Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение и воспитание – что общего и особенного в данных процессах?




Учебно-воспитательный процесс в вузе осуществляется в определенных формах. Вместе с развитием университетского образования исторически изменялась организация обучения студентов и его формы. В настоящее время высшая школа имеет большое разнообразие организационных форм учебно-воспитательного процесса. Каждая из форм организации обучения имеет свой строй и режим.

Форма организации обучения в вузе – есть внешний вид учебно-воспитательного процесса, как бы его оболочка.

Форма – это способ существования и выражения содержания обучения, иначе, чем через формы невозможно представить и выразить содержание учебных дисциплин.

В формах опосредуется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности преподавателя и студентов. В них выражается разная степень их взаимодействия, в одних из форм возможно проявление большей степени активности преподавателя (лекция), в других – студентов (семинарское занятие). Совокупность разнообразных форм составляет структуру учебного процесса. Учебный план подготовки специалистов обычно представляется через организационные формы обучения студентов.

Формы организации учебного процесса предполагают определенное количество и состав студентов. В зависимости от этого фактора учебная деятельность вуза реализуется в массовых формах (лекция), групповых (семинарское занятие), индивидуальных формах (консультация); при этом преподаватель выполняет разные функции? организатор учебного процесса, источник знаний, консультант, контролер, анализатор.

Выбор формы обучения студентов зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, а также от уровня педагогической культуры преподавателя и состояния учебно-методической базы вуза. В свою очередь, форма организации обучения детерминирует выбор дидактических методов.

В современной высшей школе используются следующие формы учебной деятельности, которые условно можно подразделить на 4 группы?

1) формы теоретической учебной деятельности? лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия;

2) формы практической учебной деятельности? лабораторно-практические работы, практикумы;

3) комбинированные формы учебной деятельности? педагогическая и производственная практика;

4) контрольные формы учебной деятельности? коллоквиум, зачет, экзамен.

Воспитание – это целенаправленный специально организованный педагогический процесс взаимодействия педагога со студентами с целью формирования у них политических, нравственных, эстетических, физических качеств, развития их способностей и сущностных сил, становления отношений с окружающим миром и людьми.

Воспитание – сложный педагогический процесс, связанный с деятельностью субъектов этого процесса, с их активностью. Он предполагает обязательные изменения в интеллектуальной, эмоциональной, физической сферах личности, ее обогащение и совершенствование. В нем принимает заинтересованное участие студенческий коллектив.

Существуют и общие концептуальные положения, ориентация на которые способствует повышению продуктивности воспитательного процесса. Рассмотрим их.

Первое. Воспитание и обучение имеют общую цель – формировать личность будущего учителя-профессионала. Но воспитание не продолжает учебный процесс, его нельзя сводить к дополнительным занятиям. Оно лишь опирается на общую с обучением цель и призвано своим содержанием, методами и организационными формами реализовать собственную цель, содействовать духовному и физическому развитию студентов, формированию индивидуально и социально значимых качеств. Воспитание содействует становлению человека.

Второе. Воспитательная работа в вузе, воспринимаемая как самостоятельная категория, руководствуется собственной целью – разностороннего развития личности будущего учителя с опорой на ее индивидуальность.

Третье. Продуктивность воспитания студентов находится в пропорциональной зависимости от наличия или отсутствия системы в этом процессе. Исследования показывают, что при педагогической систематизации всех средств, имеющихся в высшей школе, вокруг выдвинутых целей, эффективность воспитательного процесса повышается. Это первый шаг.

Четвертое. Не уменьшая роли педагога и целенаправленной организованной педагогической деятельности, в этот процесс необходимо более основательно включить самого студента, его собственные силы, его активность, причем, осуществить это включение на всех этапах организации воспитания, начиная с планирования.

Пятое. Важными элементами воспитательной системы вуза (факультета) являются деятельность, общение, познание, педагогический микроклимат.

Шестое. В условиях вуза воспитание раскрывает свои потенциальные возможности не полностью, в силу этого оно используется не в полной мере для достижения поставленных целей. Если объективно проанализировать и осмыслить его сущность, оценить возможности, то станет очевидно, что воспитание многофункционально. При таком подходе открываются новые его стороны и грани. Процессу воспитания студентов в высшей школе присущи следующие функции? воспитывающая, развивающая, познавательно-образовательная, коммуникативная, организаторская, профессиональная.

