Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материла. Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

ТЕМА 27. ЮНОСТЬ

Подведение итогов

Обсуждение

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Причины возникновения подростковых характерологи­ческих реакций.

Что вызывает возникновение реакции оппозиции?

В каких случаях реакция имитации может положи­тельно влиять на личность подростка, а в каких — от­рицательно?

Чем отличается реакция компенсации от реакции гипер­компенсации?

Как проявляется реакция эмансипации?

У каких подростков чаще проявляется реакция группи­рования со сверстниками?

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с психологическими особеннос­тями юношеского возраста, изучить наиболее важные для этого пе­риода личностные новообразования; подвести к пониманию важно­сти выбора цели жизни, продумывания жизненного плана. Сфор­мировать навыки постановки ближних и дальних целей, согласова­ния целей и ценностей, «самопрограммирования» на успех.

На этом уроке мы поговорим о психологических осо-бенностях юношеского возраста, коснемся вопросов само- определения — выбора жизненного пути, вечных вопросов о смысле и цели жизни, о том, как можно «программи­ровать» себя самого на достижение успеха в жизни.

Итак, сегодня мы поговорим о вас, о вашем возрасте. Так что же такое юность?

 

1. Юность — переход от детства к зрелости. Юность — это опре­деленный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Значит, это период перехода от детства к


зрелости. В отечественной психологии считается, что юность обни­мает период жизни от 16 до 18 лет.

Юность — это также время быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, интеллекте, отношениях с родителями и свер­стниками, понимании свободы и ответственности.

?

Почему нужно знать об этом времени как можно больше? •)

Потому что это важное, полное стрессов и путаницы время жиз­ни, которое требует особого понимания! Старшеклассник прощает­ся с детством, с привычной жизнью. Оказавшись на пороге истин­ной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Льву Ни­колаевичу Толстому принадлежат слова: «Вера в себя, как и вера в Бога, способна творить чудеса». Они имеют непосредственное от­ношение именно к юности.

2. Особенности развития личности. Самооценка в ранней юнос­ти выше, чем в подростковом возрасте, хотя часто она еще далека от адекватности. Может быть, именно вера в себя, повышенный уро­вень притязаний является тем двигателем, который помогает в юно­сти строить фантастические планы и тратить много сил на их реа­лизацию. Главное — не опустить руки, если планы не сбываются, а, переоценив свои ресурсы (внутренние и внешние), действовать бо­лее обдуманно.

Завершается формирование «образа Я», молодые люди имеют уже более ясное представление о себе, хотя этот образ еще неустойчив, зависит от референтного круга общения (значимых людей, чаще всего сверстников) и даже массовой культуры. Из-за этого часто чужие ценности принимаются за свои и молодой человек или де­вушка серьезно огорчается, что не имеет шикарной машины, или дачи, или сверхмодной одежды. Кажется, что это именно то, что даст возможность чувствовать себя счастливым(ой). Однако внешние признаки имеют мало общего с сущностью вашего «Я», стремление быть своим (своей) в «крутой» компании стоит сопоставить со сво­ими ценностями и целями, а также задаться вопросом: действитель­но ли именно вы ценны для этих людей, или для них важен только ваш внешний облик?

Любовь и дружба — ключевые переживания юношеского возрас­та. Этим темам, как вы помните, были посвящены отдельные уроки. Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное по-


 




ложение в ряду других привязанностей. Юность считается приви­
легированным возрастом дружбы. Дружеское общение требует вза­
имопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основа­
но на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается
собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, само­
уважение.,

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. В это вре­мя часто не совпадают потребность в самораскрытии, человеческой близости и чувственность. Противопоставление любви как высоко­го чувства и биологичес*кой сексуальной потребности особенно резко выражено у мальчиков. Влюбляясь, они могут чувствовать глубо­кую привязанность к своей избраннице и в то же время испытыва­ют сильный, лишенный тонкого психологического содержания эро­тизм. Очень важно научиться различать возникающие чувство люб­ви и чувство физического влечения и соответственно выстраивать свое поведение.

 

Вы знаете, насколько большое значение в жизни человека имеет первая любовь, хотя по разным причинам очень редко люди создают семью именно с теми, кто был их первой лю­бовью. Как вы думаете, какими могут быть эти причины?

3. Формирование мировоззрения. Юность — период стабилиза­ции личности. В это время складывается система суждений об ок­ружающей действительности. Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бы­тия, жизненная философия человека, сумма всех его знаний. Фор­мирование мировоззрения связано со способностью индивида к аб­страктному мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение — не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации. Помните, на уроке «Лич­ность» мы проводили с вами тест, из которого вы определили для себя, каковы ваши главные ценности. Они и определяют ваше ми­ровоззрение, ваше определение для себя «смысла жизни». Вопрос: «Что такое счастье?», и более конкретно: «В чем состоит счастье для меня?» — это тоже вопрос ценностей.

Упражнение

Вспомните выполнение теста на выявление ваших ценностных ориентации, в течение 5 минут подумайте и выполните два задания:


 

1. Составьте список всех своих ценностей.

2. Составьте два списка под заглавием: «Все, чего я хочу: а) те­перь, б) в будущем».

 

* Эта работа может быть предложена как домашнее за­дание.

* Проблема «смысла жизни»

В вашем возрасте многие задумываются и о смысле своего су­ществования, и о перспективах развития всего человечества.

Но на вопросы о смысле жизни, счастье, цели жизни нет и не может быть общих ответов. Лучшие умы человечества бились над поиском смысла жизни, искали ответ на вопрос: для чего человек живет, в чем счастье? Если для вас актуальны эти во­просы, пищу для ума и сердца вам может дать серьезное чтение. Пробираясь по лабиринтам жизни, вы будете радоваться огонь­ку, зажженному для вас страстным сердцем Достоевского, муд­ростью Льва Николаевича Толстого, духовными исканиями отца Павла Флоренского. В книге Р. Баха «Чайка по имени Джона­тан Ливингстон» главный герой, одинокий и отвергнутый со­братьями, приходит к прозрению: «Смысл жизни не исчерпыва­ется борьбой за еду и власть в стае. Смысл жизни в том, чтобы достичь совершенства и рассказать об этом другим».

4. Моделирование будущего. Сознательно или бессознательно человек формирует свою собственную картину мира, которая, на­ряду с его картиной «Я» («образом Я»), влияет на его поведение, выбор жизненного пути. Картина мира, в свою очередь, имеет об­ратное воздействие по механизму «самореализующейся гипотезы» или «самоподтверждающегося пророчества» — что ожидаешь, то и

получишь.

Центральным новообразованием юношеского периода становит­ся самоопределение, профессиональное и личностное. Старшекласс­ник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

Дети и подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши на первый план выдвигают общие вопросы. Молодому человеку необходимо опре­делиться с ближней и дальней перспективой. Есть немалое количе­ство молодых людей, которые не хотят задумываться о будущем, откладывают все трудные вопросы «на потом». Установка на про-дленье веселья и беззаботности вредна для развития личности. Ре­шить главные возрастные задачи в этот период — самоопределить-


 



•jp-2719



ся — человек должен сам. (Конечно, принимая во внимание советы тех взрослых, которым доверяешь.)

В обычной жизни мы часто можем хотеть чего-то незначительно­го в масштабах судьбы, но важного сегодня, какую-то мелочь, на­пример, роликовые коньки, или чаю с лимоном, или такую же, как у Васи Птичкина, куртку. Желание это напоминает дневные грезы, мы видим, чувствуем и переживаем желаемое. В отличие от этого, как считает большинство людей, настоящие большие цели — это только необычные, значительные мечты.

Как же приблизиться к осуществлению мечты? Люди, которые действительно чего-то добились в жизни, знают, что, прежде чем начать достигать задуманное, его нужно представить, почувствовать, пережить. Психологические механизмы целеполагания в масштабах судьбы не отличаются от механизмов хотения роликовых коньков. Неважно, задумал ты стать классным специалистом или попить «Пепси-колы», психологическое программирование личности на до­стижение цели строится по одним и тем же законам.

Постановка реальных целей и разработка планов по их реализа­ции — очень важная способность, которая в конце концов гаранти­рует успех в жизни. Это умение вместе с коммуникативной компе­тентностью (этой теме будет посвящен наш курс в следующем году) составляет основу социальной компетентности — способности быть эффективным в выбранных областях деятельности.

Каждому хочется, чтобы ему сопутствовал успех.

?

Что же такое успех?

Успех — это последовательное достижение намеченных серьезных жизненных целей. Нельзя почувствовать себя достигнувшим чего-то, если ты не пожелал этого достигнуть. Нормально, когда человек мечтает и ставит задачи на будущее, «живет будущим», сколько бы лет ни было человеку и каков бы ни был его образ жизни. Ненор­мально, когда о будущем думать страшно и не хочется. Четкость и количество мыслей о будущем может служить надежным показате­лем психологического благополучия людей вашего возраста. Пла­нируя свою жизнь, мы стремимся обеспечить целесообразное, по­лезное использование наших духовных сил. Однако неосознанный страх перед постановкой действительно важных для себя целей за­крывает путь к самореализации.

Многие подростки находят тысячу способов «спрятать голову под крыло» и не ставят жизненно важных для себя целей. Со стороны у них можно видеть достаточное количество разнообразных способ-


ностей и успешность в достижении незначимых для них целей. Но как только цель становится действительно важной, может вклю­читься механизм, программирующий неудачу. И тогда срабаты­вает психологическая защита по типу «зелен виноград» (не очень-то и хотелось).

Можно научиться запускать механизм, программирующий вас на успех. Психологи выяснили, что человек вполне поддается самопрог­раммированию. (Помните, мы говорили с вами о силе самовнушения?)

Будущее поддается моделированию и даже нуждается в нем. Это ведь так важно — ваше будущее! Оно стоит того, чтобы потрудиться над выработкой серьезного жизненного плана. Человек, надеющийся на «авось», подобен песчинке в бурной реке. Может, и вынесет к берегу мечты, а может, забьет под корягу. Да, конечно, вы свободны, но свобода не значит отсутствие выбора, а также предполагает от­ветственность — в первую очередь за свою судьбу.

При моделировании будущего можно использовать ряд приемов:

—метод направленного воображения (этот метод называется еще самопрограммированием);

—навыки приведения в соответствие личных ценностей и целей;

—согласование ближней и дальней перспектив.

5. Техника самопрограммирования. Регулярно настраиваясь на желаемое, человек программирует себя на бессознательное приня­тие решений, которые приближают его к будущему. Человек неза­метно для себя оказывается в желаемом будущем.

Представляя и моделируя будущее, можно просто добавить к нему переживание успеха из имеющегося уже опыта таких переживаний. Именно направленное воображение может создать яркий образ жизненно важной цели, образ, который имеет тенденцию «притя­гивать к себе настоящее». Необходимо помнить, что:

1. Образ, который нужно построить, должен быть позитивным, т. е. приносящим удовлетворение, привлекательным.

2. Образ должен быть предельно конкретным, детализированным, подробным, следовательно, на его построение требуется время.

3. Это должен быть полисенсорный образ. Его нужно не только увидеть, но и услышать, почувствовать кожей и телом, ощутить за­пахи, вкус, пережить и усилить положительные эмоции, которые его сопровождают.

4. Представляемые образы должны быть конструктивными, без «не» (например, не «Я больше не толстая», а «Я стройная и подтя­нутая, вот какая Я»).

5. Образ должен быть сконструирован в настоящем времени
(не «У меня будет отдельная квартира», а «У меня есть вот такая
квартира»).

12*

 


Мы сейчас попробуем потренироваться в использовании метода направленного воображения, но эффект дает только систематичес­кое применение данного навыка.

Упражнение «Мой день через 10 лет»

создан с помощью упражнения

Это упражнение предполагает работу с образами, поэтому для того, чтобы легче было его выполнить, проведем вначале подгото­вительное упражнение.

«Цветок»

Вам нужно принять удобную позу, расслабиться, закрыть глаза и несколько раз глубоко вздохнуть. Теперь слушайте мой голос и со­здавайте свои внутренние образы. «Представьте себе цветок. Попро­буйте увидеть его в деталях. Как он освещен? Какого он цвета? Куда крепится его стебель? Рассмотрите подробно его лепестки и ли­стья. Добавьте звуки. Слышите ли вы свой цветок или, может быть, другие звуки? Потрогайте его. Понюхайте. Слышите запах? Попро­буйте его на вкус. Смотрите, слушайте, вдыхайте запах, чувствуйте вкус, осязайте поверхность. Дайте знак, у кого получилось. Откройте глаза и поделитесь с соседом по парте своими образами.

Затем в этом же режиме проводится основная часть упражнения.

