Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетизация образовательной среды




Воспитательная роль школьного интерьера несомненна. Об этом в последние два десятилетия написано немало статей и ар­хитекторов-проектировщиков, и исследователей по психологии восприятия цвета. Существуют никем не отмененный норматив­ный документ, определяющий санитарно-гигиенические и эсте­тические условия образовательной среды. Наконец Ростовскаяобласть может гордиться тем, что областной институт усовершен­ствования учителей первым (и пока единственным) в России вы­пустил в свет еще в 1990 г. методические рекомендации для дирек­торов школ «Школьный интерьер». Доказано, что:

— использование цвета в соответствии с возрастными или на­циональными предпочтениями может оказывать на учащих­ся тонизирующий эффект;

— характер колерной покраски стен (цвет, текстура, фактура) оказывают серьезное влияние на интеллектуальную работо­способность учащихся, на концентрацию внимания;

— среда отдыха (рекреации) должна быть контрастна той, что вызвала утомление (учебные кабинеты);

— успех обучения во многом зависит от наличия «поля зритель­ного интереса» в интерьере учебного кабинета.

Известно, что любая среда, в том числе и образовательная, как бы провоцирует человека на определенные поступки, создавая для них благоприятные условия. Вряд ли найдется тот, кто бросит бу­мажку или окурок на беломраморные ступени лестниц любого петербургского дворца. А на серые бетонные ступени лестниц, напоминающих о казематах?..

Процесс образования предъявляет особые требования к архи­тектурной организации пространства. Ведущим началом здесь является функциональная организация учебного процесса и ее выражение в объемном решении.

Психолого-педагогические возможности архитектуры чаще всего не принимаются во внимание, хотя они более значительны, чем кажется на первый взгляд. Двухлетние исследования в двух различных подземных школах США показали, что те же препода­ватели с теми же учебниками и программами в традиционных школах (с естественным освещением) добивались худших резуль­татов по усвоению материала, особенно по естественным дисцип­линам, требующим большой абстракции. Строящиеся в США в целях защиты учащихся от стихийных бедствий подземные шко­лы подтвердили, что замкнутое окружение способствует лучшему усвоению учебного материала: успеваемость учащихся в младших классах повышается на 34%, в старших — на 9%, а 58% детей заявили, что яркая окраска интерьеров школы побуждает их лучше относиться к занятиям.

Основными группами помещений любого учебного заведения являются учебные кабинеты, лаборатории, лекционные залы, мас­терские, студии и рекреационные помещения, совмещающие фун­кции отдыха и коммуникаций.



Учебные помещения должны отвечать комплексу требований — педагогическим, гигиеническим, психологическим, эстетическим, функциональным. Архитектурное решение этой группы помеще­ний должно обеспечивать пространственную организацию различ­ных форм и методов обучения — коллективных, групповых, ин­дивидуальных, что предполагает некоторую универсальность их габаритов. Интерьер каждого учебного помещения должен иметь свое «лицо» и отвечать требованиям эргономики (световой и цве­товой климат, естественная освещенность, ориентация по частям света, температурный режим, условия естественной или принуди­тельной вентиляции).

Существует понятие «цветовой душ». В зависимости от приня­той цветовой среды усвоение учебных программ может быть раз­личным. Доказано, что желтый и оранжевый цвета улучшают умственную деятельность; желтый цвет, более чем синий, способ­ствует концентрации внимания.

Учебный процесс характеризуется интенсивными интеллекту­альными нагрузками. Перегруженность информацией, точная зрительная работа при различных требованиях к цветоразличению, высокая психофизическая нагрузка вызывают значительную утомляемость учащихся. Во многом это зависит от архитектурно­го решения пространства учебных помещений и рекреаций. Так, освещение в пределах яркостных контрастов с отсутствием слепи-мости, цветовое решение с учетом оптимального различения объекта внимания и плоскостного фона (тетрадь—стол, доска-стена), создание условий для сосредоточенности, концентрации внимания (создание цветом «поля зрительного интереса») способ­ствует меньшей утомляемости школьников.

Для соблюдения правила интервалов в восприятии информа­ции (время насыщения информацией и кратковременного отды­ха) необходимы:

- создание цветового поля зрительного отдыха (простран­ственный фон, более интенсивная окраска стены, противо­положной доске); — изменение окружающей среды в течение дня, повышающее тонус коры головного мозга.

Уже отмечалось, что среда отдыха (реакреации) должна быть контрастна той, которая вызвала утомление. Противопоставление может быть достигнуто по форме и величине пространств, по цвету и характеру освещения, фактуре и текстуре поверхностей стен, и др. Цветовой климат всего помещения имеет огромное значение для самочувствия школьника. Особенно возросла роль цвета в интерьере в связи со стремлением компенсировать однообразие и упрощенность форм типовых образцов пространства, мебели и оборудования, обусловленных современной технологией индуст­риальных методов строительства. Цвет как компонент среды вли­яет на работоспособность человека.

По официальным данным, потери рабочего времени, связанные с неблагоприятным цвето­вым климатом, достигают 10—20%. Отсюда — важность цветовых характеристик.

Красный цвет обладает стимулирующим воздействием. Лабора­торными исследованиями установлено, что он нервирует челове­ка, заставляет спешить, вызывает повышение кровяного давления, ускоряет ритм дыхания, усиливает потоотделение. Поэтому в школьных зданиях этот цвет может найти место разве что на лест­ничных клетках.

Оранжевый цвет вызывает радость, создает ощущение благопо­лучия, но возбуждает и быстро утомляет, хотя и стимулирует ум­ственную работу. Если все стены в небольшой комнате окрасить в оранжевый (или желтый) цвет, то долгое пребывание в ней че­ловека вызовет у него головокружение и тошноту. Поэтому в чи­стом виде оранжевый цвет может использоваться в местах кратко­срочного пребывания детей — на лестничной клетке, в рекреации, в столовой, в буфете. Дети младшего школьного возраста любят его, поэтому если оранжевый цвет используется в классной ком­нате, он должен быть неинтенсивным, «разбавленным» (пастель­ным).

Зеленый и голубой цвета — любимы старшеклассниками. Они вызывают чувство свежести, снимают возбуждение и усталость, успокаивают. Голубой цвет вызывает ощущение прохлады, снижа­ет кровяное давление.

Фиолетовый цвет — аморфный, безжизненный. Он вызывает печаль и пассивность.

Коричневый и оливковый цвета несколько успокаивают, вызы­вают депрессию, притупляют эмоции. Это «тяжелые» цвета.

Белый и светло-серый цвета при их изобилии в интерьере про­изводят впечатление холода, пустоты.

Эта информация весьма полезна учителю, так как в наши дни ремонт классных комнат по всей стране ведется «своими силами», на средства, собранные родителями учащихся, и нередки серьез­ные ошибки в цветовом решении интерьера.

Цветовая окраска стен и мебели должна быть тесно связана со степенью их естественной и искусственной освещенности. В по­мещениях, ориентированных на север, стены следует окрашивать в «теплые» тона (желтый, бежевый, канареечный, салатовый). Они успешно компенсируют недостаток света. Наоборот, в светлых, солнечных комнатах, обращенных окнами на юг, можно приме­нить насыщенные цвета — светло-голубой, светло-зеленый, ком­пенсирующие избыток света, утомительного для глаз.

Эстетические качества цвета, обращенные к нашим чувствам, имеют явно физическую окраску. Модные увлечения пластиком приводят к нежелательным последствиям — накоплению стати­ческого электричества и пыли, а пестрота расцвечивания откро­венно раздражает, утомляет. Кроме того, пластик (особенно свет­лых тонов) дает яркие блики света, сильно мешающие зрительному восприятию информации.

Эстетично оформленная образовательная среда создает пози­тивный психологический настрой (установку) поведения челове­ка, предрасполагая его к действиям соответственно функциям со­циального процесса, происходящего в этой среде. Доказано, что школы с более высокими эстетическими качествами отличаются низким уровнем проявлений вандализма.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.80.137.187
Генерация страницы за: 0.006 сек.