Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная направленность физической культуры




Физическая культура студента

 

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно-положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Схема 1. Структура физической культурыличности

 

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания, умения и навыки. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в

двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования.

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности. Прежде всего, это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре – главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

Ø физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

Ø дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

Ø долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

Ø соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

Ø подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

Ø спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

Ø процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

Ø игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

Ø комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес – познакомиться с ним.

В структуреинтереса различают эмоциональный, познавательный и поведенческийкомпоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства.

Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

Ø с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

Ø с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

Ø с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательноеотношения.

Эмоции – важнейший компонент ценностных ориентации, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе). Эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества:

упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности;

самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха;

сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи.

К волевым качествам относятся:

решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

 

Выполнение производственных заданий, связанных с автоматизацией, механизацией и высокой интенсивностью труда, сопровождается значительными нервно-эмоциональными нагрузками, большим напряжением умственных, психических и физических усилий, повышенными требованиями к координации и точности движений, высокой концентрацией внимания исполнителя. При этом, чем прогрессивнее техника и сложнее технология производства, тем более перечисленные выше способности нуждаются в постоянном развитии и совершенствовании.

Использование средств и методов физической культуры и спорта в процессе подготовки специалистов по конкретным видам профессиональной деятельности, в процессе реабилитации (восстановления) потерянной трудоспособности, поддержании ее на высоком уровне, развитии и совершенствовании навыков и умений, а также в целях борьбы с утомлением и перенапряжением давно обоснованно с научных и методических позиций. Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно лишь при хорошем состоянии здоровья, характеризующемся большими резервными возможностями организма человека, и высокой работоспособности.

Подготовка каждого молодого специалиста в условиях вуза, его уровень физической, функциональной, психофизиологической подготовленности для предстоящей профессиональной деятельности становиться его «визитной карточкой» и приобретает не только личное, но и социально-экономическую значимость.

О тесной связи физической культуры с трудовой профессиональной деятельностью можно судить по целому ряду понятий, которые одновременно входят в структуру понятий физической культуры и характеризуют те или иные элементы и уровни профессиональной работоспособности. К ним, в частности относятся: трудоспособность, адаптационные возможности организма, физические и психофизические качества и способности, стрессоустойчивость, двигательные умения и навыки, функциональные возможности, здоровье и др.

Взаимосвязь физической культуры с трудовой профессиональной деятельностью имеет глубокие исторические корни. Такие современные виды спорта, как бег, прыжки, метания копья, плавание, толкание ядра и т.д. своим возникновением во многом обязаны подготовкой первобытного человека к своему труду. Репетиции охоты на крупного зверя, другие подобные действа явились первым историческим опытом занятий физическими упражнениями для подготовки к эффективному труду. С естественной точки зрения рассматриваемая взаимосвязь обусловлена объективным единством функций организма, задействованных как в процессе труда, так и в занятиях физическими упражнениями.

Психофизиологические функции, от уровня развития которых зависит процесс формирования специфических для конкретной профессиональной деятельности навыков и умений, а также успешность профессионального труда в целом, принято считать ключевыми профессионально значимыми функциями. Уровень развития этих функций определяет функциональные резервы организма. Степень развития ключевых профессионально значимых функций проверяют, как правило, в ходе тестирования при приеме на работу или при переаттестации.

Общепризнанны закономерности, подтверждающие прямую связь между занятиями физическими упражнениями и спортом в становлении профессионально важных физических качеств, психофизиологических функций и характерологических особенностей личности специалиста. К примеру, в перечне профессий США, включающем более двух тысяч специальностей, даются рекомендации для каждой из них по занятиям тем или иным видом спорта или системой физических упражнений. Для повышения профессионализма в ряде специальностей имеет место прямой перенос двигательных навыков и физических качеств отдельных видов спорта (например: навыки и умения монтажника-высотника развиваются и совершенствуются в занятиях альпинизмом и спортивной гимнастикой; для летчика акробатика, прыжки на батуте; для штурмана – спортивное ориентирование и т.п.).

При интенсивной и длительной работе всегда в той или иной степени возникает утомление. Оно может быть физическим, умственным, сенсорным, эмоциональным, локальным или общим, иметь различный уровень, вплоть до переутомления или запредельного торможения. Занятия физической культурой позволяют существенно повысить, поддержать или восстановить профессиональную работоспособность, противостоять утомлению.

Занятия физическими упражнениями и спортом повышают устойчивость организма к действиям неблагоприятных факторов профессионального труда (умственного и нервного перенапряжения, монотонии, переохлаждения и перегревания, вибрации, радиоактивности, гипоксии, укачивания, воздействия токсинов и т.п.) путем, прежде всего формирования нового уровня адаптивных возможностей.

Каждый человек, выбирая себе профессию, должен задуматься о необходимости готовить себя к ней. Путь для достижения высокого уровня профессионализма, развития необходимых качеств и способностей неизменно лежит через регулярные занятия физической культурой и спортом.

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.