Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI в. 1 страница




Тема 8. Сознание человека как предмет философского анализа.

Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Дилемма субстанциализма и функционализма в философских учениях осознаниии Экзистенциально – феноменологическая и психоаналитическая стратегии исследования сознания в постклассической философии.

Многомерность и системная природа сознания. Проблема генезиса сознания. Эволюционная парадигма в философии сознания. Сознание и эволюция форм отражения. Сознание и психика животных. Культурогенез сознания.

Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Проблема формирования идеального образа в современной философии и когнитивной психологии. Перспективы создания искусственного интеллекта.

Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и реальность. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания. Многообразие состояний сознания.

Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Сознание и социально-историческая практика. Индивидуальное и общественное сознание.

Структура сознания. Сознание и бессознательное. Знания, эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Чувственно-эмоциональный, интуитивно – волевой и рационально – дискурсивный уровни сознания. Сознание и самосознание.

 

Раздел 4. Теория познания и философия науки

Тема 9. Познание как ценность культуры и предмет философского анализа

Специфики познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Становление философского образа познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

Классическая теория познания как учение о «человеческом разуме». Принцип субъективности – основа гносеологических концепций классики. Эпистемологический поворот в постклассической философии.

Проблема субъекта и объекта познания. Интерпретации субъект – объектного отношения в основных программах классической гносеологии. Наивно-реалистическая программа. Программа идеалистического эмпиризма. Программа трансцендентальной гносеологии. Социокультурная программа. Познание как деятельность. Практика и познание. Отказ от принципа субъект – объектной оппозиции в постклассической теории познания.

Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания. Рассудок и разум.

Познание как творчество. Явное и неявное знание. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Знание и вера. Гносеологический статус сомнения.

Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Классическая концепция истины и ее альтернативы.

Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

 

Тема 10. Наука, ее когнитивный и социокультурный статус

Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в ее историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, ее структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания. Метатеоретические основания науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.

Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приемы и процедуры научного исследования.

Наука в системе социальных ценностей. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Гуманитарные параметры современной науки.

Раздел 5. Социальная философия

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии

Место социальной философии в системе философского знания и социально – гуманитарных наук.

Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Марксистская концепция социума в прошлом и настоящем. Концепция социального действия М. Вебера. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.

Понятие социальной реальности. Общество как система. Социальная структура общества. Типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации.

Тема 12. Философия культуры

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.)

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно – исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества. Культура и нравственность. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру. Религия как форма духовного освоения реальности.

Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

 

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики

Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Природа социальных противоречий. Эволюция и революция в общественной динамике. Концепция ненасилия и социальные реформы в современных технологиях социодинамики.

Понятие субъекта исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Феномен массового общества. Концепции элит в современной социальной философии.

Основные факторы социальной динамики: геоклиматический, демографический, технико – технологический и др. Понятие исторической реальности. Становление, предмет и структура философии истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и штилианионная парадигмы в философии истории.

Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный).

 

Тема 14. Техника и ее роль в истории цивилизации.

Понятие техники и технологии. Система хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства. Человек в системе социально-экономических отношений. Социальные последствия научно – технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Локальные цивилизации и проблема сохранения культурно-национальной идентичности в современном мире. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире. Глобализация как предмет социально-философского анализа.

Тема 15. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

Философия и междисциплинарные стратегии развития знаний в современной культуре. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI в.

Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии.

Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.

 

№ п/п   Наименование темы Кол. часов
лекции семинары
1.   Философия как социокультурный феномен Исторические типы классической философии Становление и основные стратегии развития постклассической философии        
2.   Метафизика и онтология. Философия природы. Проблема человека в философии и науке. Сознание человека как предмет философского анализа.    
3.   Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. Наука, её когнитивный и социокультурный статус.    
4. Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии. Философия техники.    
  Всего    

Планы лекций и практических занятий

 

№ п/п   Наименование темы Кол. часов
лекции семинары
1.   Философия как социокультурный феномен Исторические типы классической философии Становление и основные стратегии развития постклассической философии        
2.   Метафизика и онтология. Философия природы. Проблема человека в философии и науке. Сознание человека как предмет философского анализа.    
3.   Познание как ценность культуры и предмет философского анализа. Наука, её когнитивный и социокультурный статус.    
4. Природа социальной реальности и основные стратегии её исследования в философии. Философия техники.    
  Всего    

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

 

Минск 2011

 

 

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

Ф 56

 

Методическое пособие рекомендовано к изданию кафедрой философских учений БНТУ 17.03.11, протокол № 6.

 

 

Философия. методическое пособие для студентов технических и экономических специальностей/ Под общей ред. проф. Лойко А.И.. Минск, 2011.

 

 

Коллектив авторов: проф. Лойко А.И., проф. Семенюк В.А., проф. Старжинский В.П., проф. Уваров Л.В., доц. Булыго Е.К., доц. Дождикова Р.Н., доц.Жоголь Н.Н., доц. Лойко Л.Е., доц. Терлюкевич И.И., доц. Фонотова Э.А., доц. Якимович Е.Б., ст.преп. Мажитов А.А., преп. Волнистый А.Г., преп. Дроздович О.М., преп. Канарская В.И.

Под общей ред. проф. Лойко А.И.

 

 

В пособии даётся необходимый материал для изучения философии на основе программы, утвержденной 15.04.2008 г. Регистрационный № ТД-СГ 010/тип, содержатся рекомендации по самостоятельной работе, научно-исследовательской работе студентов.

 

 

УДК 1(075.8)

ББК 87я73

Ф 56

Коллектив авторов, 2011

Белорусский национальный технический университет, 2011

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Методическое пособие включает методические рекомендации, категориально-понятийный аппарат, вопросы, темы для рефератов, материал для cтудентов заочной формы обучения.

Рабочая программа по философии разработана исходя из специфики подготовки специалистов социально-экономического и инженерно-технического профиля. Значительное место отведено связи теоретических вопросов с актуальными задачами национального строительства, модернизации, инновационного развития, безопасности.

Философия систематизирует и упорядочивает мировоззренческую картину мира. Она позволяет видеть закономерное и особенное, необходимое и случайное, порядок, динамику и хаос в их взаимосвязи. При изучении философии происходит ознакомление будущих специалистов с особенностями научно-исследовательской и инновационной деятельности. Полнота объективных знаний о мире, человеке является необходимым основанием для осознания будущими специалистами ценностного статуса реальности, с которой они будут иметь дело (аксиологизм, экологизм, гуманизм, духовность, коэволюционизм, устойчивое развитие, безопасность, толерантность, модернизация, идентичность, мобильность).

Мировая и отечественная философия является квинтессенцией достижений человечества (мечты, творческие порывы, гениальность, талант, примеры критического мышления к знаниям, отображающим реальность, яркие идеи и социальные проекты, разочарования и неудачи и т.д.). Изучение философии предполагает целенаправленный и систематичный характер. При этом решаются задачи формирования 1) мировоззренческой культуры у студентов.

Под мировоззренческой культурой понимается связь человека с родной землей, душой народа, патриотизм, семейные и духовные традиции, трудолюбие, дисциплина, ответственность, предприимчивость, инициативность; 2) методологической культуры студентов.

Под методологической культурой понимаются компетенции, связанные с навыками научно-исследовательской деятельности, управления знаниями; 3) опытом осуществления идеологической, воспитательной работы.

 

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН.

(Материал к лекции и семинарскому занятию подготовлен А.И.Лойко - вопросы 1, 2, 3; Л.И.Уваровым - вопрос - 3).

Вопрос 1. Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.

 

Ключевые слова: философия, предмет, структура, раздел, форма общественного сознания, религия, теология, мифология, наука, функция.

Этимология слова. Термин «философия» происходит из греческого языка (в переводе с греческого – любовь к мудрости).

Философия как наука изучает природные и социальные системы, включая человека и его мировоззрение, исходя из диалектических принципов обьективности, познаваемости, развития реальности. На основе принципа системности философия формирует у человечества ценностное восприятие действительности с учетом планетарных ценностей выживания, гуманизма, плюрализма, веротерпимости, консолидированности в вопросах безопасности, устойчивости, ноосферогенеза, коэволюции.

Как форма общественного сознания философия тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой. Особенно активно развиваются взаимоотношения философии и экономики, поскольку человечеству необходимо решать принципиально важные задачи устойчивого развития. В Беларуси эти вопросы также имеют принципиально важное значение в связи с переходом страны на новый уровень самоорганизации, на котором ключевую роль будут играть предприимчивость и инициатива.

Тесные связи существуют между философами и инженерами. Многие из технических специалистов стали философствующими инженерами. Особенно заметно это в Германии, где с 1856 года существует Союз немецких инженеров. Философствующие инженеры появились в Х1Х веке в России и на Беларуси.

Предмет философии определился две тысячи лет назад. У европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества(первичности и вторичности материального и духовного начал – линия материализма и линия идеализма; познаваемости мира – линия гностицизма и линия скептицизма(агностицизма); социального оптимизма(прогрессивного развития) и социального пессимизма(апокалиптические представления).

Как наука философия формировалась до конца Х1Х века. Среди многочисленных научных дисциплин философия заняла междисциплинарный статус. Ее задачи связаны с синтезом конкретнонаучных знаний, методологическим анализом уровней, форм, методов научной деятельности, выработкой метатеоретических структур, способных отобразить реальность в контексте инновационно-коэволюционной стратегии развития человечества.

Структурно философия организована по разделам и направлениям, в рамках которых изучаются аспекты 1) пространственно-временной, динамической, материальной, духовной сущности реальности (онтология, философия природы, философия духа), сущности и природы человека, свойственного ему сознания и мировоззрения(философская антропология), познавательной деятельности человечества(гносеология, эпистемиология, философия и методология науки, логика), коммуникативной сущности человека, организации и структуры общества(социальная философия, философия власти, философия права, этика, эстетика, религиоведение, экономическая философия, философия инженерной деятельности); социальной динамики, научно-технического прогресса, коэволюции(философия истории, футурология); регионально-цивилизационной и национально-государственной идентичности человечества в свете процессов глобализации, межцивилизационной кооперации участников постсовременной реальности(философия идентичности, глобалистика, геополитика).

Постсовременнсть характеризуется особенной социокультурной динамикой связанной с глобализацией, борьбой с терроризмом, столкновением цивилизаций, возможным нарушением социоприродного равновесия, устойчивости мировой экономики, виртуализацией и актуальностью распознавания образов, растущей ценностью энергоресурсов.

Учитывая всю совокупность перемен, происходящих в постсовременную эпоху, Р. Барт, Ж. Деррида, М.Фуко, Ч. Дженкс, Ж. Бодрийар, Ж. Делёз, Ф. Гваттари, У. Эко, Ж. Лакан, И. Пригожин, Ж.-Ф. Лиотар, Ю. Хабермас, П. Козловски, М. Бахтин, С. Хантингтон и др. начали решать задачу модификации философии применительно к условиям постсовременности. Отечественная философия также активно включилась в процесс перемен. Ее акценты связаны с усилением методологической направленности предмета. Это обусловлено важностью научно-исследовательской деятельности, инноваций. Философия способна усовершенствовать культуру логического мышления, творческого мышления, сформировать инновационное мировоззрение.

Глобализация современного мира отражается и на философии. В ней усилились процессы интеграции различных интеллектуальных традиций, в первую очередь Востока и Запада. Однако компаративистский(сравнительный анализ) все еще уступает место анализу региональных философских традиций в их разрозненной самобытности. Поэтому прежде чем изучать эти философские традиции и взгляды отдельных философов важно проникнуться общей мировоззренческой проблематикой современного человечества с тем чтобы в последующем легко обнаруживать в разных культурах то, что интересует и обьединяет человечество, несмотря на обособленную тысячелетнюю историю развития.