«Мой день через 10 лет»

Представьте себе свой день через 10 лет. Итак, вам 25 (24,26) лет. Вы просыпаетесь утром. Во сколько? Где? С кем? Что делаете даль­ше? Не торопитесь, попробуйте увидеть все что сможете предельно подробно и конкретно. Не забудьте подойти к зеркалу. Что вы там увидите? Добавляйте звуки и тактильные ощущения. Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться!

Понравилось ли вам то, что вы видели? Ясной ли была картина?

А теперь, пожалуйста, составьте письменный отчет об увиденном и пережитом.

 

* Составление отчета может предлагаться в качестве домаш­него задания.

6. Согласование ценностей и целей. Второй прием при модели­ровании будущего называется согласование ценностей и целей (т. е. приведение их в соответствие).

Проблемой подростков является некритичное принятие или та­кое же некритичное отвержение целей будущего, которые ставятся


не ими самими, а родителями. Цели родителей — чтобы не попал в армию, чтобы поступил в определенный институт и т. п. — могут не найти отражения в вашем образе взрослого и будущей жизни.

 

Согласуются ли цели, которые вы сформулировали как
жизненно важные, с тем образом будущего, который был
«Мой день через 10 лет»?

* Упражнение

Сформулируйте новые цели, которые бы естественно вытекали из увиденного. Например: «Купить к 25 годам квартиру, выбрать про­фессию и достичь квалификации, позволяющей купить к 25 годам такую квартиру, которую я увидел в моем образе будущего, и т. д.».

Соотнесите образ будущего с предварительно составленным списком важнейших ценностей. Какие ценности не реализова­ны? Почему? (Может быть, они оставлены на следующий пери­од или противоречат увиденному.)

У человека могут быть сиюминутные потребности и серьезные отдаленные цели. Способность ставить ясные цели на будущее — ближайшее и отдаленное — отличительная черта людей, добиваю­щихся в жизни успеха. Конечно, в зависимости от обстоятельств, цели можно и даже нужно время от времени переопределять.

Упражнение «Согласование дальней и ближней перспектив» Попробуем просчитать, какие цели должны быть достигнуты через 10 лет, чтобы увиденное вами претворилось в жизнь. Какие, исходя из это­го, цели должны быть достигнуты через 6—7 лет (окончен институт, полу­чена профессия), через 2—3 года? через год? через полгода? И т. д. Предлагаю вам заполнить следующую табличку:

 

 

 

 

Цели-мечты На месяц На полгода
           
  На год На пять лет
     
?

Ну как, появились ли какие-то записи в каждой графе? Или в правой колонке — пустота?


 




Формирование навыка ставить цели является очень важным зве­ном на пути достижения успеха. Рекомендую вам время от времени возвращаться к этому упражнению.

7. Построение жизненного плана. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради буду­щего, не ожидая немедленной награды, — один из самых главных показателей личностной зрелости человека.

Построение жизненного плана тесно связано с профессиональным самоопределением. Из мечты, где все возможно, абстрактного идеа­ла постепенно должен вырисовываться более или менее реалистич­ный, ориентированный на действительность план деятельности. При построении жизненного плана предметом размышлений должен стать не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым нужно к нему идти, оценка объективных и субъек­тивных ресурсов, которые для этого понадобятся. Кроме того, весь­ма желательно думать не только о том, какое высшее учебное заве­дение выбрать, но и — нужны ли будут эти специалисты через 5 лет? Сможете ли вы найти работу?

 

Кто из вас уже определился в выборе профессии?

Какие причины легли в основу выбора именно этой про­фессии?

А кто еще не решил, на какой профессии ему остано­виться?

С какими трудностями вы столкнулись?

Обсуждаете ли вы этот вопрос с родителями?

Выбор профессии или проектирование профессионального жиз­ненного пути — это серьезная задача, стоящая перед старшекласс­никами. При ее решении следует учесть и ваши желания, и направ­ленность вашей личности, и ваши способности, и ваши возможнос­ти, а также особенности рынка труда. Этой теме в следующем году будет посвящен отдельный урок.

Обсуждение Что такое свобода? Всегда ли человек может чувствовать себя свободным? Каковы соотношения между свободой и ответственностью?


Домашнее задание

Предлагаю вам написать небольшое сочинение, тему которого вы выберете сами из вариантов: «Как я представ­ляю свое будущее», «Смысл жизни», «Мои ценности», «Как я понимаю счастье», «В чем цель жизни».

Никаких дополнительных комментариев не дается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.