Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что представляет собой лекционно-семинарская система?




13. Какие познавательные процессы человека обеспечивают работы студентов на лекции, на семинаре?

Лекция продолжает оставаться ведущей формой организации обучения студентов. Это теоретическая форма обучения, цель которой состоит в устном последовательном изложении содержания науки..

Для лекции характерна большая емкость учебного материала, фундаментальность, сложность логических построений, доказательств и обобщений.

В зависимости от места и роли в учебном процессе различают лекции следующих видов? вводные, систематического курса, обзорные, установочные, итоговые.

Вводная лекция является как бы вступлением к учебной дисциплине, в ней излагаются основные задачи курса, кратко характеризуется его содержание, раскрывается современный уровень развития данной науки и ее будущее. Кроме того, на вводной лекции студенты должны получить четкое представление о формах занятий по изучению предмета и формах контроля, о характере их самостоятельной работы.

Основной вид лекций – лекции систематического курса. Они носят тематических характер и последовательно раскрывают содержание учебного предмета, его место и роль в подготовке специалистов.

Обзорные лекции читаются обычно на выпускных курсах перед государственными экзаменами, а также для студентов-заочников, когда необходим анализ новых проблем, появившихся при развитии науки в последнее время.

Установочные лекции, как правило, читаются для студентов заочных факультетов. Их основное назначение состоит в том, чтобы сориентировать студентов о задачах, содержании, объеме материала, оказать им помощь в самостоятельном его изучении.

Итоговая лекция проводится после изучения всего предмета? она углубляет и обобщает ранее изученные знания, логически систематизирует весь учебный материал, раскрывает его профессиональную направленность.

В современном вузе преподаватели, осуществляя учебно-воспитательный процесс, обращаются к лекциям следующих типов: классической, проблемной, монографической, лекции-дискуссии, лекции вдвоем, лекции с ошибками, лекции-аудиовизуализации. Прокомментируем данные типы лекций.

Классическая Она перестала быть лекцией-диктантом.

Проблемная лекция впервые появилась в американских университетах. Профессора США обычно начинают проблемную лекцию с заранее подготовленных по теме вопросов и затем ведут ее, опираясь на ответы студентов. В отечественных вузах проблемная лекция имеет несколько иную модификацию. Преподаватель включает серию проблемных вопросов в канву всей лекции. Как правило, это сложные, непонятные, ключевые для темы вопросы. И студенты приглашаются для размышлений и ответа на них по мере их постановки. Методика проблемного изложения активизирует студентов, способствует развитию аналитического мышления, оживляет лекцию.

Лекция-дискуссия проводится по темам сложного, гипотетического характера, имеющим неоднозначное толкование или решение. Существует несколько методических вариантов проведения лекции-дискуссии. Вариант первый. Студенты в самом начале лекции задают преподавателю вопросы по заранее объявленной теме. Он отвечает на них, разворачивая содержание материала, одновременно он возвращает студентам вопросы, размышляет, тем самым вовлекает их в дискуссию.

Вариант второй. Дискуссия занимает не все время лекции, а лишь часть ее обычно в конце. Преподаватель предлагает студентам 2-3 вопроса по теме лекции, которые всматриваются в дискуссионной форме с опорой на их предыдущие знания.

Вариант третий. Преподаватель приглашает для участия в дискуссии на лекции 2-3 специалистов по определенной проблеме. Дискуссия разворачивается между ними, студенты могут задавать приглашенным экспертам вопросы и сами принимать в ней участие. Данный вариант лекции-дискуссии в западно-европейских университетах трактуют как лекция-панель, причем, под панелью там понимается возвышение возле кафедры профессора.

Лекция-аудиовизуализация – результат дидактического поиска преподавателей вузов и институтов повышения квалификации второй половины ХХ столетия. Сначала появилась лекция визуализация, которая представляет собой попытку реализовать принцип наглядности с помощью технических средств обучения (А.А. Вербицкий, В.П. Зинченко, И.С. Якиманская и др.). Данный тип лекции приобрел популярность в тех вузах, где имелись специально оборудованные аудитории обучающей техники.

Лекция-вдвоем или лекция с приглашением экспертов, под вторым названием данный тип лекции в литературе встречается чаще. Методика проведения лекции вдвоем относительно проста. В ее проведении помимо преподавателя участвуют еще 2-3 специалиста – эксперты по теме занятия. Это могут быть преподаватели-коллеги, ученые, работники образования. Важно, чтобы они имели разные точки зрения, тогда возникает проблемная ситуация, завязывается диалог, в который “втягиваются” и студенты, они задают вопросы, могут излагать свою позицию.

Лекция с запланированными ошибками может быть применена на старших курсах, когда студенты достаточно теоретически подготовлены. Цель лекции данного типа состоит в том, чтобы активизировать студентов, держать их в напряжении в течении всей лекции, развивать внимательность, преподаватель, готовясь к лекции, закладывает в ее текст определенное количество ошибок содержательного или методического характера, маскирует их, чтобы распознать их было не так просто (А.А. Вербитский, Н.В. Борисова).

Продуктивность лекций любого типа зависит от ряда факторов. Критериями оценки лекций являются?

– глубина и научность содержания;

– четкая структура;

– доказательность и убедительность позиции преподавателя;

– контакт преподавателя с аудиторией, степень взаимодействия;

– культура речи преподавателя, манера ведения лекции;

– использование наглядных и аудиовизуальных средств.

Групповые формы организации учебного процесса в высшей школе.

Семинарские занятия. Семинарское занятие представляет теоретическую форму обучения в вузе. Цель семинара? синтез изученной студентами литературы, соотнесение ее с материалом лекций, формирование умений анализировать и критически оценивать различные источники знаний, развитие креативности и поисково-исследовательских способностей студентов.

В настоящее время для обсуждения на семинарах выносятся узловые или наиболее сложные, спорные темы курса, знание и усвоение которых влияет на общую и профессиональную подготовку студентов, способствует развитию самостоятельного мышления. В современном вузе наиболее распространены следующие три типа семинарских занятий?

развернутая дискуссия по плану, заранее предложенному преподавателем;

дискуссия по проблеме, предварительно названой, но вопросы сформулированы совместно преподавателем и студентами на самом занятии;

обсуждение и защита рефератов по теме занятия.

Семинарским занятиям присущи следующие основные функции?

a) углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах учебы;

b) развитие умений и способностей самостоятельной учебно-познавательной и научно-исследовательской работы;

c) формирование аналитического мышления, развития рефлексии;

d) привитие умений вести дискуссию, пропагандировать, отстаивать свою точку зрения; развитие устной речи;

e) контроль за степенью и характером усвоения учебного материала.

Критерии эффективности семинарского занятия?

степень активности студентов;

уровень дискуссионности;

глубина обсуждения темы;

весомость коллективно сформулированных выводов;

удовлетворенность студентов и преподавателя проведенным занятием.

Практические занятия (или лабораторно-практические занятия). Цель практических занятий – углубление и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной, трудовой, профессиональной деятельности. Лабораторно-практические занятия проводятся в кабинетах, лабораториях, мастерских, учебных хозяйствах, и как правило, предусматривают использование учебного оборудования, современной аппаратуры и приборов, электронно-вычислительной техники. В этом случае лабораторно-практические занятия приобщают студентов к проведению опытов и экспериментов, помогают формированию научно-исследовательских умений, а также умений работы с приборами и аппаратурой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.