КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 11. Публицистический стиль. Основные Жанры
1 7 6 5 2 12 По построению Перечень вопросов опросника личной профессиональной перспективы (ЛПП) 1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? 2.Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться? 3.Когда в нашей стране жизнь станет лучше? 4.Хорошо ли вы знаете мир профессий? Сейчас я назову букву, а вы за Далее я назову еще две буквы и также засеку время (по 1 минуте на букву). После этого необходимо сосчитать, сколько всего получилось профессий (по трем буквам за три минуты). Можно даже устроить небольшой конкурс — у кого таких профессий окажется больше (по опыту использования опросника, больше 17 профессий — это совсем неплохо!). 5. Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь (в чем вы видите ее смысл)? 6. Кем вы мечтаете стать по профессии через 2—10 лет? Как согласуется 7. Выделите основные 5—7 этапов на пути к вашей профессиональной 8. Выпишите выбираемую профессию (или ту, которая вас хоть как-то интересует) и соответствующее учебное заведение, где вы собираетесь приобрести ее. Отдельно для профессии и для учебного заведения напишите по три самых неприятных момента, связанных с работой по данной профессии и с учебой в соответствующем заведении. Покажите, что вы хорошо представляете то, что собираетесь выбрать... 9. Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к 10. Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к профессии? 11.Кто и что может помешать вам в реализации ваших профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)? 12.Как вы собираетесь преодолевать эти внешние препятствия? 13.Есть ли у вас резервные варианты выбора на случай неудачи по основному варианту? 14.Что вы делаете уже сейчас для подготовки к избранной профессии и Критерии оценок (и самооценок) для опросника по схеме построения ЛПП: 1 балл — отказ отвечать на данный вопрос; 2 балла — явно ошибочный ответ или честное признание в отсутствии 3 балла — минимально конкретизированный ответ (например, собираюсь 4 балла — конкретный ответ с попыткой обоснования; 5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный ответ, не противореча По самооценкам учащихся наибольшие трудности вызывают вопросы, связанные с пониманием смысла жизни, с осознанием внешних и внутренних препятствий на пути к целям, с представлениями о путях преодоления этих препятствий, а также с выделением резервных вариантов выбора (самооценки на уровне 2—3 баллов). Приложение 12 Тест профессиональных предпочтений (Методика Голланда) Инструкция для испытуемого. На бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте их названия. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тест. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите на своих листочках рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.
При обработке результатов следует подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например: Р И С К П А Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и А — артистический тип. Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы. В нашем примере модель искомой личности — соответственно А (12 баллов), И (7 баллов); далее в порядке уменьшения следуют С, К, Р, П. Интерпретация результатов Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трем типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых, ибо основные типы в них, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциальный и артистический (см. описания типов). С точки зрения проблемы выбора профессии суть концепции Голлан-да заключается в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность, устойчивость и т.п. зависят в первую очередь от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Представители той или иной профессии — личности однородные. Каждая профессия привлекает к себе людей, личность которых обладает общими взглядами, наклонностями и т. д. Поскольку члены каждой профессиональной группы обладают определенным сходством, то во многих ситуациях они реагируют в достаточной мере одинаково, создавая тем самым свою характерную интерперсональную среду. Таким образом, правомерно утверждать наличие модели окружающей человека профессиональной среды. Люди стремятся найти среду и профессию, которые позволили бы им наиболее полно раскрыть свои способности, выразить свои установки и ценностные ориентации, заняться интересующими их проблемами. Не проливая свет на причины и побудительные силы формирования каждого отдельного типа личности, Голланд описывает эти типы по следующей обширной схеме: цели, ценности, Я-образ, образовательные и профессиональные цели, предпочтительные профессиональные роли, способности, специальные дарования, оригинальность достижения, личностное развитие, жизненный путь. Приведем эти описания в сокращенном виде. ОПИСАНИЕ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ Реалистичный тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием: вещами, инструментами, животными и машинами. Он избегает занятий, требующих абстрактного мышления, социальных отношений. Это мужской тип, асоциальный, эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника или члена коллектива, избегает руководящих ролей. Отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Он охотно избирает такие профессии, как механик, инженер, электрик, агроном, садовник, шофер и т. д. Этому типу больше присущи математические, нежели вербальные, способности. Психомоторные навыки, однако, преобладают над арифметическими и вербальными способностями. Он добивается успеха в основном в области техники и спорта. Представители этого типа имеют простой взгляд на жизнь. При принятии решений зависят от других. Интеллектуал занимается решением проблем окружающей среды скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик, ученый и т. д. Он способен достичь результатов как в вербальной, так и в математической области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоевывает признание за творческие достижения в науке, его интеллектуальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков. У него имеется комплицированный взгляд на жизнь, он хорошо приспосабливается, независим (самостоятелен). Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, склонность воспитывать, гуманность, женственность, психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в благополучии зависящих от него людей. При решении проблемных вопросов опирается больше на эмоции и чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Для этого типа представляют ценность социальные и этические проблемы и занятия. Наиболее предпочтительными занятиями для этого типа являются обучение и лечение: врач, учитель, психолог, советчик и т. д. Социальный тип избегает «мужских» ролей, требующих моторных навыков, занятий с механизмами. У него высокие вербальные, но низкие математические способности. Он имеет хорошую приспособительную способность. Такие люди добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, они достигают успехов и завоевывают признание. Конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения такие цели и задачи, ценности, которые установлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим. Предпочитаемые им занятия носят пассивный характер. Он отдает предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно: машинопись, бухгалтерия, экономика. Ему не нравятся специальности, требующие оригинальности и спонтанного выступления. Конвенционал обладает больше математическими, чем вербальными, способностями. Он неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь. Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, приключенчество. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оригинально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным: заведующий, директор, телерепортер, товаровед, артист, журналист, дипломат и т. д. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Для него неприемлемы ограничивающие, асоциальные, ручные занятия, а также занятия, требующие усидчивости и большой концентрации. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Зависим от других. Самоутвердиться ему позволяет оральная агрессивность. Артист при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов и продуктов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своего воображения и от вкуса. Он верит в свои субъективные впечатления и фантазию при решении и истолковании возникающих проблем. Его характеризует сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость решений, интровертированность и оригинальность. Он очень высоко ставит эстетические ценности. Стремится быть независимым творческим художником, обычно становится учителем своего вида искусства. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, литературное творчество, фотографию и т. д. Ему не нравятся «мужские" занятия, такие, как спорт, ремонт машин и т. д. Основные его достижения — в области искусства. Это самый оригинальный тип. Оригинальность проявляется в первую очередь в творчестве. У артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. Он имеет исключительно хорошие способности восприятия и моторики, которые приводят к крупным успехам в искусстве. Артист выражается средствами искусства, компенсирующими его отчуждение от окружающих; развивая и выражая художественное дарование, он обеспечивает себе уважение и признание. Он избегает многочисленных межличностных отношений и отстраняется от людей. Это идет артисту на пользу, поскольку для творчества необходимо освободиться от конвенциональных обычаев, надо быть свободным и свободно мыслить. У него имеется высокий жизненный идеал, усвоенный уже в молодости, — стремление к выделению самого себя. Разумеется, всех людей невозможно строго разбить на шесть типов. На основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций.
ЛИТЕРАТУРА Абульхапова-Славошя К. А. Субъект - символ российского самосознания // Сознание личности в кризисном обществе. - М, 1995. Абулъханова-Славашя К. А. Российский менталитет: Кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. — М., 1997. Бороздина Г. В. Психология делового общения. - М„ 1998. Гиппенрептер Ю. Б. Общаться с ребенком - как? - М, 1997. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - Л., 1984. Григорьева Т. Д. Основы конструктивного общения. - Новосибирск; М., 1997. Данилова В. Л. Как стать собой: Психотехника индивидуальности: Пособие для самообразования. — М, 1994. Джоаши К. Р. Позитивное воспитание от Л до Я. - Минск, 1996. Дорохова А. В. Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических паук. - Красноярск, 1998. Дубиисшя В. В., Баскакова 3. Л. Мои мир: Курс социальной поддержки учащихся старших классов. — М., 1994- Ефремцева С. А. Тренинг общения для старшеклассников. - Киев, 1994. Жариков Е.Лрушельиицкш Е. Для тебя и о тебе. - М, 1991. Забродин 10. М., Попова М. В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков: Учебно-методическое пособие для учителя. - М„ 1994. Зимбардо Ф. Застенчивость. — СПб., 1996. Иванова Е. И. Эффективное общение и конфликты. - СПб.; Рига, 1997. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1991. Как нести себя в любой компании / Сост. В. В. Рафиенко. - Донецк, 1997. Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника// Вопросы психологии. - 1999. — №1. Кои И. С. Социология личности. — М., 1967. Конюхов Н. И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж. 1996. Корнелиус X., Фепр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М- 1992. Кривцова С. В. и др. Подросток па перекрестке эпох. - М, 1997. Кривцова С. В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М., 1997. МаперсД. Социальная психология. — СПб., 1997. Мель 10. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. — 1995. — №5. Москвина Л. Энциклопедия психологических тестов. — Саратов, 1996. Обозов Н. Я, Щекип Г. В. Психология работы с людьми. — Киев, 1990. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантическийанализдинамики общественного сознания. — М., 1997. Пиз А. Язык телодвижений. — Нижний Новгород, 1992. Попова М. В. Как преподают психологию в современной зарубежной школе // Журнал практического психолога. — 1999. — №4. Практикум по общей психологии / Под ред. проф. А. И. Щербакова. — М., 1990. Прихожан А. Психологический справочник для неудачника, или как обрести уверенность в себе. — М., 1994. Прутчепков А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... — М., 1996. Прутченков А. С. Наедине с собой: Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников. — М., 1996. ПряжниковН. С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.; Воронеж, 1996. Психология личности: Тесты, опросники, методики /Авт,-сост. Н. В. Киршева, Н.В. Рябчикова. - М., 1995. Психологическая помощь в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушки- Психологические тесты — 1 / Сост. В. Д. Коновалов. — М., 1996. РоберМ. А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. РоговЕ. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. — М., 1999. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под. ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995. Сартан Г. Я. Психотренинги для учителей и старшеклассников. — М., 1992. Сатир В. Как строить себя и свою семью. — М., 1992. Септ-Джеймс Э. Будьте проще. — СПб., 1996. Скотт Джини Грехем. Конфликты. Пути их преодоления. — Киев, 1991. СлавскаяА. Н. Правовые представления российского общества //Российский менталитет. Вопросы психологической теории и практики. — М., 1997. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999. Смит Мануэль Дж. Как научиться говорить «Нет». — СПб., 1996. Смит Мануэль Дж. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 1999. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д., 1996. Татенко В. А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. — № 3. Фадеев М. Ю., Голушко О. О. Не хвилюйтесь — у вас екзамени. — Кшв, 1996.. Харрис Томас А. Я — хороший, ты — хороший. — М., 1993. Б И Хасаи, А. В. Дорохова. Интересы, ценности, нормы: Учебное пособие. - Красноярск, 1993. Хиглинг М. Как беседовать с ребенком о сексе. - СПб., 1997. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. - СПб., 1998. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Рига, 1997. Шеаандрип Я. И. Социальная психология в образовании. - М., 1995. Щеглов Л. М. 1001 ночь с доктором Щегловым. - СПб., 1997. ШостромЭ. «Анти-Кариеги». - М., 1992. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие. -М., 1996. ЭллисАлъбер- Психотренинг по методу Альберта Эллиса. - СПб., 1999. МсМаНопМ'иН IV. & а1. РзусЫойУ апо1 уои. - М/езС РиЫЬЫпв Сотрапу, 51. Раи1, 1995.
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие........................................................................... 3 Вводные замечания для преподавателя курса..................... 8 Раздел I. Структура, функции и средства общения................ 13 Тема 1. Общение. Структура и средства общения............ 13 Тема 2. Невербальные средства общения (два урока)....... 15 ТемаЗ. Речевые средства общения...................................... 24 Тема 4. Позиций в общении................................................ 27 Тема 5. Стили общения........................................................ 31 Тема 6. Манипулирование................................................... 36 Тема 7. Урок-дискуссия «Что мешает открытому общению?»............................................................................ 40 Вопросы для проверки знаний по темам 1—7................... 41 Раздел П. Условия и технологии эффективной коммуникации........................................................................ 42 Тема 8. Механизмы межличностного восприятия............ 42 Тема 9. Психологические защиты...................................... 47 Тема 10. Барьеры в общении............................................... 52 Тема 11. Конструктивное общение. Контроль эмоций.... 57 Тема 12. Активное и пассивное слушание....................... 62 Тема 13. Приемы расположения к себе. Самопрезентация 67 Вопросы для проверки знаний по темам 8—13................. 71 Раздел III. Конструктивное преодоление конфликтов............ 73 Тема 14. Конфликт. Стили разрешения конфликтов........ 73 Тема 15. Управление конфликтом...................................... 77 Раздел IV. Психология семейных отношений............... 82 Тема 16. Психологические аспекты семейных отношений 82 Тема 17. Функции семьи. Стили семейного воспитания. 86 Тема 18. Интимные отношения.......................................... 93 Раздел V. Психология малых групп и коллективов................ 96 Тема 19. Коллектив и личность.......................................... 96 Тема 20. Лидерство............................................................. 100 Тема21.Социально-психологические особенности взаимодействия людей в малой группе. Конформизм........................................................................................... 104 Тема 22. Развитие навыков уверенного отказа.............. 108 Вопросы для проверки знаний по темам 14—22.........;........... 113 Раздел VI. Деловое общение......................................... 115 Тема 23. Деловая беседа (два урока).............................. 115 Тема 24. Психологические особенности публичного выступления.................................................................... 124 Тема 25. Экзамен. Психологические аспекты......,;...,,,„... 128 Раздел VII. Профориентация....................................... 132 Тема 26. Профессиональное самоопределение 4......... 132 Тема 27. Проектирование профессионального жизненного пути............................................................. 134 Вопросы для проверки знаний по темам 23—27........... 143 Приложения..................................................................... 145 1. Тест КОС (Методика изучения коммуникативных и организаторских умений)........... 147 2. Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?»......................................................................... 152 3. Тест «Три Я».................................................................. 156 4. Тест «Манипулятор»..................................................... 158 5.Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (Для выявления стиля поведенияв конфликтных ситуациях) 161 6.Методика «РОП» (Для выявления ролевых притязаний в браке) 164 7. Анкета «Правда и мифы про сексуальность» 169 8. Методика «Ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ) (Для определения уровня сплоченности коллектива класса) 171 9. Тест «Капитан или пассажир?»................................... 173 10. Тест «Поддаетесь ли вы чужому мнению?» (Для выявления уровня конформности поведения)...... 175 И. Опросник по схеме построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)........................ 178 12. Тест профессиональных предпочтений (Методика Голлаида)........................................................ 181 Литература План занятия:
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |