Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проверки знаний по темам 13—20




Подведение итогов

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Какие литературные примеры дружбы вы знаете?

У кого из литературных героев можно поучиться уме­нию дружить?

Верно ли, что в прежние времена дружба ценилась боль­ше, чем сейчас?

Тест «Настоящий друг» (прил. 12).

1. Как вы понимаете термин «психодинамические особенности»?

2. Что такое темперамент? Как он проявляется в общей активности, эмо­циональной и моторной сфере человека?

3. Проанализируйте особенности сильного и слабого типа нервной
системы.

4. Назовите четыре типа темперамента и дайте им общую характеристику.

5. Какие особенности личности характеризует показатель экстраверсия — иптроверсия? Проанализируйте различия между двумя полюсами этого показателя.

6. Что такое нейротизм? Каким типам темперамента присущ его высо­кий уровень? Как он проявляется в поведении человека?

7. Начертите «круг Айзенка» и поясните расположение на нем четырех типов темперамента.


 

8. Как разные типы темперамента проявляются в общении? Какое положение в коллективе скорее займет холерик? меланхолик? сангви­ник?

9. Как реагируют на ущемление прав своей личности люди разных тем­пераментов?

 

10. Как распознать темперамент человека по речи, походке, мимике?

11. Как проявляются в деятельности особенности холерика и мелан­холика? Профессии какого типа подходят для них больше, а какого — меньше?

12. Как проявляются в деятельности особенности сангвиника и флегма­тика? Профессии какого типа подходят для них больше, а какого — мень­ше?

13. Что такое характер человека с точки зрения психологии? Как ОН про­является в разных сферах жизнедеятельности?

14. Каково соотношение между характером и темпераментом?

15. Проанализируйте взаимосвязь и различия между характером и лич­ностью.

16. Что такое самосознание человека?

17. Охарактеризуйте два аспекта образа «Я»: знание о себе и самоотно­шение.

18. Что понимают в психологии под «Я-концепцией»? Каковы ее со­ставляющие?

19. Что такое самооценка? Что означает «Я-реалыюе» и «Я-идеальное»?

20. Какой может быть самооценка человека?

21. Проанализируйте, как отражается на поведении тот или иной уро­вень самооценки.

22. От чего зависит формирование самооценки?

23. Какие формы и аспекты самоотношения вы можете выделить?

24. Что такое самоуважение и каково его соотношение с уровнем притя­заний? Проанализируйте формулу Джеймса.

25. Почему люди с высоким уровнем самоуважения лучше адаптируют­ся к жизни?

26. Вспомните некоторые из рекомендаций Ф. Зимбардо: как сохранить и развить позитивное отношение к себе.

27. Охарактеризуйте роль чувств и эмоций в жизни человека.

28. Что образует эмоциональную сферу человека? Какие формы пере­живания чувств вы знаете?

29. Что такое эмоции? От чего зависит интенсивность эмоций?

30. Что такое аффекты? Охарактеризуйте причины их возникновения.

31. Каковы основные характеристики чувств?

32. Назовите и охарактеризуйте основные виды эмоций.

33. Какие 6 стилей, выражающие разные стороны любви, выделяют со­временные исследователи?


 




34. Предложите свое понимание разницы между любовью и увлечением.

35. Опишите одну из современных гипотез, объясняющих причины вы­бора «предмета любви».

36. Проанализируйте различия между «пессимистической» и «оптими­стической» моделями любви.

37. Какие факторы могут служить «разрушителями» любви?

38. Назовите отличительные признаки насилия в личных отношениях.

39. Вспомните, какие рекомендации могут помочь пережить разрыв от­ношений.

40. Каковы, на ваш взгляд, главные принципы дружеских отношений?

41. В чем состоит особенность юношеской дружбы?

42. Охарактеризуйте факторы, способствующие зарождению и поддер­жанию дружеских отношений.


Раздел IV. САМОРЕГУЛЯЦИЯ

ТЕМА 21. СТРЕСС

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «стресс», влияни­ем стресса и дистресса на организм и психику человека; пока­зать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессо­вых ситуациях.

Ход работы

На предыдущем уроке мы говорили о том, как сохра­нить отношения любви и дружбы, избежать разочарова­ний. Но иногда потери неизбежны. Переживания утраты, предательства, разлуки, да и более прозаические — волне­ния перед экзаменами, ощущение несправедливости, боль­шие перегрузки и недостаточный отдых могут привести к сильному стрессу и депрессии. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

Юные годы — время нелегкое. Перед вами постоянно стоит проб­лема выбора, вы по-новому оцениваете себя, других людей. В на­шей сегодняшней жизни полно совершенно реальных вещей, кото­рые являются стрессорами.

Мы уже несколько минут говорим о стрессе, и, вероят­но, каждый из вас вкладывает свой смысл в это понятие. Как вы думаете, что такое стресс?

1. Что такое стресс? Итак, стресс (от англ. stress — давление, на­жим, напряжение) — состояние общего возбуждения, психологичес­кого напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстре­мальных ситуациях, неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды.

Что значит неспецифическая реакция? Каждое предъявляемое организму требование в каком-то смысле своеобразно или спе­цифично. На морозе мы дрожим, чтобы выделить больше тепла, а кровеносные сосуды сужаются, уменьшая потери тепла с по­верхности кожи. На солнцепеке мы потеем, и испарение пота охлаждает нас. Мышечное усилие — например, бег вверх по лест­нице — требует дополнительного источника энергии, поэтому учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, улуч-



шая кровоснабжение мышц. Все это — специфические реакции организма, позволяющие ему приспособиться (адаптироваться) к изменившимся условиям.

Неспецифическими требованиями является необходимость перестрой­ки, адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Существенна лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели в бою единственного сына, испытывает страшное душевное по­трясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение о гибели было ложным, и сын неожиданно войдет в дом целым и невредимым, она по­чувствует сильнейшую радость. Стрессорное действие этих двух со­бытий — неспецифическое требование приспособления к новой ситуа­ции — может быть для организма одинаковым.

 

Уровень ' { 1  
стресса    
  Крайне ---------- Крайне
  неприятно приятно *"

Понятие «стресс» было введено канадским эндокринологом Гансом Селье. Он разработал теорию стресса, которая имела сначала чисто медицинское значение и описывала реакции организма на любое по­вреждение (механическое, инфекцию и т. д.). В последнее время на первое место вышла проблема психоэмоционального стресса.

2. Стресс и дистресс. Часто путают понятия стресса и дистресса. Селье говорит, что стресса невозможно избежать. Жизнь — это по­стоянный стресс (т. е. необходимость приспосабливаться). А при­способляемость, по его мнению, — это главная отличительная черта живого существа. Мы испытываем стрессы разной интенсивности в любых ситуациях. Этот уровень низок в минуты равнодушия или сна, но никогда не равенлулю (это означало бы смерть). Дистресс (в переводе с английского distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда) — это перенапряжение адаптационных механиз­мов, которое оказывает отрицательное влияние на деятельность че­ловека, вплоть до ее полной дезорганизации.


Некоторые эмоциональные факторы (например, фрустрация — субъективное ощущение невозможности удовлетворить актуальную потребность) превращает стресс в дистресс, а физические усилия в большинстве случаев обладают противоположным действием.

3. Фазы развития стресса. Концепция биологического стресса
выделяет три фазы развития стресса:

1) реакция тревоги;

2) фаза сопротивления;

3) фаза истощения.

После первоначальной реакции тревоги организм адаптируется и оказывает сопротивление. Однако если стрессор оказался слишком сильным или врожденная приспособляемость организма недостаточна, наступает истощение, могущее привести к болезни и даже летальному исходу. Селье считает, что каждому человеку присущ определенный уровень некоей адаптационной энергии (связанной с биологическими, эндокринными особенностями организма) и поэтому к одной и той же ситуации одному челове­ку приспособиться легко, а другому подчас невозможно, т. е. у каждого свои стрессоры.

А теперь давайте выясним: каковы главные стрессоры для каж­дого из вас?

Упражнение. «Незаконченные предложения» Попробуйте завершить следующую фразу: «Я переживаю силь­ный стресс, когда...»

4. Влияние стресса на организм человека. Стрессовые ситуации
по-разному действуют на людей: одних сильный стресс мобилизу­
ет, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти.
Если у первых во время стресса эффективность деятельности воз­
растает до определенного предела («стресс льва»), то у других она
сразу падает («стресс кролика»). Так, некоторые учащиеся в ситуа­
ции экзамена чувствуют приток сил, повышение тонуса, которые
ведут к обостренному восприятию, позволяют вспомнить лишь
мельком слышанную информацию; другие же от волнения забыва­
ют даже то, что хорошо знают, «мямлят» и могут даже упасть в об­
морок.

Непрерывная череда стрессов может быть опасной для здоровья. Тогда резко ломаются нормальные механизмы саморегуляции и формируются хронические, порой неизлечимые болезни. Развива­ются неврозы, нарушения сна, снижается иммунитет, возникают сердечно-сосудистые заболевания, поражения желудочно-кишечно­го тракта. Это цена за слишком сильные переживания. Медики все


 




аще говорят о том, что многие болезни имеют так называемое пси­хосоматическое происхождение — к ним относятся язва, бронхиаль­ная астма, гипертония и др. При этих болезнях наблюдаются пора­жения физических органов, но вызваны они психологическими при­чинами, чаще всего стрессом, а точнее — неумением к нему адапти­роваться.

5. Способы реагирования на стресс. Выбор правильного спосо­ба реагирования на стрессоры является одним из главных момен­тов, обеспечивающих гомеостаз (равновесие) организма. В некото­рых случаях имеет смысл что-то «пропустить мимо ушей», а иногда нужно «принять вызов». Есть такое мудрое высказывание: «Госпо­ди, дай мне терпения принять то, что я не в силах изменить; дай мне силы изменить то, что я могу изменить; и дай мне мудрость научить­ся отличать одно от другого» (Рейнольд Нейборо).

Как ни парадоксально это звучит, для счастья человеку требует­ся определенный уровень стресса — он различен для разных людей. Лишь в редких случаях человек склонен к пассивной, чисто расти­тельной жизни. Люди нуждаются в чем-то большем, чем просто пища, одежда и жилье. Однако люди, беззаветно преданные своему идеалу и готовые посвятить свою жизнь совершенствованию в вы­бранной области, также встречаются нечасто. Большинству людей в равной мере не нравится и отсутствие стресса, и избыток его. По­этому каждый должен тщательно изучить самого себя и найти тот уровень стресса, при котором он чувствует себя наиболее комфорт­но, какое бы занятие он ни избрал. Кто не сумеет изучить себя, тот будет страдать от дистресса, вызванного отсутствием стоящего дела или постоянной чрезмерной перегрузкой.

Г. Селье утверждает, что мы не должны — да и не можем — избе­гать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизмы и выработаем соответствующее отно­шение к жизни.

Итак, стресс неизбежен, но от дистресса уберечься можно. По мнению Селье, для сохранения душевного равновесия человеку нуж­ны какая-то цель в жизни, которую он считает высокой, и гордость, что он трудится ради ее достижения. Правильный выбор ближай­ших и дальних целей, способность адаптироваться к изменяющей­ся ситуации, переопределять ближние цели в случае непреодоли­мых трудностей для их достижения — важное условие здорового существования человека. Отдаленная цель освещает путь в тече­ние всей жизни. Наличие отдаленной цели — например, поиск смыс­ла жизни, стремление достичь совершенства, постичь истину.— по­может преодолеть разочарование и дистресс при крушении сиюми­нутных потребностей. Вы провалились на экзамене? Вас ограбили?


Падение курса национальной валюты разорило вашу семью? Но ведь это мелочи по сравнению с вашей отдаленной целью, и они не могут сломить вас: ваш путь — дальше и выше...

Итак, как вы думаете, когда нужно избегать стресса, а когда это делать бессмысленно?

6. Как справиться со стрессом? Умение справиться с дистрес­сом и депрессией особенно полезно, когда необходимо пережить расставание с близким человеком.

Итак, разрыв, все кончено. В этот момент мы все чувствуем отча­яние. И всех мучают вопросы: почему? за что? Испытав настоящий шок, мы отказываемся верить в происходящее, надолго лишившись способности и чувствовать, и соображать. Шок и потеря ощущения реальности — защитная реакция организма. Разрыв с любимым — это эмоциональный удар такой силы, что разум отказывается его воспринимать. Так что именно заторможенность и спасет в самые первые дни «синдрома разбитого сердца», когда все с нетерпением ждут от вас объяснений, как все случилось и почему.

Следующая стадия «синдрома разбитого сердца» — депрессия. Наконец начинает доходить смысл случившегося. Главное — помни­те: депрессивное состояние в такой момент абсолютно нормально, это не худший способ справиться с душевными переживаниями. Только, пожалуйста, не замыкайтесь в себе.

Как только начинает казаться, что от горя и от отчаяния не спас­тись, вас вдруг охватывает гнев. Это стадия «синдрома разбитого сердца» вступает в права совершенно без вашего участия. Еще ми­нуту назад вы тяжело горевали и винили в случившемся себя, а сей­час вы кипите от ярости и через несколько мгновений изливаете свой гнев на окружающих. В этот момент вы чувствуете, будто бы пре­бывали в зимней спячке и только сейчас пробудились от нее.

Что действительно опасно на этой стадии — это жажда мести. По­этому постарайтесь свой гнев направить в русло позитивное — это поможет вновь обрести вкус к жизни и понять, что она может про­должаться и без него или нее. Последняя стадия синдрома — при­мирение со случившимся — тоже может оказаться нелегкой и по­рядком терзает вас тоской по минувшему.

Хотите верьте, хотите нет, но не "вечно вы будете засыпать, видя его или ее светлый образ перед собой, и не будете вечно пробуж­даться по утрам с его или ее именем на устах.

И если вдруг произойдет так, что в жизни вам придется столк­нуться с «синдромом разбитого сердца», то постарайтесь вспомнить


 




наш сегодняшний урок и поверить в то, что разрыв пережить мож­но. Это придаст вам храбрость, необходимую для того, чтобы вновь отважиться полюбить.

О других способах достижения душевного равновесия — приемах саморегуляции — мы поговорим с вами на следующем уроке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.