Седьмое. Система социальных ролей обеспечивает действительную подготовку молодых людей к жизни в обществе и труду. Если в качестве одной из целей воспитания выдвинуть системно-ролевой подход, то оно в значительной мере переструктурируется, приобретает новое звучание, наполняется дополнительным смыслом и содержанием.

Девятое. Важно у студентов в период обучения в вузе заложить стремление и потребность в самовоспитании.

Основные направления воспитания в вузе.

Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с целевым комплексом. Избранные конкретные цели определяют содержание воспитания, его направленность и составные части. В воспитательном процессе любого вуза выделяются следующие направления (или составные части)? политическое, трудовое, эстетическое, экологическое, правовое, физическое. Воспитательный процесс не является простой суммой составных частей, они взаимосвязаны, в живом процессе воспитания переплетаются, взаимодействуют, нередко дополняют друг друга, в этом процессе формируется целостная личность будущего учителя.

При организации воспитания должны находить отражение следующие основные направления?

а) формирование профессионально и личностно значимых качеств, развитие способностей;

б) формирование базовой профессиональной культуры;

в) формирование отношений к родине, семье, труду, обществу, коллективу, к другим людям, самому себе;

г) формирование педагогической профессиональной нравственности;

д) подготовка к выполнению различных ролей? гражданина, семьянина, труженика, человека;

е) формирование ценностей? педагогических, гражданских, национальных, общечеловеческих, индивидуально-значимых;

ж) дальнейшее развитие социального и жизненного опыта.

Кроме названных направлений организаторы воспитания могут дополнить его с учетом потребностей и интересов конкретного студенческого коллектива, уровня воспитанности студентов.

Основные принципы воспитания.

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов; его направление, содержание, выбор методов, средств и форм.

Следующие принципы?

1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.

Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл? правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.

3. Гармонизация личных и общественных интересов.

Истина лежит посередине. Если в основу воспитания положить принцип гармонизации личных и общественных интересов, то оно будет влиять на формирование студентов, заботящихся об отечестве, в котором живут, одновременно проявляют внимание к себе и другим людям, разумно сочетают свои интересы с интересами своей страны, общества.

4. Связь воспитания с жизнью, с современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.

чтобы оно было сориентировано своим содержанием на современную социально-политическую действительность.

5. Воспитание личности в коллективе

Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь необходимо опора на данный принцип.

6. Природосообразность воспитания

В настоящее время данный принцип предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов; что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов.

Рассматриваемый принцип предполагает, что индивидуальная работа со студентами будет осуществляться в общем коллективном процессе воспитания, на фоне современных социокультурных тенденций и одновременно сочетаться с персональным влиянием на студента с определенными частными целями.

7. Уважение личности студента.

Уважение основано на признании в студенте личности, оно связано с объективным и доброжелательным отношением к нему.

8. Воспитание в деятельности и общении.

Деятельность способствует формированию активности и инициативы, организаторских качеств и умений. Она помогает студентам подчас убедится в истинности или ложности тех или иных идей, положений.

Общая характеристика методов воспитания.

Методы воспитания – это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов, направленной на решение задач формирования разносторонне развитой личности будущего учителя.

Рассмотрим сущность и значение методов, которые наиболее часто применяются в целенаправленном воспитательном процессе в условиях вуза.

Разъяснение. – есть монологическое изложение сущности какой-либо идее, положения, закона, позиции т.д.

Убеждения. – метод воспитания, который применяется с целью формирования осмысленной и принятой студентами точки зрения по различным вопросам: нормам и правилам поведения, взаимоотношениям, ценностным ориентациям, взглядам.

Переубеждения. Политическая нестабильность, во всех подобных случаях уместно опираться на метод переубеждения для переориентации студентов, изменения их позиции, нравственных норм и правил поведения.

Совет. Преподаватели, опираясь на свой педагогический и жизненный опыт, стремятся передать его студентам посредством советов.

Педагогическое требование

Общественное мнение.

Если педагогическое требование используется в работе со студентами преподавателями, то общественное мнение – это метод деятельности студенческого коллектива.

Пример для того, чтобы вызвать у студентов высокие переживания, определить благородную цель- перспективу

Поручение и задание. прежде всего комсомольская, профсоюзная, спортивная, студенческие штабы и профильные клубы

Упражнение.

Метод упражнений, воспринимаемый как многократное повторение действий, поступков, переживаний обучающихся с целью формирования и закрепления у них навыков и привычек культуры поведения, нравственно-этических качеств, известен давно. Педагоги понимали, что воспитать молодого человека, опираясь лишь на методы разъяснения, совета, убеждения, невозможно, его надо учить культуре поведения, или поставить в такую ситуацию, когда определенное качество (состояние, переживание) должно проявится.

Соревнование.

В настоящее время на первый план выступают эгоистические устремления личного плана, попытки добиться успеха любой ценой, коллективные интересы приглушены. Подобные нравственные тенденции объясняются действием общей социально-экономической системы конкуренции в рыночных условиях, что оказывает существенное влияние на процессы воспитания молодежи. Поэтому, применяя данный метод, необходимо учесть наличие этих тенденций и попытаться их преодолеть, опираясь на его позитивные возможности.

Методы стимулирования.

Это – группа методов, включающая одобрения, осуждения, контроль, самоконтроль. Данный метод может быть выражен в форме беседы, наблюдения, отчета на собрании, напоминания, письменного приказа с оценкой деятельности, тестирования.

Метод самоконтроля применяется студентом к самому себе для стимулирования или проверки собственного развития и воспитания, он помогает решать вопросы саморегуляции духовного мира и внешней линии поведения и деятельности. Этот метод имеет больше, чем какой-либо другой, непосредственно личностный смысл.

В целом методы воспитания способствуют развитию общей культуры студентов, их интеллекта, эмоционально-волевой и физической сфер, задатков и способностей – то есть содействуют разностороннему развитию личности, формированию социально и нравственно зрелого молодого специалиста.

Формы воспитания и виды деятельности студентов.

Содержание воспиательного процесса реализуется посредством определенных форм. Форма – это внешний вид воспитательной работы, как бы ее обложка. В условиях вуза используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, воскресники по благоустройству), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами.

Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий.

В условиях высшей школы наибольшее распространение получили следующие формы внеаудиторной воспитательной работы? тематические вечера, дискотеки, спортивные соревнования, туристические походы, клубные занятия по интересам, диспуты, эскурсии, коллективы самодеятельности – хоровые, хореографические, театральные, воскресники по благоустройству, политические информации, строительные студенческие отряды, волонтерская деятельность, создание тематических музеев и др.

8. Какова роль образовательных стандартов? Что общего и в чем особенности Государственных образовательных стандартов и Образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемы ведущими университетами?

Ведущим вузам России предоставлено право устанавливать собственные образовательные стандарты, которые при удовлетворении требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) ВПО позволяют обеспечивать качество подготовки выпускников, соответствующее уровню мировых стандартов.

Макет стандарта, требования к условиям реализации

Образовательный стандарт САФУ представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных программ высшего образования по направлению подготовки в Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова (в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности).

 

Содержание вузовского образования, структура и объемы учебных дисциплин определяется нормативными документами, утвержденными Министерством образования. Это образовательные стандарты по каждой профессии, учебные планы по каждой специальности, квалификационные характеристики, учебные программы по предметам. Модель специалиста, квалификационная характеристика, в которой содержаться требования к определенной специальности, служит основой для разработки учебных планов и программ; а программы являются ориентиром для подготовки учебников, учебных и методических пособий. По мере развития общества, научно-технического и культурного прогресса, социальных преобразований представления о деятельности учителя изменяются, что влечет за собой соответствующие изменения в содержании учебно-воспитательного процесса, методике и технологии его организации. Совершенствование, модернизация профессиональной подготовки будущего учителя может носить частичный характер и происходить как бы “на ходу движения”, но может быть и глобальной, выливаясь в реформу. В процессе перестройки изменяются учебные планы вузов и факультетов, учебные программы по конкретным дисциплинам, учебники, учебные и методические пособия, учебное оборудование.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1]. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности[2].

ФГОС ВО обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

разработки примерных основных образовательных программ;

разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

организации деятельности работы методических служб;

аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 6317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.