КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для проверки знаний по темам 13—20
Подведение итогов Практическая работа. Закрепление пройденного материала Какие литературные примеры дружбы вы знаете? У кого из литературных героев можно поучиться умению дружить? Верно ли, что в прежние времена дружба ценилась больше, чем сейчас? Тест «Настоящий друг» (прил. 12). 1. Как вы понимаете термин «психодинамические особенности»? 2. Что такое темперамент? Как он проявляется в общей активности, эмоциональной и моторной сфере человека? 3. Проанализируйте особенности сильного и слабого типа нервной 4. Назовите четыре типа темперамента и дайте им общую характеристику. 5. Какие особенности личности характеризует показатель экстраверсия — иптроверсия? Проанализируйте различия между двумя полюсами этого показателя. 6. Что такое нейротизм? Каким типам темперамента присущ его высокий уровень? Как он проявляется в поведении человека? 7. Начертите «круг Айзенка» и поясните расположение на нем четырех типов темперамента.
8. Как разные типы темперамента проявляются в общении? Какое положение в коллективе скорее займет холерик? меланхолик? сангвиник? 9. Как реагируют на ущемление прав своей личности люди разных темпераментов?
10. Как распознать темперамент человека по речи, походке, мимике? 11. Как проявляются в деятельности особенности холерика и меланхолика? Профессии какого типа подходят для них больше, а какого — меньше? 12. Как проявляются в деятельности особенности сангвиника и флегматика? Профессии какого типа подходят для них больше, а какого — меньше? 13. Что такое характер человека с точки зрения психологии? Как ОН проявляется в разных сферах жизнедеятельности? 14. Каково соотношение между характером и темпераментом? 15. Проанализируйте взаимосвязь и различия между характером и личностью. 16. Что такое самосознание человека? 17. Охарактеризуйте два аспекта образа «Я»: знание о себе и самоотношение. 18. Что понимают в психологии под «Я-концепцией»? Каковы ее составляющие? 19. Что такое самооценка? Что означает «Я-реалыюе» и «Я-идеальное»? 20. Какой может быть самооценка человека? 21. Проанализируйте, как отражается на поведении тот или иной уровень самооценки. 22. От чего зависит формирование самооценки? 23. Какие формы и аспекты самоотношения вы можете выделить? 24. Что такое самоуважение и каково его соотношение с уровнем притязаний? Проанализируйте формулу Джеймса. 25. Почему люди с высоким уровнем самоуважения лучше адаптируются к жизни? 26. Вспомните некоторые из рекомендаций Ф. Зимбардо: как сохранить и развить позитивное отношение к себе. 27. Охарактеризуйте роль чувств и эмоций в жизни человека. 28. Что образует эмоциональную сферу человека? Какие формы переживания чувств вы знаете? 29. Что такое эмоции? От чего зависит интенсивность эмоций? 30. Что такое аффекты? Охарактеризуйте причины их возникновения. 31. Каковы основные характеристики чувств? 32. Назовите и охарактеризуйте основные виды эмоций. 33. Какие 6 стилей, выражающие разные стороны любви, выделяют современные исследователи?
34. Предложите свое понимание разницы между любовью и увлечением. 35. Опишите одну из современных гипотез, объясняющих причины выбора «предмета любви». 36. Проанализируйте различия между «пессимистической» и «оптимистической» моделями любви. 37. Какие факторы могут служить «разрушителями» любви? 38. Назовите отличительные признаки насилия в личных отношениях. 39. Вспомните, какие рекомендации могут помочь пережить разрыв отношений. 40. Каковы, на ваш взгляд, главные принципы дружеских отношений? 41. В чем состоит особенность юношеской дружбы? 42. Охарактеризуйте факторы, способствующие зарождению и поддержанию дружеских отношений. Раздел IV. САМОРЕГУЛЯЦИЯ ТЕМА 21. СТРЕСС ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека; показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Ход работы На предыдущем уроке мы говорили о том, как сохранить отношения любви и дружбы, избежать разочарований. Но иногда потери неизбежны. Переживания утраты, предательства, разлуки, да и более прозаические — волнения перед экзаменами, ощущение несправедливости, большие перегрузки и недостаточный отдых могут привести к сильному стрессу и депрессии. Вот об этом мы сегодня и поговорим. Юные годы — время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проблема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. В нашей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, которые являются стрессорами. Мы уже несколько минут говорим о стрессе, и, вероятно, каждый из вас вкладывает свой смысл в это понятие. Как вы думаете, что такое стресс? 1. Что такое стресс? Итак, стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) — состояние общего возбуждения, психологического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или специфично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с поверхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие — например, бег вверх по лестнице — требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, улуч- шая кровоснабжение мышц. Все это — специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться (адаптироваться) к изменившимся условиям. Неспецифическими требованиями является необходимость перестройки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение о гибели было ложным, и сын неожиданно войдет в дом целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Стрессорное действие этих двух событий — неспецифическое требование приспособления к новой ситуации — может быть для организма одинаковым.
Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое повреждение (механическое, инфекцию и т. д.). В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса. 2. Стресс и дистресс. Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь — это постоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А приспособляемость, по его мнению, — это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равенлулю (это означало бы смерть). Дистресс (в переводе с английского distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) — это перенапряжение адаптационных механизмов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность человека, вплоть до ее полной дезорганизации. Некоторые эмоциональные факторы (например, фрустрация — субъективное ощущение невозможности удовлетворить актуальную потребность) превращает стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием. 3. Фазы развития стресса. Концепция биологического стресса 1) реакция тревоги; 2) фаза сопротивления; 3) фаза истощения. После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако если стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни и даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии (связанной с биологическими, эндокринными особенностями организма) и поэтому к одной и той же ситуации одному человеку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т. е. у каждого свои стрессоры. А теперь давайте выясним: каковы главные стрессоры для каждого из вас? Упражнение. «Незаконченные предложения» Попробуйте завершить следующую фразу: «Я переживаю сильный стресс, когда...» 4. Влияние стресса на организм человека. Стрессовые ситуации Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развиваются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечного тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все
аще говорят о том, что многие болезни имеют так называемое психосоматическое происхождение — к ним относятся язва, бронхиальная астма, гипертония и др. При этих болезнях наблюдаются поражения физических органов, но вызваны они психологическими причинами, чаще всего стрессом, а точнее — неумением к нему адаптироваться. 5. Способы реагирования на стресс. Выбор правильного способа реагирования на стрессоры является одним из главных моментов, обеспечивающих гомеостаз (равновесие) организма. В некоторых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое высказывание: «Господи, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научиться отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо). Как ни парадоксально это звучит, для счастья человеку требуется определенный уровень стресса — он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто растительной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье. Однако люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в выбранной области, также встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. Поэтому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфортно, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой. Г. Селье утверждает, что мы не должны — да и не можем — избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отношение к жизни. Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нужны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближайших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющейся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодолимых трудностей для их достижения — важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в течение всей жизни. Наличие отдаленной цели — например, поиск смысла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину.— поможет преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюминутных потребностей. Вы провалились на экзамене? Вас ограбили? Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь — дальше и выше... Итак, как вы думаете, когда нужно избегать стресса, а когда это делать бессмысленно? 6. Как справиться со стрессом? Умение справиться с дистрессом и депрессией особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с близким человеком. Итак, разрыв, все кончено. В этот момент мы все чувствуем отчаяние. И всех мучают вопросы: почему? за что? Испытав настоящий шок, мы отказываемся верить в происходящее, надолго лишившись способности и чувствовать, и соображать. Шок и потеря ощущения реальности — защитная реакция организма. Разрыв с любимым — это эмоциональный удар такой силы, что разум отказывается его воспринимать. Так что именно заторможенность и спасет в самые первые дни «синдрома разбитого сердца», когда все с нетерпением ждут от вас объяснений, как все случилось и почему. Следующая стадия «синдрома разбитого сердца» — депрессия. Наконец начинает доходить смысл случившегося. Главное — помните: депрессивное состояние в такой момент абсолютно нормально, это не худший способ справиться с душевными переживаниями. Только, пожалуйста, не замыкайтесь в себе. Как только начинает казаться, что от горя и от отчаяния не спастись, вас вдруг охватывает гнев. Это стадия «синдрома разбитого сердца» вступает в права совершенно без вашего участия. Еще минуту назад вы тяжело горевали и винили в случившемся себя, а сейчас вы кипите от ярости и через несколько мгновений изливаете свой гнев на окружающих. В этот момент вы чувствуете, будто бы пребывали в зимней спячке и только сейчас пробудились от нее. Что действительно опасно на этой стадии — это жажда мести. Поэтому постарайтесь свой гнев направить в русло позитивное — это поможет вновь обрести вкус к жизни и понять, что она может продолжаться и без него или нее. Последняя стадия синдрома — примирение со случившимся — тоже может оказаться нелегкой и порядком терзает вас тоской по минувшему. Хотите верьте, хотите нет, но не "вечно вы будете засыпать, видя его или ее светлый образ перед собой, и не будете вечно пробуждаться по утрам с его или ее именем на устах. И если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столкнуться с «синдромом разбитого сердца», то постарайтесь вспомнить
наш сегодняшний урок и поверить в то, что разрыв пережить можно. Это придаст вам храбрость, необходимую для того, чтобы вновь отважиться полюбить. О других способах достижения душевного равновесия — приемах саморегуляции — мы поговорим с вами на следующем уроке.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |