КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синтаксические нормы
Выбор форм управления.
Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи. Управлением называется такая разновидность подчинительной связи, при которой зависимое слово выбирает тот или иной падеж по «требованию» грамматически ведущего (главного) слова. Ошибки, связанные с нарушением норм управления, весьма часты и в большинстве своем определяются следующими обстоятельствами:
- неразличением смысла близких, но не тождественных слов: «Важно различить друзей от врагов». Неправильный выбор формы управления стал следствием смешения глаголов отличать – различать.
- ложной смысловой аналогией (следствие речевой небрежности). Типичные и весьма распространенные ошибки - «отмечал о том», «подчеркивал о том», «объяснял о роли», «остановился о сторонах» - возникают из-за того, что в сознании говорящих глагол «говорить» (говорить о чем) семантически отождествляется с глаголами «отмечать», «подчеркивать», «остановиться», «объяснять». Иногда причиной ошибки может стать целая синонимическая конструкция. Так, распространенная речевая ошибка «уверенность в победу» родилась под влиянием конструкции «вера в победу».
Таким образом, чтобы избежать ошибок в форме управления, следует знать лексическое значение слова, различать синонимические варианты слов и синтаксических конструкций, в соответствии с этим осуществлять выбор нормативной падежной формы зависимого слова. В случае затруднения нужно обращаться к справочной литературе.
Наиболее распространенные формы управления. аллергия - на что-л.; альтернатива - чему?; аннотация – чего-л.; анфас – наречие, употребляется с глаголом без предлога (рисовать анфас); аэропорт – в чем? где? (в аэропорту); бал – о чем? на чем? (о бале, на балу); беспокоиться – о ком-л.; благодаря – кому? чему?; вера – во что-л.; вопреки – чему-л.; высказывание – по чему-л.; директор – чего-л.; дисгармонировать - с чем?; дискутировать – о чем?; жажда – чего? (жажда чтения); жалоба – на кого-л.; заведующий – чем-л.; заплатить – за что? (заплатить за проезд);
избегать – кого? чего?; иммунитет – к чему-л.; исходить – из чего-л.;
касаться – кого-л.; контракт – о чем? на что?; контроль – за/над чем? кем?; курировать – кого-л.;
наблюдение – за чем? кем?, над чем? кем?; надзирать – за кем? чем?; нарадоваться – кем? чем?, доп. – на кого? на что?; неверие – во что?;
обижаться – на кого? что?; обосновать – что? чем?; обращать внимание – на что-л., на кого-л.; оплата – чего? (оплата труда); оплатить – что? (оплатить проезд); оскорбиться – чем?; отзыв – о чем? (отзыв о книге); относиться – к кому-л.; отталкиваться – от чего-л.; отчитаться – в чем-л., о чем-л., перед кем-л. (отчитаться в расходах, о работе, перед начальником);
памфлет – на кого? на что?; панихида – по кому?; платить – за что? (платить за покупки); порицать – за что-л.; порт – в чем? где? (в порту); постановить – что-л.; превосходство – над кем-л.; преимущество – перед кем? чем?; пренебрежение – кем? (чем?), к кому? чему?; пренебречь – кем? чем?; преобладать – над чем?; препятствовать – чему-л.; претендовать – на что?; претензия – к кому? чему?; приверженность – кому? чему?, к кому? чему?; приемлемый – для кого? чего?; пример – чего? для кого, чего?; приоритет – в чем?;
разобщенный – с кем? чем?; разочароваться – в ком? в чем?; рассказать – о чем-л.; реликвии – чего?; рецензия – на что? (рецензия на сочинение);
свойственный – кому-л.; сделать отчет – о чем-л.; скучать - о ком? по кому?; стимул – для чего? к чему?;
талант – к чему?; тенденция – чего?; тормозить – что-л.; точка зрения – на что-л.; тревожиться – за кого-л.;
уверенность – в чем-л.; уделять внимание – кому-л., чему-л.; удивлен – чем-л.; удивляться – чему-л.; указать – на что-л.; уплатить – за что-л. (уплатить за проезд, за покупки); упрекать – в чем-л.;
характеристика – кого-л.; характерный – для кого-л.; чутье – чего? на что? к чему?
Употребление предлогов
Часто нарушение синтаксических норм связано с неправильным выбором предлога. Нередко не учитывается наличие антонимичных отношений между предлогами в – из, на – с. Вместо правильного сочетания слов «приехал из Москвы» в речи можно встретить «приехал с Москвы». При выборе правильного предлога следует учитывать следующее.
- Предлог в показывает, что движение направлено внутрь чего-либо (в школу, в сад, в город) или обозначает пребывание внутри (в школе, в саду, в городе). Предлог из обладает противоположным значением: из школы, из сада, из города.
- Предлог на указывает, что движение направлено на поверхность (на дерево, на стол), или означает пребывание на поверхности (на палубе, на крыше). Предлог с(со) означает движение с поверхности: с дерева, со стола, с крыши. Особо нужно отметить употребление предлогов в и на в географических названиях: а) предлог в употребляется с названиями государств, регионов, краев, областей, городов, сел: в Англии, в деревне Малиновка, в Гомельской области; б) предлог на употребляется с названиями островов, полуостровов: на Камчатке, на Капри; с названиями улиц, бульваров, проспектов: на улице Маяковского, на бульваре Шевченко, на проспекте Мира (с названиями переулков и проездов употребляется предлог в: в переулке Седова, в проезде Серова); в) если название горных областей имеет форму единственного числа, то используется предлог на: на Кавказе, на Урале, если форму множественного – предлог в: в Альпах, в Гималаях. - Не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить; поэтому он употребляется для указания причины, имеющей позитивное значение: благодаря помощи товарища, благодаря хорошей подготовке. Синонимичный предлог из-за используется при указании на отрицательную причину: из-за болезни, из-за лености.
- Предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются с существительными только в дательном падеже: благодаря деятельности, вопреки распоряжению (не распоряжения), согласно приказу (не приказа(!)), навстречу желанию. - Предлог по в значении «после» управляет предложным падежом существительного: по получении ответа, по окончании спектакля, школы; в значении причины – дательным: по состоянию здоровья, по распоряжению директора.
Варианты грамматической связи между подлежащим и сказуемым
К числу распространенных нарушений синтаксических норм, характерных для устной и особенно письменной речи, относятся нарушения грамматической связи между подлежащим и сказуемым. В частности, возникают трудности в выборе формы числа сказуемого, если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (количественное числительное, в том числе и слова «много», «несколько», «немало», + существительное в родительном падеже) или в его состав входят собирательные существительные «большинство», «меньшинство», «множество», «часть» и т.д.. В данных случаях координация форм сказуемого по единственному числу предпочтительна, если: а) существительное в составе подлежащего обозначает неодушевленный предмет, а сказуемое указывает на неактивность действия: «На столе было несколько книг», «На полу валялось пять тетрадей»; «Большинство деревьев стояло без листвы» (глаголы со значением «бытие», «наличие», «присутствие», «состояние», как правило, подчеркивают пассивность» действия);
б) сказуемое выражено страдательной формой причастия: «Несколько человек было убито, множество солдат ранено»; «Шесть килограммов конфет было отбраковано»; в) в составе подлежащего есть числительное на «один»: «21 пассажир не прибыл к месту назначения» (выбор формы единственного числа сказуемого обязателен);
г) при подлежащем есть уточняющие слова («только», «лишь», «всего»): «На занятиях присутствовало лишь восемь человек» (единственное число сказуемого обязательно);
д) подлежащее обозначает пространственно-временные параметры, вес: «Прошло 20 лет», «В сетке было 5 килограммов», «До деревни осталось 5 верст».
ж) собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов: «Большинство не согласилось с этим предложением»; «Меньшинство проголосовало против».
Координация по множественному числу предпочтительна, если: а) подлежащее обозначает одушевленный предмет, сказуемое указывает на активность действия: «Большинство солдат сражались самоотверженно», «Несколько детей бросились на улицу»; б) в составе подлежащего есть числительное «два», «три», «четыре»: «Три вечера прошли зря», «Три телефона звонили одновременно»;
в) если в составе подлежащего имеются однородные члены: «Множество улиц, переулков, бульваров были уже готовы к встрече весны»;
г) если между подлежащим и сказуемым есть придаточное предложение или обособленный оборот: «Большинство писателей, которые прошли фронт, были уже в зрелом возрасте», «Несколько станций, пронесшихся мимо, выглядели вполне нарядно». КРАТКИЙ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |