Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова логика и этапы научно-педагогического исследования?




Структура и логика научно-педагогического исследования

1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач

2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода

3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем.

4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется.

5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления.

6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий.

7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

Методы педагогического исследования - это совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение научно-педагогических проблем.

Классификация методов педагогического исследования:

По цели исследования

Теоретические методы:

• сравнительно-исторический анализ;

• методы моделирования;

• методы причинно следственного анализа.

Практические методы:

• Изучение реального педагогического процесса в естественных условиях с помощью наблюдения;

• беседа;

• анкетирование;

• анализ документов;

• изучение педагогического процесса в изменившихся условиях при проведении эксперимента.

По источникам получения информации

• Методы изучения теоретических источников;

• Методы анализа реального педагогического процесса.

По способам обработки и анализа данных исследования

• Методы анализа;

• Методы количественной обработки материала.

Педагогическое наблюдение - наиболее непосредственный способ получения опытных данных, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта.

Виды наблюдений:

• непосредственное - наблюдение, которое проводит исследователь;

• опосредованное - дополняется данными наблюдений других лиц, работающих по программе исследователя;

• непрерывное - наблюдение, в котором педагогическое явление отражается в завершенном виде, в развитии от начала до конца;



• дискретное (прерывное) - наблюдение, в котором предметом исследования является достаточно длительный процесс и исследователь обращается к наблюдению неоднократно.

Педагогический эксперимент (лат. experimentum - проба, опыт)-исследовательский метод комплексного характера, суть которого заключается в том, что исследуемое явление ставится в определенные условия, специальные ситуации.

Разновидности эксперимента:

• естественный - эксперимент, который осуществляется в рамках реального педагогического процесса; лабораторный - эксперимент, для которого создаются специальные условия выявления и формирования желательных явлений; кратковременный; длительный; констатирующий (проявляя); формирующий (превращает исследуемое явление); контрольный.

Метод вопросов - базируется на целенаправленном получении информации путем устного или письменного опроса и реализуется в формах беседы, интервью и анкетирования.

Беседа - метод получения информации посредством словесного общения.

Интервью (англ. interview - встреча, беседа) - метод сбора первичной информации в педагогических исследованиях. Предусматривает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения респондента.

Анкетный опрос - метод педагогического исследования, с помощью анкет обнаруживает точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов.

Анкета - упорядоченный по содержанию и форме набор задач, подготовленных в виде опросного листа.

Виды вопросов:

- Прямые - требуют простого ответа;

- Косвенные - когда требуется согласие опрашиваемого на постановку определенного вопросы;

- Открытые - когда не ограничивается способ ответа на вопросы в

свободной анкете, которая применяется для ориентирования в умах людей;

- Закрытые - ограничивают заранее определенным числом вариантов ответов, один из которых должен выбрать респондент.

Метод рейтинга - оценка тех или иных сторон педагогических явлений компетентными лицами.

Метод независимых характеристик, или педагогического консилиума - получение информации о ребенке из различных источников (от двух воспитателей, помощников воспитателя, заведующего детского сада, матери, отца, бабушки и др.).

Изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, аппликаций, лепки, записей творческих рассказов и т.п.) - метод, используемый в изучении индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, отношения к продуктивных видов деятельности.

 

Социометрические методы - используются для анализа взаимоотношений в коллективе на основе опроса или наблюдения за поведением детей.

Тестирование (лат. test - испытание) - метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Математические методы - применяются в педагогическом исследовании для количественного анализа полученного материала и обработки данных эксперимента.

Метод моделирования (франц. modele - образец) - имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, в которых воспроизведены принципы организации и работы этой системы.

Внедрение результатов научных исследований в практику - целенаправленный процесс, который обеспечивает организацию деятельности на основе закономерностей, выводов и рекомендаций.

Структура процесса внедрения научного исследования в практику:

• цель (целенаправленное преобразование существующей практики в желаемую);

• средства осуществления (виды деятельности: научные и методические семинары, лекции, показ авторских методов и форм работы и т.д.);

• результаты внедрения (определяются успехами развития ребенка благодаря изменениям, внесенным в учебно-воспитательный процесс).

Этапы внедрения идеи в практику:

1) начальный - наличие общих методических основ воспитания и обучения и предложений;

2) главный - создание на основе ранее полученных выводов материалов, определяющих деятельность педагога: программ, пособий и др.;

3) заключительный - разработка документов, отражающих общие основы воспитания и обучения и отдельные методические положения и вместе с тем учитывают нормативные требования к деятельности педагога.

Педагогические инновации - процессы создания, освоения, использования и распространения нового в области обучения и воспитания.

Новое в педагогике - не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались либо еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющее в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования (В. Загвязинський).

Педагог-новатор - автор новых педагогических систем; разработчик и реализатор педагогических новаций и нововведений.

Уровни новизны в педагогике:

• абсолютная (принципиально неизвестное новация, отсутствие аналогов и прототипов);

• относительная (частичная, условная, местные);

• псевдоновизна (стремление сделать не столько лучше, сколько иначе);

• изобретательские мелочи.

Передовой педагогический опыт - опыт, опирающийся на педагогические новации и инновации и позволяет получать результаты, соответствующие современным требованиям и являются оптимальными для конкретных условий.

Главные критерии передового педагогического опыта:

• актуальность (определяется соответствием опыта к важнейшим проблемам, существующим в обучении и воспитании на данном этапе);

• новизна (имеет достаточно широкий диапазон - от научного открытия до рационализации отдельных сторон педагогической деятельности);

• результативность (повышение уровня развития детей в процессе применения обозначенного опыта, а также оптимальное использование воспитателем и детьми сил и времени для достижения результата);

• стабильность (возможность проверки опыта в деятельности других педагогов);

• перспективность (возможность творческого подражания опыта другими педагогами).

Виды передового педагогического опыта:

• новаторский - передовой педагогический опыт высочайшего уровня, порождаемая новой педагогической идеей. Может быть исследовательским (использует экспериментальный поиск и получает оригинальные данные на уровне открытия) и рационализаторским (характеризуется совершенствованием практики обучения и воспитания на основе использования творческих идей);

• примерный (репродуктивный) - педагогический опыт, который обеспечивает более эффективное и качественное решение задач обучения и воспитания опираясь на уже существующие положения. В зависимости от того, кто является автором или носителем опыта (отдельный педагог, группа воспитателей, методическое объединение работников дошкольных учреждений района, города, области и др.), его классифицируют как коллективный, групповой или индивидуальный.

Интерпретация (лат. interpretatio - толкование) в науке - раскрытие смысла, разъяснения. Задачами педагогической интерпретации является выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и прогнозируемой эффективности в использовании.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 84; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.152.232
Генерация страницы за: 0.018 сек.