Беларусь через своих интеллектуальных представителей, религиозных деятелей, видных политиков и экономистов включена в мировую динамику мировоззрения, его антиномии и противоречия. Поэтому она строит свое мировоззрение как транзитивная и трансграничная культура с учетом того, что у нее исторически сформировались геополитические приоритеты добрососедства, диалога со всеми участниками мирового процесса с учетом его цивилизационного разнообразия. При этом идеология государства строится на базовых ценностях белорусского народа, того факта, что представители этого народа формировали и формируют философское мировоззрение человечества наравне с другими участниками этого процесса. Поэтому у Беларуси есть друзья в самых отдаленных уголках планеты, которые оказывают ей не только моральную поддержку, но и участвуют в совместных программах как на уровне международных организаций, так и национальных и региональных программ.

Вопрос 2. Мировоззрение, его структура и функции.

Ключевые слова: философия, мировоззрение, идеология, мироощущения, миропонимание, ценности, традиции, нормы, идеалы, потребности, идеи.

Мировоззрение - это система взглядов и представлений человечества об окружающем мире, своем месте в нем обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом жизни, знаниями. В структуре мировоззрения можно выделить психологические и идеологические компоненты, уровни мироощущений и миропонимания. Мироощущение - отражает способность человека переживать мир и формировать конкретное жизненно-практическое отношение к нему. Миропонимание связано со способностью человека осмыслять мир, анализировать скрытые за внешней видимостью закономерности и на этой основе разрабатывать идеологию.

Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами, идеями, потребностями.

Ценности отражают наличие в общественном сознании людей представления о значимости общечеловеческих, национальных, локальных пространств, образа жизни, людей (родных, близких, знакомых, друзей, любимых), социальных общностей(семья, малая и большая Родина), религиозно-духовных институтов и культурных памятников.

Ценности делятся на общеловеческие (гуманизм, свобода, права человека, охрана окружающей среды), региональные (цивилизационные), национально-государственные (независимость, безопасность, мирное сосуществование народов), групповые(толерантность, религиозная веротерпимость, культурный плюрализм), индивидуальные(свобода творчества, права человека).

Ценности формируют в общественном сознании функцию ценностных отношений, оценки. Соответственно формам общественного сознания выделяют моральные, эстетические, религиозно-духовные, политические, экономические, правовые, утилитарные(потребительские), научные ценности.

Ценности, которые имеют преемственную функцию обозначаются как традиции наследования материальных, культурных и духовных значимостей, представленных артефактно, текстуально, архитектурно, материально (земля, хозяйство).

Отношение к традициям характеризует человечество по следующим группам: архаики, традиционалисты, консерваторы, неоконсерваторы, модернисты, нигилисты, маргиналы. Одни из этих людей стремятся к сохранению традиционных ценностей семьи, брака, образа жизни, религиозности, другие – видят в традиционных ценностях препятствие, преграду, которую они пытаются разрушить (нигилисты).

Нормы – это фундаментальные правила жизнедеятельности человечества, обязательные к исполнению в силу их регулятивной общественной функции, связанной с обеспечением безопасности общения, деятельности, поведения. Нормы имеют региональные и национальные особенности. Правовые нормы предполагают санкции принудительного характера, технические – как принудительного, так и административного, моральные – назидательны, эстетические – рекомендательны.

Идеалы отражают стремление человечества к лучшим образцам общения, поведения, деятельности, к свободе и независимости. Индивидуальные идеалы отображают мечты людей о личном счастье, любви, переживания родителей по поводу будущего детей.

По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на патриотическое, национальное, либеральное, консервативное, маргинальное.

Мировоззрение тесно связано с идеологией и в этой функции оно решает задачи консолидации народа, социальной общности для совместного решения национальных и общечеловеческих задач особенно в ключевые моменты развития. В Республике Беларусь идеологическая работа является частью государственной политики и отражает стремление молодого государства к стабильности, устойчивости, безопасности. Активизация этой работы происходит под воздействием актуальных событий, таких например, как выборы в парламентские и местные структуры, выборы главы государства. Специалисты готовят необходимые материалы для проведения единых дней информирования с учетом специфики развития страны и регионов. Эти материалы становятся предметом размышления в трудовых коллективах и получают соответствующую обратную связь в виде вопросов и запросов, актуальных репортажей. На эти сигналы с мест активно реагирует глава государства, парламентарии, министерства, местные власти, что способствует борьбе с коррупцией, бюрократизмом, волокитой в решении назревших проблем. Важными стали встречи представителей государственной власти на местах. Важную роль в этой деятельности играет общественное объединение «Белая Русь» и профсоюзы. Новые формы идеологической работы являются предметом осмысления философии и соответствующего категориального обоснования в виде понятий идентичности, национального самосознания, патриотизма, толерантности, веротерпимости, сбалансированности общественного сознания, исторической памяти.

Идеологическая функция философии строится на диалектической взаимосвязи традиций и инноваций. Инновационная деятельность стала долгосрочным механизмом развития страны. Ее гармонично дополняет модернизация уже существующего аграрного и промышленного комплексов. При этом созидательная работа народа приобрела системных характер и включает параметры не только природно-ресурсные, но и человеческий капитал, а также отражает присущую белорусам любовь к родной земле и всему живому. Поэтому за основу идеологической составляющей мировоззрения взяты принципы сохранения биологического разнообразия планеты и страны, устойчивого развития, коэволюции общества и биосферы. Эти акценты стали ключевыми в процессах модернизации инфраструктуры и коммуникаций, целых регионов, таких как Беловежская пуща, Припятское Полесье, Браславские озера, Нарочанский край. Применительно к задачам национального развития государство использует белорусскую модель развития общества. Эта модель решает задачи переходного периода, связанные со стабилизацией общественной жизни, экономики, созданием условий для функционирования институциональных структур гражданского общества, либерализации.

 

Вопрос 3. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го – 21-го веков.

Ключевые слова: мифология, религия, наука, мировые религии, устойчивое развитие, плюрализм, духовное возрождение.

 

М ифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы исторической эволюции общественного сознания человечества.

Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым способом понимания древним человеком окружающего мира, своих действий в нем и самого себя. В мифопоэтическом миропонимании, где мысли и эмоции сливаются в единые «мыслеобразы», царствует творческая игра коллективного бессознательного, являющегося общим, «обязательным» для всех рас, народов и национальностей. В мифах нет рассудочно-критического различения «субъективного» и «объективного», «идеального» и «материального», «Я» и «Ты». Как нет такого различия в сказках, грезах, фантазиях, в любовном экстазе, в интуитивных озарениях.

Живое подобие человека космосу как пред-логика и до-категориальное образование – это уже и исходная метафора в мифах, или вид образного сходства, сравнения. Здесь неизвестное объяснялось с помощью известного, природное – через человеческое, божественное – посредством земного.

Центростремительная сила действия метафор, как и других изобразительных средств, заключена в символе, который, словно волшебное заклинание: «Сезам, откройся!», образует начало, систему координат постижения материальных и духовных параметров мира, других людей и самого себя. Тайну символа можно приоткрыть, сравнивая его с радугой, которая вспыхивает при воздействии бесцветного светового луча на влагу души – чувственную, эмоциональную, зримую.

Универсальный смысложизненный образ подобия человека и окружающего его мира – это не досадное недоразумение «примитивного» мифологического мышления и не иллюзия наделения человеком языческих богов собственными качествами и способами поведения. Как ни парадоксально, но в древних мифах Ближнего Востока, а затем и Античной Греции обнаруживаются удивительные, даже гениальные интуитивные прозрения, которые подтверждаются самыми современными направлениями, как в естественных, так и в гуманитарных науках!

Наиболее красочно, глубоко и полно человек как личность выразил себя в мифе. Вот почему и жизнь, и человеческое бытие – это не абстрактные категории, а личностный миф. Вообще, личность – это миф, символ, воплощающий траекторию жизни человека, ее смысл и судьбу.

В мифах даны также научные и культурно-исторические предвосхищения последующих эпох. Как подчеркивает выдающийся русский и советский ученый А.Ф. Лосев (1893 - 1988), мифология – основа и опора всякого знания, и абстрактные науки только потому и могут существовать, что есть у них та полнокровная и реальная база, от которой они могут отвлекать те или другие абстрактные конструкции. По мнению А.Ф. Лосева, античные и более поздние толкователи знаменитого мифа о Прометее находили в нем своеобразную «модель» и для космоса, и для всей жизни, и для человека как разумного существа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.