Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое дидактика. В чем особенности дидактики высшей школы?




Одной из подсистем в педагогическом процессе вуза является обучение. Повышая общее образование студентов, процесс обучения в высшей педагогической школе профессионально направлен. Он имеет цель, задачи, содержание, определяется принципами, методами и средствами, осуществляется по различным моделям и технологиям построения в соответствующих организационных формах.
Эти элементы – цель, задачи, содержание, принципы, методы, средства, формы, технологии – составляют дидактическую систему педагогического вуза. Дидактика – есть раздел педагогики высшей школы, который раскрывает и обосновывает цель, задачи, содержание, принципы, методы, средства, технологии, формы учебного процесса по подготовке учителей и других специалистов для народного образования.

Дидактика – это теория, методика, технологии обучения студентов в вузе, их профессиональной подготовки.

Все возрастные и профессиональные педагогики (школы, профессионально-технического образования, военной педагогики и т.д.) имеют дидактические разделы. Эти разделы, обладая общим ядром, имеют и свою специфику. Она определяется типом учебного заведения, целью и задачами обучения, содержанием учебного материала, ведущими идеями – принципами, методикой и технологиями обучения, организационными формами построения учебно-воспитательного процесса, его функциями, субъектами-участниками и организаторами.
Каждая система имеет свое ядро, которое собирает воедино все элементы системы. Системообразующим элементом в дидактической системе педагогического вуза являются цели подготовки молодых специалистов.

Цель обучения – подготовка квалифицированных учителей и других специалистов для народного образования в соответствии с современными требованиями общества и образования, формирование разносторонне развитой личности.

 

10. Что представляет собой метод обучения? Какие виды методов обучения используют в университете? Дидактические методы и средства обучения в вузе

Методы обучения – это способы совместной теоретической и практической упорядоченной деятельности преподавателей и студентов по достижению дидактических целей и задач.

Выбор методов обучения преподавателем зависит от учебной дисциплины, от дидактических целей и задач, содержания учебного материала, формы обучения, учебно-методической базы вуза. Как мы видим, преподаватель свободен в выборе дидактических методов, но ряд объективных факторов ограничивают его инициативу, например, состояние учебно-методической базы.

Необходимо отметить, что помимо общепедагогических методов обучения преподаватели высшей школы используют методы обучения в соответствии с конкретными частными методиками. Их наличие объясняется спецификой содержания конкретных учебных дисциплин. Частные методики разрабатываются на базе дидактики педагогики высшей школы, что определяет их общую основу, использование частными методиками общепедагогических методов. Вместе с тем, своеобразие каждого учебного предмета обуславливает необходимость специфических методов, которые не вписываются в общедидактическую типологию методов обучения.

Дидактический метод состоит из приемов – отдельных элементов, которые в своей совокупности помогают решению познавательных задач и характеризуют либо деятельность преподавателя, либо деятельность студентов.

Распространенным понятием в педагогике являются средства обучения. Это более широкое понятие, чем метод.

Дидактические средства – все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия со студентами.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса. К средствам обучения можно отнести?

–учебники, учебно-методические пособия, наглядные пособия, справочники, словари, карты, чертежи и т.д.,

–лабораторное оборудование в различных кабинетах – физики, химии, иностранных языков и др.,

–технические средства обучения – телевизоры, киноаппараты, магнитофоны, микроскопы и т.д.,

–и… общий микроклимат, настроение субъектов учебного процесса.

Апробированные нами методы в учебно-воспитательном процессе высшей школы мы подразделили на пять групп?

1.Теоретико-информационные методы обучения? устное логически целостное изложение учебного материала (устное целостное изложение), устное диалогически построенное изложение (беседа), рассказ, объяснение, бригадный метод, дискуссия, консультирование, аудиовидеодемонстрация.

2.Практико-операционные методы обучения? упражнения, решение задач, алгоритм, “делай так, как я”, опыт, эксперимент, педагогическая игра (познавательная или профессиональная).

3.Поисково-творческие методы обучения? наблюдение, опыт, эксперимент, Сократовская беседа, лабиринт, мозговая атака, аквариум, бригадный метод, “думай, слушай, предлагай”, творческий диалог, анализ конкретных ситуаций (проблемных, обычных, нетипичных).

4.Методы самостоятельной работы студентов? чтение (работа с учебником и другими учебно-методическими пособиями), видеолента, экспертиза, слушание, конспектирование, упражнения, решение задач и проблемных ситуаций, опыт эксперимент.

5.Контрольно-оценочные методы? предварительный экзамен, “ромашка”, устное выступление, контрольная работа, опыт, упражнение, программированный контроль, тестирование, ответ с места (во время лекции), опрос

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.