Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.1. Введение в возрастную психологию




Возрастная психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении всей жизни человека от рождения до старости. Возрастная психология составляет научное обоснование педагогической психологии.

Предмет изучения возрастной психологии - психологическое содержание последовательных этапов онтогенеза, возрастная динамика психических процессов, половозрастные и типологические свойства человека.

Существуют разные аспекты системного описания предмета возрастной психологии[1], представим их в виде схемы.

При системном анализе важно соотнести между собой различные характеристики и закономерности индивидуального развития, которые выявляются при рассмотрении предмета возрастной психологии в этих аспектах.

 
 

 

 


Возрастная психология, как отрасль психологической науки, включает в себя детскую психологию, акмеологию (психологию периода взрослости), геронтологию (психологию периода старости).

Методы возрастной психологии

В возрастной психологии используются те же методы, что и во всех остальных отраслях психологической науки. Но предмет изучения – психическая реальность в ее изменчивости – диктует особую организацию исследования. Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту. Определенным преимуществом обладают лонгитюдные (продольные) исследования, в которых развитие психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза. Организация исследования с помощью сравнительного метода (метода поперечных срезов) позволяет сопоставить различные группы испытуемых по возрастам, скорости реакций, степени выраженности того или иного явления и т.д., что дает возможность получения критерия, нормы, относительно которого происходит оценивание индивидуальных показателей. Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) позволяет проследить развитие психологических свойств на одной и той же выборке на протяжении более или менее длительного периода онтогенеза.

Особое место занимают группа генетико-моделирующих методов и метода активного формирующего эксперимента. Формирующий эксперимент – это метод исследования психического развития детей в условиях специально организованного экспериментального педагогического процесса. Выделяют следующие его виды: преобразующий, созидательный, воспитывающий, обучающий, психолого-педагогический, метод активного формирования психики и т.д. На основе предварительного теоретического анализа исследуемого объекта строится гипотетическая модель становления изучаемых свойств в специально проектируемых условиях, как правило, в экспериментальных группах детского сада, классах или школах. Реализация разработанной модели тщательно контролируется и оценивается. Результаты эксперимента позволяют подтвердить, уточнить либо опровергнуть предварительно разработанную модель становления изучаемых свойств. В центре внимания формирующего эксперимента находится не столько изучение того, что есть, что сложилось и существует, сколько построение, создание возможного, будущего, перспективного. Непременным условием развертывания формирующего психолого-педагогического эксперимента является предвидение возможных последствий, ответственности исследователей за ход и результат эксперимента, за участвующих в нем субъектов.

Категория развития в возрастной психологии

Основными категориями возрастной психологии являются категории роста и развития.

Рост – количественное изменение объекта; главная характеристика роста: - это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов. Развитие– качественное изменение объекта; его главные признаки: - дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом, - появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, - перестройка связей между сторонами объекта.

Рассматривать развитие человека можно с разных сторон.

Можно говорить о видах развития, и тогда выделяются:

s физическое развитие как изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека;

s физиологическое развитие как изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и др.;

s психическое развитие, предполагающее усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, мышления, памяти, чувств, воображения, а также более сложных психических образований: потребностей, мотивов деятельности, способностей, интересов, ценностных ориентаций;

s социальное развитие как постепенное вхождение в общество, в общественные, экономические, производственные, правовые и другие отношения;

s духовное развитие, характеризующееся осмыслением человеком своего предназначения в жизни, появлением ответственности перед настоящими и будущими поколениями, пониманием сложной природы мироздания и стремлением к постоянному нравственному совершенствованию.

Данный подход опирается на идею Б.Г.Ананьева об уровневом функционировании человека. Человек, как сложная система, может быть рассмотрен с разных точек зрения, как существо, одновременно функционирующее на разных уровнях.

духовный (мировоззрение, нравственность)

социальный (статус, роли, социальное взаимодействие)

психосоциальный (поведение, деятельность, отношения)

психологический (психологические функции, настроение)

психофизиологический (психомоторика, сенсорика,

вегетативные реакции)

физиологический (органы, системы)

морфологический (уровень клеток)

 

Тогда поведение человека (то, что доступно наблюдению) является отражением процессов, происходящих на разных уровнях. Например, поведение студента на экзамене может быть рассмотрено с разных точек зрения: побледнение или покраснение кожи, психофизическое напряжение (психофизиологический уровень); волнение, которое он испытывает, страх (психологический); учащение сердцебиения (физиологический); агрессивное или заискивающее поведение по отношению к преподавателю (психосоциальный); простраивание ситуации взаимодействия исходя из роли студента (социальный); при неудачном ответе переживание потери смысла жизни или принятие ответственности на себя произошедшее и возможные пути его исправления (духовный уровень функционирования).

Психическое развитие, в свою очередь, идет по трем основным линиям:

- Развитие познавательной сферы (интеллекта, механизмов сознания). Познавательная сфера развивается под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта. Одновременно развиваются механизмы и содержание сознания.

- Развитие личности (направленность, эмоции, ценности). Можно проследить на возникновении, становлении и усложнении мотивационно-потребностной сферы, выделяя в ней ведущие доминирующие линии или направленности (учебная, познавательная, коммуникативная); на анализе онтогенеза эмоциональной направленности; систем отношений, ценностей, установок, становления образа «Я» и самооценки.

- Развитие психологической структуры деятельности (цели, мотивы, их соотношение, способы, средства). Психологическая структура деятельности развивается в логике изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны деятельности. В процессе развития формируются: способность к целеполаганию; умение планировать, организовывать, соподчинять свои действия; умение варьировать операции и способы; навыки самоконтроля и саморегуляции (на основе рефлексии); умение произвольно устанавливать отношения между мотивом (тем, ради чего выполняется деятельность) и целью (тем, что должно быть получено в результате деятельности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.