КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика «Ступеньки»
Диагностика развития самооценки Методика «Косвенные задачи». Детям предлагается решить шесть задач — три прямыеи три косвенные. Прямые задачи введены в задание для проверки, насколько ребенок овладел операционным составом способа решения, т. е. теми арифметическими действиями, которые необходимы и формально достаточны как для прямых, так и для косвенных задач. Тем самым всегда можно исключить причину не решения детьми косвенных задач. Считается, что ребенок справился с заданием, если он решил не менее двух из трех задач, как прямых, так и косвенных. Прямые задачи: 1. На ветке сидели две птички. Прилетели еще три. Сколько стало на ветке птичек? 2. Около школы росло шесть деревьев. Три дерева пересадили в другое место. Сколько деревьев осталось около школы? 3. У мальчика было четыре конфеты. Ему подарили еще три. Сколько стало у мальчика конфет? Косвенные задачи: 1. На ветке сидели птички. К ним прилетели еще две птички, и всего стало пять птичек. Сколько вначале было птичек на дереве? 2. Около школы росли деревья. Когда выкопали три дерева и пересадили их в другое место, осталось четыре дерева. Сколько деревьев было сначала около школы? 3. У мальчика были конфеты. Когда ему подарили еще три конфеты, у него стало шесть конфет. Сколько вначале было конфет у мальчика? По уровню выполнения данной методики всех детей можно разделить на три группы: I группа (низкий уровень) -дети с заданием не справляются. Они воспринимают и решают косвенные задачи как прямые, ориентируясь на прямое значение слов-признаков «улетели», «выкопали», «подарили». Когда их просят объяснить свои действия, они обычно говорят, что раз птицы улетели, значит, нужно отнимать и т. п. II групп (средний уровень) - детитакже не решают предложенные им косвенные задачи. Однако они, в отличие от детей I группы, хорошо понимают, что это уже не прямые задачи, и они должны решаться как-то по-другому. Для детей II группы весьма характерно то, что после слов экспериментатора: «На ветке сидели птички» они сразу же спрашивают: «Сколько?», т. е. пытаются превратить косвенную задачу в прямую. Арифметические действия этих детей носят беспорядочный и необоснованный характер. Они бессмысленно манипулируют с входящими в условия задачи числами, называя зачастую одно из них в качестве ответа. III группы - (высокий уровень) дети легко решают и прямые, и косвенные задачи.
Инструкция. Перед ребенком (в его присутствии) рисуют ступеньки. «Вот, видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя?» Параметры «умный» и «неумный» можно варьировать: добрый — злой, сильный — слабый, красивый — некрасивый, послушный - непослушный и т. п. (в зависимости от пола и характера ребенка). Можно нарисовать несколько ступенек – для каждого качества свою. По уровню выполнения этого задания детей можно подразделить на три группы. Дети I группы (низкий уровень) уверенно, без раздумья, ставят себя на верхнюю ступеньку независимо от того, какое из своих качеств предлагается оценить. Дети II группы (средний уровень) долго обдумывают, куда себя поставить, и даже если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с комментариями: «Я правда лучше всех решаю задачи» или «Я самый быстрый, потому что на соревнованиях обогнал всех». Детям этой группы свойственно менять свое местоположение и зависимости от оцениваемого качества. Дети III группы (высокий уровень), как правило, решают эту задачу «по-взрослому». Они в основном ставят себя не на самую верхнюю ступеньку, а на вторую — третью, справедливо считая, что кто-то в группе или в другом месте умеет это делать лучше или что, когда они подрастут, сумеют лучше решать задачи или быстрее бегать. Психологически готовыми, с точки зрения этого компонента являются дети, отнесенные к III группе. Но дети, обнаружившие второй и первый уровень, все же могут обучаться в школе, если они показали необходимые уровни общения со взрослыми и сверстниками. Вместе с тем следует обратить на них особое внимание и применять при работе с ними соответствующие коррекционные методы.
Методика «Неудача» Ребенку предъявляется картинка, на которой изображено, как девочка не может взобраться на качели (рис. «Неудача») Ребенка просят рассмотреть картинку и вместе со взрослым описать ситуацию (девочка хочетпокачаться на качелях, но не может взобраться на них). Во время беседы взрослый выясняет, приходилось ли ребенку оказываться в подобных ситуациях. Затем взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы: - Почему так произошло? - Что следовало сделать, чтобы этого не произошло? По характеру выполнения задания участники были подразделены на три группы: I группа (низкий уровень) -Дети первой группы, как правило, отвечают, что причина неудачи кроется в качелях, т. е. в окружающем мире. Соответственно, неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам. Поэтому, чтобы избежать неудач, следуеткачаться на низких качелях. Представители первой группы, судя по всему, столкнувшись с трудностями, не будут добиваться успеха, а, скорее, бросят начатое дело и займутся чем-либо другим. II группа (средний уровень) -Дети второй группы, видят причину неуспеха только в субъекте (Девочка слабая). При ответе на вопрос, что нужно сделать, чтобы подобного не произошло, дети предлагали «потренироваться», «подрасти», «набраться сил», «позвать; кого-либо на помощь» «т. д. III группа (высокий уровень) -Дети третьей группе видят причину неудачи и в субъекте, и в объекте (Девочка еще маленькая, а качели высокие). Показательно, что прозвучавшие во второй и третьей группах ответы свойственны детям, способным более адекватно оценивать себя и контролировать свою деятельность. Ответы испытуемых первой группы типично «дошкольные» и коррелируют с неадекватной завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя. Полученные результаты свидетельствуют: неумение правильно оценить себя связано с тем, что ребенок воспринимает происходящее только с одной точки зрения, с одной субъективной позиции. Этот феномен детально описан Ж. Пиаже и получил название детского эгоцентризма. Поведение испытуемых второй группы также характеризуется только одной точкой зрения, но, в отличие от вошедших в первую группу, позиция оценивающего субъекта как бы вынесена вовне, и оценка дается по более объективным основаниям. Дети третьей группы уже в состоянии взглянуть на события с нескольких сторон, совмещая одновременно разные позиции и точки зрения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |