КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения для диагностики и развития мышления
(Методики психодиагностики в спорте / Под ред. В. Л. Марищука. — М., 1990) Упражнение «ЛОГИЧНОСТЬ» (Для развития вербально-логического мышления, умения устанавливать связи между явлениями и понятиями) Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует подчеркнугь неверные ответы. Бланк задания «Логичность» 1. Все металлы проводят электричество. Следовательно, ртуть проводит электричество. 2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб. 3. Некоторые страны мира — члены НАТО. Япония — страна мира. Следовательно, Япония — член НАТО. 4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза. 5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. Следовательно, «Медного всадника» нельзя прочитать за одну ночь. 6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной от Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности. 7. Все студенты вузов изучают философию.
8. Некоторые студенты ОГУ — бывшие военнослужащие. Следовательно, Петров — бьтший военнослужащий. 9. Все фермы Московской области выполнили план хлебозаготовок. Ферма «Зареченская» не является фермой Московской области. Следовательно, ферма «Зареченская» не выполнила плана хлебозаготовок. 10. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, он работник 2-го управления. 11. Все граждане Украины имеют право на труд. Осадько — гражданин Украины. Следовательно, Осадько имеет право на труд. 12. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется. 13. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго. 14. Все студенты Киевского университета изучают историю Украины. Следовательно, Н. — студент Киевского университета. 15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь. 16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен. Следовательно, Иванов — профессионал. 17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда. Следовательно, В. — студент 3-го курса. 18. Все экологи выступают против загрязнения окружающей среды. Б. Иванов выступает против загрязнения окружающей среды. Следовательно, Б. Иванов — эколог. 19. Ряд стран Западной Европы входит в состав ООН. Австрия — страна Западной Европы. Следовательно, Австрия входит в состав ООН. 20. Все ученики 3«Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3«Б». Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в условных баллах по таблице 1: Таблица 1
Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12 секунд на обдумывание и запись ответа. Например: №1 — верно. При предъявлении задания на слух оценки выставляются по таблице 2: Таблица 2
Инструкция оЪследуемым при предъявлении задания на слух: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, «Граждане Украины не желают войны. Учителя нашего города — граждане Украины. Следовательно, учителя нашего города не желают войны». Если вы с таким выводом не согласны, то пишите: № 1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 секунд. Будьте внимательны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!» Упражнение «СЛОЖНЫЕ АНАЛОГИИ» (Для развития способности к выделению абстрактно-логических отношений: род — вид; часть — целое; противоположность и сходство; причинно-следственные связи; умения применять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, сравнение) Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Слова в каждой паре находятся в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе. Шифр: А. Овца — стадо. Б. Малина — ягода. В. Море — океан. Г. Свет — темнота. Д. Отравление — смерть. Е. Враг — неприятель.
13-2719
Оценка в условных баллах выставляется по таблице 3: Таблица 3
Инструкция обследуемым: «На бланке сверху расположены шесть пар слов под названием «Шифр». Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие— бегство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем № 1 и рядом букву Д и т. д. На задание дается 7 минут. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 минут подается команда: «Стоп!» Приложение 5 Тест «Насколько я левша?» (Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. — М., 1991) 1. Переплетите пальцы рук. Большой палец правой (П) или левой (Л) руки оказался сверху? Повторите 2—3 раза, чтобы убедиться, что именно это положение удобно для вас. Запишите результат. 2. Сделайте на листе бумаги (можно ручкой) небольшое отверстие и посмотрите через него двумя глазами на какой-нибудь предмет (лампу, выключатель и т. п.). Затем закройте правый (П) глаз. Сместился ли наблюдаемый предмет? Закройте левый (Л) глаз. Исчез ли предмет из поля зрения? Проверив себя, следует записать вторую букву формулы. 3. Скрестив руки на груди, примите «позу Наполеона». Чувствуете себя комфортно, если правая (П) или левая (Л) рука сверху? Мы определили третью букву формулы. 4. Просто изобразим «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Запишем результат. Вы получили формулу из четырех букв. Можно сделать вывод о том, какие рука и глаз у вас ведущие, а это позволяет с определенной долей условности говорить о доминировании левого или правого полушария. Как мы уже знаем, каждое из полушарий ответственно за свой комплекс качеств и способностей человека, проявляющихся в поведении. Ученые утверждают, что по этим биологическим признакам вполне можно судить о некоторых общих свойствах характера. Краткие характеристики, соответствующие различным формулам: ПППП — обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения. ПППЛ — темперамент слабый, преобладает нерешительность. ППЛП — характер сильный, энергичный, артистический. При общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора. ППЛЛ — характер близок к типу ППЛП, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречается довольно редко. ПЛПП — аналитический склад ума, основная черта — мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпелив, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию. ПЛПЛ — слабый тип, встречается только среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт. ПЛЛП — артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин. ПЛЛЛ — этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума. ЛППП — один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию. ЛППЛ — похож на ЛППП, но еще менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе. ЛПЛП — это самый сильный тип характера. Настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен, нередко пренебрегает чужим мнением. ЛПЛЛ — характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает. ЛЛПП — характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов. ЛЛПЛ — простодушие, мягкость, доверчивость — таковы основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не встречается. ЛЛЛП — эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен. ЛЛЛЛ — обладает способностью по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью. Приложение 6
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |