КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные навыки или навыки пользования информационными технологиями?
Часть II Интеграция национальных информационных ресурсов в мировую информационную среду. Еще одним перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний. Разработка соответствующих рекомендаций составляет первое направление необходимых исследований. Второе направление исследований заключается в необходимости разработки психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования [19]. Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния: (I) различный, но неравноправный доступ; (II) неоправданно высокие ожидания; (III) утрата личного общения; (IV) эквивалентность диплома работе; (V) движение к международной стандартизации [20]. Неравномерное вложение средств и заинтересованность в участии в электронном обучении окажут заметное влияние на положение дел в высшем образовании. Помимо элитарных вузов, политическое влияние которых достаточно прочно (за счет богатых выпускников и солидных фондов), остальные учреждения высшего образования окажутся в очень уязвимой позиции. Только те вузы, которые планомерно инвестируют в электронное обучение, постоянно создают программы и вступают в партнерские отношения, успешно переживут это десятилетие [21]. Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями [22]. 2.2. Информационные навыки в высшем образовании Перевод Корбута А.М. Шейла Корралл, библиотечный работник из университета Ридинга (Великобритания), в своей статье отмечает, что во многих современных публикациях, посвященных определению «ключевых навыков», практически никакого внимания не уделяется информационным навыкам [1]. Авторы отчета Национального комитета по исследованиям в области высшего образования подчеркивают важность формирования навыков, которые являются «ключевыми для будущего успеха выпускников, какой бы путь они не избрали в жизни», и выделяют четыре их типа — коммуникативные навыки, вычислительные способности, владение информационными технологиями и умение учиться. Корралл так же рассматривает множество других перечней ключевых навыков, которые, хотя они иногда и расширяют число навыков, по большей части упускают из виду навыки информационные [2]. Однако в различных секторах высшего образования наблюдаются и противоположные тенденции. Например, BECTA (British Educational Communications and Technology Agency — Британское агентство образовательных коммуникаций и технологий) уже давно изучает формирование информационных навыков в качестве признанного аспекта национальной учебной программы для начальных и средних школ [3]. Корралл различает навыки пользования информационными технологиями и «навыки обращения с информацией». Навыки пользования информационными технологиями включают: – базовые навыки (использование клавиатуры, мыши, принтера, операции с файлами и дисками); – владение стандартным программным обеспечением (обработка текстов, создание таблиц, баз данных и т. д.); – использование сетевых приложений (электронной почты, Интернета, веб-браузеров). Навыки обращения с информацией, по мнению Корралл, включают владение источниками информации, критериями оценки, способами поиска, техниками манипулирования и способами презентации. Такое разделение принимается многими из тех, кто пытается противостоять тенденции приравнивания компьютеров к информации и, тем самым, ошибочного отождествления компьютерной грамотности и информационной грамотности. «Это опасный миф, поскольку он предполагает, что информация — это лишь то, что можно хранить и обрабатывать при помощи компьютера» [4]. Это не значит, что информационные технологии не являются главными элементами современным способов обращения с информацией. Информационные технологии позволяют нам получать доступ к информационным ресурсам. Информационные системы так организуют информационные ресурсы, чтобы они стали легко доступными. Необходимость понимания того, как эти системы построены и как к ним можно получить доступ, стоит сегодня не только перед ограниченным кругом специалистов, но и перед всеми участниками образовательного процесса в вузах.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |