КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Общая характеристика нервной системы человека
Введение Челябинск
В данном учебно-методическом пособии рассмотрены анатомические, физиологические и возрастные особенности нервной системы человека: строение нервной ткани, нервных волокон, нейронов; проведение возбуждения по нервным волокнам; свойства нервных центров; строение и принципы функционирования синапсов. Дано общее представление о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце и принципах координационной деятельности ЦНС. В данном учебно-методическом пособии акцентируется внимание на возрастные особенности структуры и функции нервных клеток. Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего образования и предназначено для студентов факультета физической культуры и БЖ, а также РИПОДО. Рецензент: доктор биологических наук, профессор ЮУрГУ Попова Т.В. Анатомия и физиология- это важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знать «устройство», отличительные особенности органов, систем, тканей, клеток организма человека должен каждый педагог по физической культуре, безопасности жизнедеятельности, дошкольной педагогике, логопедии и др. Человек как представитель животного мира, подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым существам. Но отличительной особенностью человека является высшая нервная деятельность, высокоразвитый интеллект, наличие членораздельной речи, социальные условия жизни и многое другое. Знание особенностей строения и функций человеческого организма полезно любому человеку, так как может возникнуть потребность оказать первую медицинскую помощь (остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание и т.п.). Знание анатомии и физиологии с возрастными особенностями организма даёт возможность разрабатывать гигиенические нормы, необходимые в быту в целях сохранения здоровья человека. В данном учебно-методическом пособии уделяется внимание возрастным особенностям систем организма человека. Это даст возможность понять механизмы происходящих в организме в различные возрастные периоды процессов, изучить взаимосвязь человека с внешней средой, аномалий, пороков развития. Данное пособие является одним из серии пособий по возрастным и анатомо-физиологическим особенностям органов и систем организма человека. Пособие содержит новые научные знания и факты, выявляющие основные закономерности развития нервной системы организма человека. Совершенствование методов исследования, широкое использование электронного микроскопа, научные достижения в области молекулярной биологии, биофизики, биохимии, генетики позволили обобщить имеющиеся в пособии научные факты.
Нервная система объединяет организм человека в единое целое, регулирует и координирует функции всех органов и систем, поддерживает постоянство внутренней среды организма (гомеостаз), устанавливает взаимоотношения организма с внешней средой. Для нервной системы характерны точная направленность нервных импульсов, большая скорость проведения информации, быстрая и точная приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды. Кроме этого, у человека нервная система составляет материальную основу психической деятельности, анализа и синтеза поступающей в организм информации (мышления, речи, сложных форм социального поведения). Эти сложнейшие и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток (нейронов), выполняющих функцию восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Сигналы (нервные импульсы) от органов и тканей тела человека и из внешней среды, воздействующей на поверхность тела и органы чувств, поступают по нервам в спинной и головной мозг. В мозге человека происходят сложные процессы обработки поступившей в него информации. В результате из мозга также по нервам к органам и тканям идут ответные сигналы, вызывающие ответную реакцию организма, которая проявляется в виде мышечной или секреторной деятельности. В ответ на поступившие из мозга импульсы происходит сокращение скелетных мышц или мускулатуры в стенках внутренних органов, кровеносных сосудов, а также секреция различных желез - слюнных, желудочных, кишечных, потовых и других (выделение слюны, желудочного сока, желчи, гормонов железами внутренней секреции). Нервная система обеспечивает эффективное приспособление организма к изменениям окружающей среды, формирует целенаправленное поведение. Она представлена спинным, продолговатым, средним, промежуточным мозгом, варолиевым мостом, мозжечком, базальными ганглиями и корой полушарий головного мозга. Каждая из этих структур имеет морфологическую и функциональную специфику. Но у всех структур, наряду с этим, есть ряд общих свойств и функций, к которым относятся: нейронное строение; электрическая или химическая синаптическая связь между нейронами; образование локальных сетей из нейронов, реализующих специфическую функцию; множественность прямых и обратных связей между структурами; способность нейронов всех структур к восприятию, обработке, хранению и передаче информации; преобладание числа входов для ввода информации над числом выходов для вывода информации; способность к параллельной обработке разной информации; способность к саморегуляции; функционирование на основе рефлекторного доминантного принципа. Число нервных элементов, будучи очень ограниченным у примитивных организмов, в процессе эволюционного развития нервной системы достигает многих миллиардов у приматов и человека (нервных клеток - 60 %, клеток нейроглии - 40% от объема нервной ткани). При этом количество синаптических контактов между нейронами приближается к астрономической цифре - 1015. Сложность организации ЦНС проявляется также в том, что структура и функции нейронов различных отделов мозга значительно варьируют. Тем не менее результаты исследования различных отделов мозга или клеток нервной системы животных, стоящих на разных уровнях эволюционного развития, позволяют выделить ряд общих закономерностей, определяющих течение основных нервных процессов: возбуждения и торможения в нейронах и синапсах ЦНС.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |