

Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Мифогенная и гносеогенная концепции происхождения философии.

Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии: принципы, идеи и категории. Особенности философской мысли древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм. Проблемное поле и категориальный аппарат древнекитайской философии. Место и роль философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции. Космоцентризм античного философского мышления. Проблема первоначала в философии досократиков. Концепция атомизма и материалистические тенденции в древнегреческой философии. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Проблема отношений человека и космоса в философии греческого эллинизма (учения скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников). Космополитизм как феномен римской философии. Становление религиозн – мистических ориентации в философских учениях позднего эллинизма (неопифагореизм, неоплатонизм, стоицизм).

Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков (Тертуллиан, Августин, Абеляр). Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии (апологетика, патристика). Дискуссии о природе универсалий в поздней средневековой философии (номинализм, реализм, концептуализм). Схоластика и ее систематизация в философии Фомы Аквинского. Принципы средневекового философского мышления: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, символизм, принцип оппозиции духа и тела, провиденциализм и эсхатологизм.

Философия эпохи Ренессанса. Гуманизм философской мысли Возрождения (от Данте Алигьери к Эразму Роттердамскому). Идея тождества микро – и макрокосма в философии неоплатоников (Пико делла Мирандола, Н.Кузанский). Органицистская модель природы в натурфилософии Ренессанса (Парацельс, Дж. Бруно). Коперниканская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной (Н. Коперник, И. Кеплер). Идеалы свободы, равенства и братства в социально – политической мысли Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции.

Философия и наука: проблема самоопределения философии в новоевропейской культуре. Развитие естествознания и проблема – метода в философии Нового времени. Опытно – индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики. Правила рационалистического метода Р. Декарта. Принципы гипотетико – дедукгивной методологии Г. Галилея. Основные гносеологические программы в философии XVI-XVII вв. (эмпиризм, рационализм).

Социально – исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения. Философия и идеология: проблема границ. Принцип суверенности разума и критика предрассудков. Идея «естественных прав» человека и концепции «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо). Основные достижения материалистической философии XVIII в. (К. Гельвеции, П. Гольбах, Ж. Ламетри). Проблема свободы, прогресса и закономерностей истории в философской мысли немецких просветителей (К. Лессинг, И. Гердер).

Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции. Особенности и достижения немецкой классической философии. Идея «гносеологической революции» и критическая философия И.Канта. Диалектическая философия Г Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

Тема 3. Становление и основные стратегии развития постклассической философии

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое

единство и основные познавательные установки. Многообразие современной философской мысли и основные направления ее развития.

Критика философской классики и иррационализация философии творчестве А.Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше. Трансформация традиции классического философского наследия в марксизме (К. Маркс, Ф. Энгельс). Основные черты марксистской философии. Программа преодоления метафизики и основные исторические формы позитивистской философии. Классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль). Неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.). Религиозная философия в контексте современной европейской культуры .Неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.). Неопротестантизм (К.Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.).

Основные стратегии развития неклассической западной философии в ХХ в.

Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли XX в.

Эволюция западного марксизма от Д. Лукача до Л. Альтюссера.

Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Перспективы политической философии в постмарксизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф).

Феномен советского марксизма – ленинизма. Феминистская критика западной культуры (С. де Бовуар, К. Миллетт и др.).

Экзистенциально – феноменологическая стратегия философского мышления. Феноменология Э. Гуссерля. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Экзистенциальная феноменология М. Мерло – Понти.

Аналитика человеческого зма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. – П. Сартр, А. Камю).

Аналитическая стратегия развития философии.

Аналитическая философия как интеллектуальное «движение»: специфика понимания смысла назначения философии. Периодизация аналитической философии. Логико – аналитический этап (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.). Лингвистическая философия (Л. Витгагштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.).

;Современная философия Запада на рубеже XX-XXI вв.

Философская герменевтика как универсальная методология гумманитарного познания (Х. – Г. Гадамер, П. Рикер). Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме (К. Леви – Строс, К. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.). Социокультурная ситуация на рубеже веков и философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.Ф. Леотар, Ж Деррида и др.).

 

Тема 4. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси. Русская философия.

Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Просветительская деятельность Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Социально – философские и гуманистические идеи в белорусской философии в эпохи Ренессанса и Просвещения (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий, К. Лыщинский и др.). Философская и общественно – политическая проблематика в творчестве Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича и др. Философия и развитие белорусскою национального самосознания в начале XX в. (А. Гарун, И. Абдирапович – Канчевский и др.). Становление и развитие марксистской философской традиции советского периода. Философия, культура и общественно – политическая жизнь Беларуси в современных условиях.

Основные направления развития и типологические характеристики русской философии. Становление философской мысли на Руси, ее истоки. Историософия П. Я. Чаадаева. «Русская идея» и философские воззрения западников и славянофилов. Социальная философия и идеология русского революционного демократизма (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и др.).

Религиозно-нравственная проблематика в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Философия всеединства В. С. Соловьева. Философия и «новое религиозное сознание» (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, II. Л. Флоренский, С. Л. Франк и др.). Философия русского космизма (В. И. Вернадский, М. А. Умов, К. Э. Циолковский, Н. Ф. Федоров и др.).

Марксистско – ленинская философия и се судьба в культуре СССР и постсоветских стран. Процессы демократизации на постсоветском пространстве и возрождение национальных традиций философствования.

 

Раздел 2. Философия бытия

Тема 5. Метафизика и онтология

Понятие метафизики. Изменение статуса метафизического знания в историко – философской традиции. Метафизика как систематическая философия в классической традиции. Специфика метафизического знания в постклассической философии.

Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях. Бытие, небытие, сущее как фундаментальные категории онтологии. Бытие материальное и идеальное. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

Системная организация бытия. Категории «система», «структура», «элемент». Основные структурные уровни организации материального бытия.

Бытие и время. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Исторические формы диалектики. Современные дискуссии о диалектике. Диалектика и синергетика.

Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Пространственно-временные отношения в неживой и живой природе. Специфика социально-исторического пространства и времени.

 

Тема 6. Философия природы

Понятие природы. Специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке.

Природа как среда обитания человека. Естественная и искусственная среда обитания. Понятие биосферы и ноосферы. Биогеохимическая концепция биосферы В. И. Вернадского. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации. Глобальные проблемы в системе «человек – общество – природа» и сценарии возможного будущего.

 

Раздел 3. Философская антропология

Тема 7. Проблема человека в философии и науке

Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии. Натурализаторская интерпретация человека как природного существа. Сознание и разум как сущностные характеристики человека в рационалистических версиях философии. Философско – религиозная концепция человека и духовно – нравственные основания личности. Социологизаторская стратегия осмысления природы человека и марксистская концепция личности как совокупности общественных отношений.

Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке. Экзистенциально – персоналистские концепции человека. Психоаналитическая интерпретация человеческого существования. Разработка и обоснование синтетической концепции человека в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).

Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая и др.

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.

Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Праксиология как философское учение о деятельности. Понятие и структура деятельности. Практика как материально – предметная деятельность. Духовная деятельность человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.

Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Сущность и существование; свобода и ответственность. Проблема смысла жизни. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 48; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.154.91
Генерация страницы за: 0.013 сек.