КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подростковые поведенческие характерологические реакции
Ход работы ТЕМА 26. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ Подведение итогов Обсуждение Согласны ли вы с необходимостью позитивного подхода в воспитании? Какие положения показались вам спорными? Какова роль взрослых в развитии детей на разных возрастных этапах? ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста, дать представление о возрастных новообразованиях, возрастных характерологических реакциях. Развить более глубокое понимание проблем становления личности. Сегодня на уроке мы поговорим о психологических и физиологических особенностях подросткового возраста, который вы совсем недавно миновали, а для некоторых из вас он, возможно, еще не закончился. 1. Период «бури и натиска». Известно, что существуют значительные различия между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и к взрослым. Далеко не все взрослые люди могут поддерживать гармоничные отношения с окружающими. Подрост- ку же приходится осваивать сферу межличностных отношений в относительно короткий период. Почему им приходится перестраивать привычную модель поведения? Подростковый возраст называют периодом «бури и натиска» — т. е. это крайне сложное время, время бурных перемен во всех сферах жизни. Разные люди, в силу различных биологических особенностей, переживают этот период по-разному — для кого-то он проходит относительно спокойно, другие же ощущают, что «почва уходит из-под ног». 2. Физиологические изменения организма подростка. Это период бурной физиологической перестройки организма. Быстро увеличивается масса тела, костей. В этом возрасте для развития и нормального функционирования костей необходимо поступление с пищей минеральных солей, необходимо также раздражение нервных окончаний, расположенных в области суставов, — это раздражение происходит лишь при достаточной двигательной активности. Подростки становятся шумными, порывистыми. Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций (потливость, покраснение, побледнение, похудание, ожирение и т. д.). Выброс в кровь повышенного количества половых гормонов приводит к тому, что подростки становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми. Настроение очень часто меняется от сильного возбуждения, эйфо-рических состояний до обиды, гнева, иногда — депрессии. Понять сущность подросткового периода без разговора о половом созревании невозможно — недавний ребенок быстро превращается в индивида, способного к воспроизводству рода. Половое развитие человека происходит непрерывно, начиная с рождения. Однако на определенном этапе развития оно резко ускоряется, и в течение сравнительно короткого периода наступает полноценная половая зрелость. Подростковый возраст еще называется периодом полового созревания (иначе — пубертатным периодом). На I этапе полового созревания (с 8—9 до 12—13 лет) отчетливо проявляется противоречивость состояния центральной нервной системы, ее несбалансированность: нервные центры функционируют с преобладанием возбуждения над торможением, поэтому подростки дают повышенную (и не всегда адекватную) реакцию на внешние воздействия: на обращение к ним взрослых и сверстников, на явления окружающего мира. Однако они уже проявляют боль-
шую способность к самоконтролю, к критическому отношению к себе и к окружающим. Характерно, что у девочек в большей мере выражены нарушения эмоционального плана — повышенная обидчивость, плаксивость, беспричинная смена настроения, у мальчиков же — изменения поведения и двигательных реакций. Дети становятся более шумными, непоседливыми. В то же время наблюдается и повышенная утомляемость. Утомление обычно развивается в две фазы: на первой появляется двигательное беспокойство; на второй — сонливость, дремота или, напротив, сильное возбуждение. На II этапе полового созревания (это соответствует VIII—IX классам) происходит стабилизация взаимосвязей между центральной нервной системой, эндокринными центрами и половыми железами. В это время происходит не только интенсивное увеличение размеров и особенно массы тела, развитие половых органов и вторичных половых признаков, но происходят также и значительные изменения в общем состоянии и самочувствии подростка. Школьники становятся менее раздражительными, чем прежде, настроение у них чаще оптимистическое, на смену неуверенности приходит повышенная самооценка. * Половое созревание кардинально меняет самоощущение подростка. Это — новое его качество, и ему хочется освоить свои приобретения. Известно, что подростки активно экспериментируют со своим телом. Средством разрядки полового напряжения, вызываемого физиологическими причинами, служит пресловутая мастурбация (онанизм). В XIX веке мастурбацию считали страшным и опасным пороком, влекущим за собой безумие, ослабление памяти и умственных способностей и, конечно, импотенцию. Отголоски этих предрассудков можно встретить и сейчас. Однако сексологи установили, что в подростковом и юношеском возрасте мастурбация — это массовое явление. По данным исследований, в 15—16 лет ею занимаются 80—90% мальчиков, 37% девушек. Известный сексолог Свядош указывает, что «умеренная мастурбация в подростковом возрасте обычно носит характер саморегуляции половой функции. Она способствует снижению половой возбудимости и является безвредной». Некоторые подростки стремятся во всех отношениях стать взрослыми, ранние половые контакты — достаточно распространенное явление. Однако это стремление в сочетании с личностной незрелостью и экономической несамостоятельностью может стать причиной серьезных последствий. Я говорю о нежелательной ранней беременности и заболеваниях венерическими болезнями. Разговор этот — особый, и здесь, пожалуй, можно только подчеркнуть необходимость информированности о контрацептивах и предохранении. 3. Особенности развития личности подростка. В процессе полового созревания меняется самовосприятие подростка. Его физический облик претерпевает существенные изменения. Часто тинэйд-жеры серьезно переживают и даже страдают из-за некоего, с их точки зрения, своего физического несовершенства: недостаточно широкие плечи или, наоборот, слишком широкие; маленький рост или слишком большой; не такой, как надо, формы губы, ноги... а прыщи на лице?! Для многих подростков — особенно девочек — это просто трагедия. Подростки становятся очень чувствительными к замечаниям по поводу своей внешности, могут часами изучать себя в зеркале. В некоторых случаях даже может развиться расстройство психики — дисморфобия (крайняя неудовлетворенность своей внешностью).
Что, по вашему мнению, может помочь подросткам преодолеть эти переживания? Щ) Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является так называемое чувство взрослости. Подросток ощущает, что он уже не ребенок, он стремится к самостоятельности, к тому, чтобы с его желаниями и потребностями считались окружающие. Однако материально он зависим от родителей и вынужден подчиняться их требованиям — это является причиной частых конфликтов. Изменяется отношение со стороны окружающих — они ждут от подростка нового, более ответственного поведения. Однако при стремлении ощущать себя взрослыми подростки еще не окончательно расстались с детством. Они, тем не менее, ожидают, что взрослые все так же будут опекать их и заботиться о них. Возникшее чувство взрослости вызывает более или менее сильное стремление к самоутверждению. При остром прохождении кризиса, отсутствии понимания и поддержки со стороны близких может проявляться экстравагантное поведение, неадекватные «выходки», злоупотребление алкоголем, желание во что бы то ни стало привлечь к себе внимание, почувствовать себя взрослым. Подросток страстно желает быть понятым, принятым, ему очень важно выяснить, какой он — такой же, как другие, или что-то у него не так? Очень важно в этом возрасте иметь друга, поделиться свои- ми переживаниями, узнать, что переживают другие (взрослые, как кажется многим подросткам, совсем не способны их понять). На уроке, посвященном теме «Личность», мы говорили с вами о том, что в подростковом возрасте начинается как бы второе «рождение личности», которое выражается в стремлении и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Это связано формирующейся способностью к самоосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. В подростковом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т.е. осознанный личностный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить. Формирующийся «образ Я», «Я-концепция» еще расплывчатый, неопределенный, подросток как бы примеряет на себя разные одежды — то хочет стать таким, как обожаемая рок-звезда, то — как Швар-ценегер, то решает, что более эффектно играть роль уставшего от жизни Печорина. Негативное отношение многих взрослых к «пустому времяпрепровождению» (стремлению подростка сбежать из дома в свою компанию, к друзьям) связано с недопониманием острой потребности в самоосознании и принадлежности к группе. Подростки еще не имеют ясно осознанного «образа Я» и часто чувствуют себя более защищенным в среде себе подобных. Чувство «Я» пока еще трудно вычленить из «Мы» — подростки становятся фанатами рок-групп, членами разных неформальных организаций — панков, рокеров, в худшем случае — фашистов. Как вы думаете, почему именно «рок» является любимым музыкальным направлением подростков?
Итак, в подростковом возрасте наблюдается большая ранимость, временная физическая ослабленность, возрастающее стремление к самоутверждению и взрослости. Если взрослые правильно понимают сущность явлений подросткового периода, природу происходящих с подростком изменений и правильно реагируют, то никаких особых сложностей во взаимоотношениях не возникает. Отсутствие взаимопонимания приводит к разнообразным нарушениям поведения. Подросткам свойственны определенные характерологические реакции. В зависимости от условий воспитания и темперамента ребенка они могут быть сглажены или, наоборот, проявляться чрезмерно интенсивно. Реакция эмансипации проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля старших — родных, учителей. Может выражаться в настойчивом желании всегда и везде поступать «по-своему», «самостоятельно», в нарушении установленных старшими порядков, правил. Способствовать обострению этой реакции может гиперопека со стороны старших, мелочный контроль, лишение минимальной самостоятельности и свободы. Реакция оппозиции может быть вызвана чрезмерными претензиями к ребенку, непосильной для него нагрузкой — требованием быть отличником в учебе, преуспевать в занятиях языком, музыкой и т. п. Но чаще эта реакция бывает следствием утраты или резкого уменьшения привычного внимания со стороны близких. Проявления реакции оппозиции у подростков весьма разнообразны — от прогулов уроков и побегов из дома до попыток самоубийства, чаще всего демонстративных. С этой целью может использоваться умышленное бравирование алкоголизацией или употреблением наркотиков. Все эти демонстрации словно говорят: «Обратите на меня внимание — иначе я пропаду!» Реакция имитации сказывается в стремлении подражать во всем определенному лицу или образу. У подростков моделью для имитации чаще становятся наиболее яркие товарищи или кумиры молодежной культуры. Реакция имитации может стать причиной серьезных нарушений поведения, когда образцом для подражания служит «антигерой». Реакция компенсации — это стремление свою слабость и неудачливость в одной области восполнить успехами в другой. Болезненный, физически слабый мальчик компенсирует свою слабость отличными успехами в учебе, позволяющими завоевать авторитет среди сверстников. И наоборот, трудности в учебе могут восполняться «смелым» поведением, предводительством в озорстве, в худшем случае — участием в асоциальных компаниях. Реакция гиперкомпенсации. Здесь настойчиво и упорно добиваются высоких результатов именно в той области, где слабы. Именно в силу гиперкомпенсации застенчивые и робкие мальчики при выборе видов спорта отдают предпочтение грубой силе — боксу, самбо, а страдавший заиканием подросток с увлечением отдается занятиям художественным чтением и выступает на любительских концертах. Реакция группирования со сверстниками. Группа становится главным регулятором поведения у многих подростков. Этим может быть объяснен известный факт, что подавляющее большинство правонарушений у подростков совершается в группе.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |