КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Что представляет собой педагогическая наука и каковы особенности педагогики высшей школы?
Научные руководители магистрантов 1 курса (2016/2017 уч. год) направление 09.04.03 Прикладная информатика, магистерская программа «Психолого-педагогические измерения»
Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Функции педагогической науки. Прежде всего, это: 1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: (описательном, объяснительном; диагностическом; прогностическом). 2. Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях: (проективном; преобразовательном; рефлексивном). Задачи педагогики: 1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами. 2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности. 3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология. 4. Внедрение результатов исследования в практику. Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: 1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать? 2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать? 3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать? 4. Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них. Педагогика и психология высшей школы Цель дисциплины. Целью курса является формирование у аспирантов базовых знаний и умений научного поиска, их практического использования в реальной педагогической деятельности, как необходимой основы формирования всесторонне развитой, социально активной, творчески мыслящей личности. В процессе семинарских занятий аспиранты должны овладеть разнообразными формами организации педагогического процесса, познакомиться и осмыслить педагогические идеи, традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в вузе. Изучение дисциплины способствует формированию нравственно-ценностной и профессионально-личностной ориентации аспирантов в современной мировоззренческой и духовной ситуации российского общества, овладению культурой самообразования, самовоспитания и творческого саморазвития, готовит их к прохождению педагогической практики и повышает их интерес к труду преподавателя высшей школы. Задачи. Основные задачи дисциплины – ознакомить аспирантов основами педагогической науки высшей школы, дать им представление о многообразии педагогических концепций в современном мире, об основах технологии целостного учебно-воспитательного процесса и о проблемах воспитания в России. Среди задач можно выделить также стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся, организацию познавательной деятельности по овладению научными знаниями и формированию умений и навыков, развитию мышления и творческих способностей, выработке диалектико-материалистического мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Педагогика – одна из важных дисциплин в рамках подготовки профессионального педагога высшей школы, поскольку изучает закономерности воспитания, обучения и образования и управления этими процессами. Курс педагогики знакомит аспирантов с целями, задачами, принципами, методами, формами и средствами обучения и воспитания в высшей школе; раскрывает основные методы научно-педагогических исследований, факторы развития личности, основы педагогических технологий и коммуникаций. При этом учитываются аксиологичекий и акмеологический подходы к построению содержания учебных занятий. Изучение дисциплины способствует формированию педагогической направленности аспирантов в дальнейшей научно-исследовательской и педагогической деятельности. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения курса педагогики высшей школы, основываясь на государственном стандарте, аспирант должен: 1. Знать: – сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, влияние индивидуальных различий студентов на результаты педагогической деятельности; – основные достижения, проблемы и тенденции развития педагогики высшей школы в России и за рубежом, современные подходы к моделированию педагогической деятельности; – правовые и нормативные основы функционирования системы образования; 2. Уметь: – использовать в учебном процессе знание фундаментальных основ, современных достижений, проблем и тенденций развития соответствующей научной области и ее взаимосвязей с другими науками; – излагать предметный материал во взаимосвязи с дисциплинами, представленными в учебном плане, осваиваемом студентами; – использовать знания культуры и искусства в качестве средств воспитания студентов; 3. Владеть: – методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы; – основами научно-методической и учебно-методической работы в высшей школе (структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематика учебных и воспитательных задач); – методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями; – основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах; – методами формирования у студентов навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития их творческих способностей; – методами эмоциональной саморегyляции. Кроме того, преподаватель должен иметь представление об экономических механизмах функционирования системы высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Данная рабочая программа предполагает реализацию фундаментальных и прикладных психолого-акмеологических идей подготовки педагогических кадров. 5. Связь с дисциплинами (междисциплинарные связи). Данный курс связан со следующим учебным курсом: «Психология высшей школы», «Философия». 6. Основными принципами при составлении программы выступали: учет специфики профессиональной направленности; творческого саморазвития; научности содержания; связи теории с практикой; вариативности и альтернативности содержания; систематичности и последовательности; методологической выдержанности и др.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |