Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении




 

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента, физическая культура является одним из предметов гуманитарного цикла дисциплин. Причем в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин на дисциплину «Физическая культура» выделяется 408 аудиторных (обязательных) часов. Обязательный курс физического воспитания может дополняться дисциплинами по выбору с указанием видов спорта или систем физических упражнений, а также факультативными занятиями 1-2 часа в неделю во внеурочное время на всем протяжении обучения. По всем направлениям магистерской подготовки предусматривается возможность заниматься под руководством преподавателя в объеме 2-4 часов в неделю. Для студентов очно-заочной (вечерней), заочной форм обучения и экстерната учебные занятия по физической культуре проводятся в разнообразных ее формах с учетом желания студентов, но не менее 10 аудиторных часов за время обучения.

Чтобы достичь цели физического воспитания – сформировать физическую культуру личности, важно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:

Ø понимать роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

Ø знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;

Ø формировать мотивационно-ценностное отношение студентов к физической культуре, установку на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

Ø овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

Ø обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность, определяющую психофизическую готовность студентов к будущей профессии;

Ø приобрести опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Для контроля развития физической, функциональной подготовленности, и учета теоретических и методико-практических знаний в каждом учебном семестре предусматривается тестирование физической и функциональной подготовленности, а также проверка теоретических знаний.

С целью осуществления контроля за состоянием здоровья студентов в период их занятий физической культурой ежегодно предусматривается проведение медицинских обследований, по результатам которых студенты распределяются на медицинские группы.

В настоящее время студенты вузов, занимающиеся физической культурой, по состоянию здоровья распределяются на три медицинские группы:

основную (практически здоровые, допускающиеся к сдаче всех нормативов);

подготовительную (лица со слабым физическим развитием, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья функционального характера, занимающиеся вместе с основной, но с удлиненными сроками сдачи норм);

специальную (лица, имеющие патологические отклонения в состоянии здоровья или хронические заболевания, которые допускаются лишь к занятиям лечебной физической культурой).

В вузе может быть организовано спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видов спорта, организованном в вузе. Студенты этого отделения, имеющие высокую спортивную квалификацию, могут быть переведены на индивидуальный график занятий, но с обязательным выполнением в установленные сроки зачетных требований.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года. Перевод студентов в специальное учебное отделение на основе медицинского заключения может производиться в любое время учебного года.

Учебные и вне учебные занятия со студентами осуществляются с использованием разнообразных средств и методов физической культуры.

Учебные занятия проводятся в форме:

Ø теоретических, практических (учебно-тренировочных), методико-практических и контрольных;

Ø элективных практических занятий (по выбору);

Ø индивидуально-групповых дополнительных занятий (консультаций);

Ø самостоятельных занятий по заданию преподавателя.

Вне учебные занятия организуются в форме:

Ø выполнение физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

Ø занятий в секциях, спортивных клубах, группах систем физических упражнений;

Ø самостоятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;

Ø массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий.

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и вне учебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использования научно-обоснованного минимального объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимого для поддержания нормального функционирования организма, формирования потребности к регулярным занятиям физической культурой.

При составлении учебного расписания занятия планируются равномерно в течение недели.

Теоретический раздел учебной программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях) в логической последовательности, предусмотренной учебной программой.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала:

Ø физическая культура в общекультурной и профессиональной

подготовке студентов;

Ø социально-биологические основы физической культуры;

Ø основы здорового образа и стиля жизни;

Ø оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);

Ø профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.

Теоретический материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Содержание обязательных лекций представлено в настоящем учебнике.

В каждом семестре система практических занятий, имеющая методическую и учебно-тренировочную направленность, строится как законченный модуль, соответствующий прохождению различных разделов программы. Каждый модуль завершается выполнением студентами на контрольных занятиях соответствующих контрольных заданий и тестов, характеризующих степень усвоения учебного материала.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала.Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированной физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным в конце семестра и учебного года к итоговой аттестации (сдаче зачета), необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже оценки «удовлетворительно»), предусмотренные в течение последнего семестра обучения. Зачет сдают студенты всех учебных отделений, выполнившие учебную программу по физической культуре, состоящий из трех разделов:

· теоретические и методические занятия, овладение методическими умениями и навыками;

· общая физическая и спортивно-техническая подготовка;

· жизненно необходимые умения и навыки,профессионально-прикладная физическая подготовка.

Практические зачетные требования и тесты выполняются в учебное время на контрольных соревнованиях, к которым допускаются студенты, регулярно посещающие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

Студенты, временно освобожденные от практических занятий по физической культуре, на учебных занятиях проходят углубленный курс теоретической подготовки (осваивают инструкторскую, методическую и судейскую практику). Если это освобождение носит длительный характер, то дополнительно данные студенты выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболевания и сдают зачет по теоретическому разделу программы).

К сожалению, следует констатировать, что многочисленные освобождения от практических занятий по ФК, выдаваемые врачами, в большинстве случаев наносят исключительно вред здоровью студентов. Поскольку гиподинамия (недостаток двигательной активности) неизменно приводит к аномалии в состоянии здоровья. Приказ № 297 (2003 года) Министерства здравоохранения определяет, в частности: на основе имеющихся методических рекомендаций врач разрабатывает индивидуальные программы оздоровления и реабилитации, предусматривающие комплексное применение преимущественно не медикаментозных методов, направленных на повышение функциональных резервов здоровья человека, восстановление его оптимальной работоспособности, а при наличии заболеваний – на скорейшее выздоровление, предупреждение рецидивов заболевания и восстановление трудоспособности пациентов; назначает необходимые оздоровительные и реабилитационные процедуры, в том числе ЛФК (лечебную физическую культуру). С учетом данного Приказа освобожденными от практических занятий (ЛФК) могут быть только студенты, болезни которых еще не известно как лечатся или у которых не установлен диагноз, а таких пациентов среди студентов очень ограниченное количество.

Условия аттестации успеваемости студента по предмету «Физическая культура» в каждом семестре определяются рабочей программой кафедры. По завершению изучения дисциплины проставляется итоговая оценка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 5776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.