КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Остойчивость на больших углах крена. Диаграмма статической остойчивости. Особенности диаграммы
При больших наклонениях моменты инерции равнообъемных ватерлиний изменяются с углом крена. Соответственно изменяются и радиусы кривизны траектории центра величины, которая будет отличаться от окружности, положенной в основу при выводе метацентрической формулы остойчивости. Указанное обстоятельство существенно меняет зависимость восстанавливающего момента от угла крена. Установление этой зависимости и является первой задачей при изучении остойчивости при больших углах крена. Если кренящая пара наклоняет судно на большой угол, то траектория центра величины не лежит в поперечной плоскости. Вследствие несимметрии носовой и кормовой оконечностей появляется смещение центра величины в продольном направлении и пара, образуемая весом судна и силой поддержания, не будет совпадать с плоскостью кренящей пары. Разлагая образующуюся пару на составляющие в поперечной и продольной плоскостях, получим, что поперечная составляющая уравновесит кренящую пару, а продольная вызовет наклонение судна в продольном направлении. Момент этой продольной составляющей пары называется деривационным моментом. При обычной форме обводов дифферент, вызванный деривационным моментом, оказывается малым, им пренебрегают и рассматривают не действительную пространственную траекторию центра величины, а ее проекцию на плоскость наклонения. Эта проекция траектории ЦВ называется кривой центра величины (кривой С). ДСО. Зависимость плеча восстанавливающего момента от угла крена изображают в прямоугольных координатах, откладывая по оси абсцисс углы крена в градусах, а по оси ординат — плечи остойчивости в метрах. Кривая, представляющая эту зависимость, называется диаграммой статической остойчивости или диаграммой Рида. Поскольку диаграмма строится для постоянного водоизмещения, она же изображает зависимость восстанавливающего момента от угла крена, для чего масштаб момента можно также нанести на оси ординат. Диаграмма статической остойчивости изображена на рис. 4.5. Ввиду симметрии формы судна диаграмма строится только для положительных углов крена (на правый борт). При крене на противоположный борт (ϴ<0) диаграмма продолжается как нечетная функция: Характерными параметрами диаграммы являются: крутизна начального участка, максимальное плечо остойчивости lmах, угол максимума диаграммы ϴт, угол заката диаграммы ϴv (при котором плечо остойчивости обращается в нуль), площадь, ограниченная кривой и осью абсцисс. Эти параметры характеризуют остойчивость на больших углах крена.
4.Определение угла крена по диаграмме при заданном . При решении будем пользоваться диаграммой, построенной в моментах. Если диаграмма построена в плечах, то вместо кренящего момента Mкр следует использовать кренящее плечо lкр, приведенное к масштабу диаграммы делением кренящего момента на водоизмещение: Допустим, что на судно действует внешний кренящий момент Mкр, не зависящий от угла крена. Положение равновесия найдется из условия равенства кренящего и восстанавливающего моментов. Для определения угла крена отложим по оси ординат диаграммы отрезок ОС, равный, в масштабе моментов, величине М и проведем горизонталь СА до пересечения с диаграммой на рис. 4.7. Тогда угол ϴa и будет искомым углом крена судна. Формально имеется второе решение, определяемое точкой В, однако оно не имеет практического значения, так как момент Mкр не накренит судно до угла ϴb. Кроме того, точке А, лежащей на восходящей ветви диаграммы, соответствует устойчивое положение равновесия, а точке В, лежащей на нисходящей ветви, — неустойчивое положение равновесия. Действительно, наклоним судно из положения А на дополнительный малый угол δϴ и отпустим его, тогда ставший избыточным восстанавливающий момент вернет судно в начальное положение А. Если уменьшить угол крена на δϴ, то избыток кренящего момента опять вернет судно в положение A. Таким образом, судно возвращается к равновесию при угле ϴa в какую бы сторону мы его не отклонили. Значит, положение А есть устойчивое положение равновесия. Наклоним дополнительно теперь судно из положения В. Тогда появится избыток кренящего момента, который будет еще больше кренить судно и оно опрокинется. Если же уменьшить угол крена, то избыток восстанавливающего момента переведет судно в положение A. В обоих случаях судно уходит от положения равновесия, определяемого точкой В, значит это положение равновесия неустойчивое. Нетрудно видеть, что при действии постоянного кренящего момента устойчивому положению равновесия соответствует вся восходящая ветвь диаграммы.
5.Определить по диаграмме при заданном угле крена. Обратная задача — определение действующего кренящего момента по углу крена судна для случая постоянного момента решается обратным построением. По оси абсцисс откладываем известный угол крена, проводим вертикаль до пересечения с диаграммой и через полученную точку — горизонталь до оси ординат, по которой прочитываем значение действующего момента. Если при отложенном угле крена диаграмма пересекается с осью абсцисс, то крен судна является следствием отрицательной начальной остойчивости, а не воздействия внешнего кренящего момента.
6.Определить статический опрокидывающий момент по диаграмме . Третья задача — определение наибольшего выдерживаемого судном кренящего момента решается измерением в масштабе шкалы моментов наибольшей ординаты диаграммы статической остойчивости. Если диаграмма построена в плечах остойчивости, то наибольший момент найдется по формуле = Р1max, где 1max — наибольшая ордината диаграммы. Абсцисса максимума диаграммы ϴm определит наибольший угол крена, до которого судно может быть наклонено постоянным моментом, не опрокидывая его.
7.Свойство касательной к диаграмме при . Свойством касательной пользуются для уточнения начального участка диаграммы. Для построения касательной на рис. 4.5 по оси абсцисс откладывают отрезок ОА, равный одному радиану (57,3°), а по перпендикуляру к оси — отрезок АВ, равный h0. Прямая ОB и будет касательной к диаграмме в начале координат. Возможно и обратное использование свойства касательной — для определения по диаграмме начальной метацентрической высоты. Однако, ввиду погрешности при графическом проведении касательной и погрешности в построении диаграммы, такой способ не может обеспечить хорошей точности определения метацентрической высоты. Уравнение касательной как прямой, исходящей из начала координат с угловым коэффициентом h0, в осях ϴ и l имеет вид: 1 = h0ϴ, т.е. изображает зависимость плеча остойчивости, даваемую линейной метацентрической формулой остойчивости. На том же рис. 4.5 изображена синусоидальная метацентрическая формула: 1 = h sinϴ. Из рисунка видно, что при малых углах крена все три зависимости близки между собой и можно пользоваться простейшей из них — линейной. С увеличением угла крена погрешность метацентрических формул становится существенной, а далее — недопустимой. Диапазон углов применимости метацентрических формул зависит от вида диаграммы статической остойчивости и требуемой точности. Практически принято ими пользоваться до углов крена 10—12°.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |