Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие — основа построения образовательной среды




Характеристика предметно-развивающей среды

Лекция 7.

План лекции

1. Образовательная среда как предметно-развивающая среда.

2. Взаимодействие как основа построения образовательной среды.

3. Ситуация как структурообразующая образовательной среды

4. Экологизация образовательной среды

5. Эстетизация образовательной среды

6. Информативность образовательной среды.

7. Толерантность образовательной среды.

 

1. Учреждение дополнительного образования - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Значит, развитие ребенка во многом зависит от рациональной организации предметно – развивающей среды в учебном кабинете или мастерской. Здесь все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

 

Поэтому среда имеет важное значение для развития детей. Все, что окружает ребенка – это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

 

Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

 

Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

В любом случае (детский сад, школа, УДОД, вуз) образовательная среда должна быть:

— обучающей,

— развивающей,

— воспитывающей,

— информативной,

— экологичной,

— эстетичной,

— диалоговой,

— гуманной,

— одухотворяющей.

 

Понятию «среда» в современных учебных пособиях уделяется мало внимания. В БСЭ упоминается о микросреде, которая пред­ставляет собой «непосредственное социальное окружение челове­ка — семью, трудовой, учебный и другие коллективы и группы».

 

Авторы данной статьи указывают на взаимодействие среды и че­ловека. Они пишут, что среда оказывает влияние на развитие лич­ности, а человек, как активная творческая, деятельная личность, может преобразовать и изменить среду. А поскольку человека можно рассматривать в качестве определенной модели, то среда, выступающая как другая модель, может взаимодействовать с ним.

При взаимодействии создается новое объединение, не похожее на прежнее. Чаще взаимодействие происходит между людьми, поэтому основой создания среды можно считать взаимодействие. Человек сам ищет тех, с кем ему хочется быть, участвовать в оп­ределенных совместных действиях. Число участников такого взаи­модействия может быть разным: от одного и более. Философ В. С. Библер подчеркивает, что процесс формирования «социума свободных индивидов представляет собой «мощное общение» и является двигателем коллективного развития. Поэтому общение между людьми является определенным видом взаимодействия. Философ пишет о большой роли малых групп в будущем. В такой среде (или малой группе) индивид неповторим и имеет возмож­ность работать наедине с собой. Работу наедине с собой можно также рассматривать как особый вид взаимодействия, который создает определенную среду. В. С. Библер считает, что это и «но­вое одиночество, и новый вид соучастия».

Таким образом, основой создания среды является взаимодей­ствие. Поэтому с позиции личностно-ориентированного подхода при рассмотрении явлений действительности, опираясь на гума­нистические идеи, мы считаем, что среда — это добровольное, сво­бодное образование участников, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реали­зовать свои возможности, проявлять творческую индивидуаль­ность во взаимодействии.

Для возникновения взаимодействия необходимо «погрузить» учащихся в такие ситуации, как соучастие в коллективной рабо­те, оказание внимания сверстникам и др. На одном из учебных занятий детям было предложено составить рассказ по картинке «Экскурсия». Нами были получены сочинения следующего типа: «Дети пошли с учительницей в лес. Там они увидели белку. Ребя­та угостили ее орехами. Экскурсия понравилась».

Затем учащиеся стали работать группами по четыре человека. Каждый участник творческой группы должен был принять по­сильное участие в составлении рассказа.

Обнаружилось явное пре­имущество коллективной формы работы. Вот что сообщил Юра К.: «В нашей группе работали все. Сначала мы составили план, а потом вместе думали и написали такой рассказ: «Насту­пила зима. Облетели листья с деревьев. Они стоят в снегу и по­крылись инеем. Увидели ребята пушистую белку и дали ей орехов. Белочка грызла с удовольствием. Ребята были довольны. Всем было весело и интересно».

Таким образом, создание ситуаций соучастия развивает иници­ативу, творчество школьников, способствует организации атмо­сферы доброжелательности и защищенности.

Организовать ситуацию проявления внимания можно включе­нием учащихся в игры на переменах, проведением внеклассных клубных занятий (типа «Дружба начинается с улыбки»). Включе­ние школьников в различные воспитывающие ситуации создает основу для тесного взаимодействия и моделирует среду на дли­тельное время.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.