Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Артикуляционный уклад и механизм образования звуков Р и РЬ




Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного. Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние 4—5 мм. Язык принимает форму ложечки. Его боко­вые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под на­пором выдыхаемого воздуха. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка подни­мается к мягкому нёбу, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос. Мягкая фонема РЬ' отличается по артикуляции от парной твердой допол­нительным подъемом спинки языка к твердому нёбу, кончик языка находится не­сколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе с кор­нем продвинута вперед [14, 60].

Существует несколько причин нарушения правильного произношения данного звука: физиологическое строение языка, подъязычной уздечки; малоподвижность артикуляционного аппарата; нарушение фонематического слуха: физиологические особенности дыхания.

2. Виды неправильного произношения звуков Р и Р’ и формы их появления.

Существует две разновидности дефекта фонем Р и Р’: ротацизм (искажение) и пароротацизм (замена).РОТАЦИЗМ (лат. rhotacismus, от греческой буквы «ро») — нарушение произношения звуков (фонем) Р и РЬ. ПАРАРОТАЦИЗМ (от греч. приставки para), означающей отклонение или нахождение вблизи чего-либо.

Разновидности ротацизма.

1. Часто звук Р полностью отсутствует в речи или вместо него появляется призвук гласного.

2. Недостатки произношения звука Р могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной арти­куляции — велярный Р (от velum — мягкое нёбо), при кото­ром выдыха­емый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мяг­кого нёба, в результате чего возникает шум, который, приме­шиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном Р (от uvula — язы­чок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.

3. Встречается двугубный Р. Первый вариант — «кучерс­кое» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение Р с помощью об­разования двугубной щели, когда слышится нечто вроде анг­лийского «w».

4. При боковом произношении Р вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе обычно лежат причины органического характера: парезы язы­ка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию ко­торой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или непра­вильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и подня­тию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компен­сировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется сле­дующими способами:

а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву­чание [рл];

б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут­ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре­зультат — «щечный» звук [р]; [10, 105-110]

в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает звук [п];

г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли­нии — звучание [р] несколько смягченное.

5. Вместо Р порой встречается носовой звук типа английс­кого или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корне­вой части языка с мягким нёбом при свободном проходе возду­ха из глотки в нос.

6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так на­зываемым одноударным Р, при котором передний край язы­ка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсут­ствует, слышится звук, напоминающий английский «d».

7. Возможно и глухое произношение звука Р. При одноударном и глухомпроизношении звука Р артикуляция ока­зывается наиболее близкой к норме [15, 24]

8.Ротацизм лабиодентальный, искажение Р и РЬ, вызванное образованием звука между нижней губой и верхними зубами (резцами) или верхней губой и нижними зубами;

9.Ротацизм ларингеальный (гортанный), проявляется при экстрапирамидных заболеваниях или вызывается расщелиной нёба, звуки Р-РЬ возникают за счет колебания сжатых ложных складок или сильно сомкнутых голосовых складок);

10.Ротацизм назальный, дефектное произнесениеР-РЬ обусловлено колебаниями между задней плоскостью мягкого нёба и задней стенкой глотки;

11.Ротацизм фарингеальный (глоточный), дефектное произнесение Р-РЬ обусловлено образованием похожего на Р хриплого звука между корнем языка и задней стенкой глотки;

12.Гнусавое произношение Р, корень языка образует смычку с мягким нёбом и выдох происходит через нос;

13.Замена твердого Р мягким РЬ (корова — корёва, рука — рюка);

Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.

У дошкольников часто наблюдается замена звука Р — на Л или ЛЬ и на Д. В данных вариантах параротацизма место обра­зования звука остается более или менее правильным, но изме­няется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: изменя­ется и место произношения: переднеязычный Р заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и спо­соб произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрыв­ными звуками. Возможна замена звука Р парным мягким РЬ. В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охваты­вает как твердый Р, так и мягкий РЬ. Нередко, однако, при нарушенном Р отмечается сохранный РЬ. Реже наблюдается обратное [15, 31].

3. Коррекционная работа при постановке звука Р – РЬ.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно: подготовительный этап, постановка и автоматизация звука.

Приемы постановки звуков Р и Р’

Звук Р часто отсутствует у детей. Этот недостаток хорошо заметен для окружающих и самого ребенка. Речь малыша звучит примерно так: «Ано, аномы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей, выходи комить звеей» [13, 49].

Для получения правильной артикуляции звука Р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный Р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации. Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние Ш и Ж, получить фрикативный Р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный Р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а' несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами. Упражнение может состоять вначале из двухи трехкратного равномерного повторения звука Д, затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука дД, ддД и далее из многократного повторения звука д как равномерного так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука. Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного а или ы.

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно. После того, как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения Р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый Р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким Р’. Если же вначале получится мягкий Р’, то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым Р.

Выработка Р проторного (без вибрации кончика языка)

Подготовительный этап. Для правильного произношения звука Р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Здесь могут помочь сравнения, например: «Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке».Если язык у ребенка продолжает оставаться напряженным, надо предложить пошлепать его губами, чтобы он стал ровным. Логопед сам произносит слоги пя-пя-пя, положив язык на нижнюю губу. При этих звуках язык легко распластывается. Внимание ребенка обращают на то, что язык стал ровный и широкий. Когда ребенок научится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, ему предлагают поднять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот, чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Затем можно сказать: «Теперь отправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхние зубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужно обратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, каким был, когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выводят язык на верхнюю губу.Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губы ребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своего языка. Выработкой воздушной струи, направленной на широкий, поднятый кверху кончик языка, завершается подготовительная работа по произношению звука Р. Ребенок слышит звук, близкий к З (именно этот звук получается при данной артикуляции), и не связывает его со звуком Р.Путем повторения звука З при поднятом кверху языке (губы ребенка все время находятся в положении улыбки) следует добиться, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстро и свободно.

Постановка звука. Ребенок произносит с указанной выше артикуляцией звук З, что напоминает звук п, но без вибрации кончика языка. Если же вместо Р будет слышаться Ж, надо попросить ребенка подвинуть язык ближе к резцам. Слегка усиливая воздушную струю, а потом присоединяя звук А, мы слышим звуки РА. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру.Такая тщательная подготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, но без вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным. Он возникает и в правильной речи в тех случаях, когда звучит коротко, например: рак, круг, мотор.

Автоматизация звука. Далее Р проторный вводят в слова, где он находится: в начале, середине, конце слова.

С отработанными словами составляют предложения. При употреблении в словах и фразовой речи Р проторного у ребенка иногда самостоятельно появляется раскатистое произношение звука Р. В остальных случаях необходимо вырабатывать вибрацию кончика языка [13, 73].

Выработка Р раскатистого (с вибрацией кончика языка)

Подготовительный этап. У ребенка воспитывается умение, как и при Р проторном, удерживать широкий передний край языка за верхними зубами. Для того, чтобы кончик языка напряженным поднимался вверх, можно попросить ребенка «побарабанить» кончиком языка за верхними зубами со звуком Д. Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.

Постановка звука. Научить ребенка произносить звук Р с вибрацией кончика языка можно следующим образом. Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук З (Ж) или многократно проговаривать звук Д. В это время деревянным шпателем производят частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. Когда язык не будет соскальзывать с шпателя малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинал вибрировать. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука Р в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

Автоматизация звука. Для автоматизации звука Р логопед рисует в тетради ребенка изображения объектов, в названиях которых Р стоит в начале, середине, конце слова. Затем логопед вместе с ребенком составляет предложения и записывает их под соответствующими картинками. Например: Рома красит раму краской. У барана крутые рога [ 13, 74].

Звук Р’.

После автоматизации Р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения РЬ. Длительный, раскатистый Р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения РЬ в слогах, вводят слова, в которых он стоит в начале, середине и конце слова. С отработанными словами составляют предложения, например: Рита варит. У Риммы сиреневый берет. На берегу реки растет кудрявая береза. [13,74].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.